предыдущая оглавление следующая

5.5 Замечания к письму Евгения…

Дорогой Женя! Извини за непрошеные замечания, но поскольку ты хотел переделать свое письмо о.Димитрию, то может, они тебе пригодятся.

1. Можно понять, что ты в общем против исповедальной работы, проделанной о.Димитрием в его журналах: самооправдание, "смакование греховных подробностей" – препятствует очищению духа. Равнозначно употребляешь в этом ряду и слово "самоанализ". Но вот нужен ли самоанализ, публичная исповедь, самосуд и поучение другим на своем примере? Наверное, ты сознаешь, что такая работа нужна, даже необходима – и особенно с таким крупным человеком как о.Димитрий. Ведь если даже такие примеры будут проходить мимо общественного, публичного анализа и уроков, то о каком прогрессе нашей духовной жизни может идти речь? Поэтому всю эту работу о.Димитрия в целом надо безусловно одобрить, одобрить его откровенность и исповедальность – и поддержать. Тогда и огорчительные тебе недостатки – излишние самооправдания или копания в "грехе" станут извинительными издержками хорошей в целом работы, и даже станет яснее, как их можно исправлять (а может, они и необходимы для главного)…

2. Ты упрекаешь о.Димитрия в недоговоренности, но у меня создалось впечатление недоговоренности и от твоего письма. Кажется, что ты и в самом деле не хотел бы объективного анализа и самоанализа истории Дудко, может, бессознательно. И потому твои возражения против попыток его опереться в своем самоанализе на примеры священной и церковной истории ты легко отметаешь, не разбирая по существу. Например, ссылку на ситуацию наших патриархов, особенно Тихона – ты отвергаешь дешевым примером недостаточной информации. Так ее, этой информации, всегда и везде не хватает, а суждения выносить, тем не менее – нужно, опираясь на весь комплекс доступной сейчас информации. Вот и помог бы отцу Димитрию в этом, а не охолаживал его утверждениями, что любые попытки осмысления своей ситуации заведомо обречены на самооправдание и грех.

В самом главном – ты сознательно пасуешь: "сам я лично оценить Ваш поступок никак не берусь". Вот те и раз! О главном – благоразумно молчишь, а в остальном упреков короб. Но зачем они и к чему, когда нет главного, стержня - "твоей оценки поступка"?

Конечно, эта оценка – очень трудна и ответственна – но необходимо ее делать – каждому верующему и просто каждому человеку, а уж тем более пишущему ему. Ибо, не научившись оценивать такие поступки, никогда не сможешь и совершать такие гражданские поступки, не станешь полным, граждански ответственным человеком.

Но, в общем, этот мой упрек не совсем справедлив – потому что косвенно ты все-таки склоняешься к одобрению этого поступка, но не желаешь говорить этого прямо, а потому лишаешь себя возможности для собственного анализа, для отделения правильного ядра поступка от неправильных частностей (или наоборот, если все же не одобряешь). Если уж и ты, человек со стороны, но заинтересованный и подготовленный "не можешь оценить" – то кто же это сделает и как можно упрекать о.Димитрия, что он делает это сам?

3. Наверное, с христианской точки зрения твои упреки о недостаточной внутренней работе о.Димитрия и верны, но убежден, что рост внутренней аскетической, подвижнической работы должен мешать "внешнему деланию" – (ради других людей, мира, всех). И, конечно, должны быть учтены конкретные склонности и способности. Повторяю – может, ты и прав в этих советах, но помочь о.Димитрию следует не принуждением к уходу во внутреннее самосовершенствование и отказу от "внешней работы", а советами – как перестроить эту внешнюю работу. И потому я очень сочувственно отнесся к твоей критике "воинственности" о.Димитрия (правда, уверен, что называя себя "воином" он все же не имел в виду – физическую, материальную брань) или что "врагов христианства" надо жалеть до битвы.

В общем, я бы считал большим успехом для всех нас, если бы отец Димитрий из воинственного фанатика превратился не в фанатического аскета, а в настоящего христианского, полного религиозной любви пастыря – у него есть к этому возможности. Пусть вокруг него собираются вновь духовные дети – но другие, не фанатики, а настоящие христиане. Так я думаю. 15.5.82.





предыдущая оглавление следующая


Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная.