предыдущая | оглавление | следующая |
Мир, как гарант выживания человечества, есть безусловная общая ценность, которая должна объединять всех ответственных и порядочных людей и служить им как бы сверх-целью, вернее, неким объединяющим условием.
Но это не означает умаления собственных убеждений. Ведь над абсолютами веры не может быть никаких "над" или "сверх", это противоречит природе всякой веры, ее способности быть стержнем человеческого существования… Невозможно представить себе христианина или коммуниста, для которых "Христос" или "коммунизм" не являются абсолютными ценностями. Для верующего человека (этим понятием я объединяю и теиста, и атеиста) даже оскорбительно ставить человеческую жизнь выше веры, ибо это равносильно запрету жертвенности, запрету сильной, активной веры. Ведь истинная вера зиждется на готовности людей жертвовать ради нее всем, вплоть до жизни своей и своих последователей. Вспомним хотя бы: "Родина или смерть!" или "Все, как один, умрем!"… Сегодня выясняется: ради веры можно жертвовать собой, но вот жертвовать народом – это геноцид, тяжелейшее преступление, а жертвовать человечеством (сегодня стало возможно и это) – просто немыслимое преступление. Лозунги типа: "Лучше быть атомизированным, чем коммунизированным" (или, напротив, американизированным)!" – абсолютно безнравственны.
Понятен отказ нашей страны от лозунга насильственной мировой революции в пользу принципа мирного сосуществования, отказ от насилия даже в виде идеологических споров, принятие Делийской декларации.
Понятен и поворот к "новому мышлению", к убеждению, что при всех различиях разноверующих людей их объединяет и нечто общее. В мире есть место самым разным верам и убеждениям, но если кто-то исключает из своей веры безусловное право людей на существование, то он будет нравственно исключен из человеческого ряда, морально уничтожен с еще большей неотвратимостью, чем Гитлер и Пол Пот. С человеконенавистническими идеями должна вестись и непримиримая идейная (идеям эффективно могут противостоять только идеи) борьба на уничтожение, чтобы не был уничтожен мир в целом.
Но мир стоит еще перед одной общей опасностью: соблазнами "лучшей жизни", "материального изобилия", "увеличенного досугам" и "облегченного труда". Ведь последних целей легче всего добиться путем стабилизации (или даже постепенного снижения) численности людей, Но возобладание таких соблазнов будет прямо подрывать основы человеческого существования, что подтверждается анализом основных тенденций человеческой истории, а именно:
1) Непрерывно растущий объем знаний и технических умений есть, пожалуй, главный стержень человеческого развития. Он стимулируется прежде всего желанием облегчить труд, повысить уровень и качество жизни. Однако в реальной истории такие устремления и вызванный ими технический и иной прогресс приводили в конечном счете не столько к облегчению труда и жизни, сколько к увеличению числа людей , которые могли бы прокормиться на этой земле за счет новой технологии, т.е. к человеческому расширению. Рост научно-технических знаний и рост народонаселения – это две, пожалуй, единственно устойчиво растущие качественные характеристики человечества и связь между ними мне кажется очевидной. В свое время ее авторитетно подчеркнул Мальтус. Прежняя критика мальтузианства, может, и была в некоторых аспектах обоснованной, но плохо, что вместе с ней выплеснули сам предмет исследования и анализа.
2) Вечное стремление людей к облегчению труда и жизни за счет технического использования новых знаний – не только усиливало возможности "цивилизованных людей", но и ставили сами цивилизации перед угрозой развращающего безделья, духовной деградации и даже физического вымирания. Такие болезненные процессы прерывались лишь завоеванием соседними первобытно-коммунистическими народами (еще выносливыми и не потерявшими инстинкт к расширению) либо путем возрождения здоровых трудовых и детолюбивых норм в ходе нравственно-религиозной перестройки, создания новой религии.
В наше время, когда в мире просто не осталось места для первобытных завоевательных народов, когда технический прогресс и стремление к материальному изобилию стали всеобщей угрозой, появился шанс сделать угрозу вымирания человечества необратимой.
Ее устранение возможно лишь через осознание, через воскрешение всеми людьми любых вер и взглядов, как всеобщей и обязательной, первой библейской заповеди: "Плодитесь и размножайтесь!" – именно для того, чтобы не отдыхать, а тяжко трудиться во веки вечные и чтобы не погибнуть в пресыщенности от материального и иного изобилия. Да! Расширяйтесь своим числом и жилищем на всю землю, а потом и на беспредельный Космос. И, конечно, ради этого меняйтесь, перестраивайтесь и не уставайте. "И вечный труд! Покой нам только снится!"
А вот цели материального изобилия любой ценой, даже ценой еще не родившихся детей, должны быть подвергнуты моральному остракизму и всеобщему осуждению людей разных вер и мировоззрений (наподобие осуждению водки или наркотиков, как потенциальное дето- и человекоубийство). Непрерывен научно-технический прогресс, и потому столь же бесконечным должно быть расширение, рост народонаселения. И ради этого вечна перестройка человеческой жизни, изменение ее качества, но на вечной основе: "В тяжких трудах и героических делах осваивайте и очеловечивайте всю землю и космос и будете тогда благословенны!" 13.01.1988.
предыдущая | оглавление | следующая |