Виктор Сокирко и Лидия Ткаченко. "Земля северская - Украина русская"

Том 7. Украина. 1971-1977гг.

Диафильм "Украина - 1977"

Ч. 1. "Земля северская - Украина русская"

Смотреть онлайн
Отдельные слайды

Путивль

1,2

3. На заре, на зорьке рано-рано / Со своей тоской наедине,
Плачет-причитает Ярославна / На Путивльской городской стене

4. Ах, взовьюсь кукушкой бесприютной,/ На Дунай далекий полечу,
Где-нибудь в Каяль-реке попутной Свой рукав бобровый омочу.
Наяву ль, во сне ли в час туманный, / В той ковыль-траве, в степном дыму
Оботру запекшиеся раны / Милу другу, князю моему...

5. Так за всех, кто из чужого края / Милых ждет, вздыхая в тишине,
Плачет Ярославна, причитая / На Путивльской городской стене,

6. Ветер, ветер, почему, могучий, / Ты забыл старинное родство,
Вражьих стрел зачем ты мечешь тучи / На дружину князя моего!
Мало, что ль за облаками мчаться, / Гнать по синю морю корабли.
Для чего ж мое ты отнял счастье, / Разметал в глухой степной дали!

7. Так, горючих слез не утирая, / В ранней рани далеко слышна,
Плачет Ярославна горевая, / Причитает на стене одна.

8. Солнце, дважды светлое и трижды, / Тает мгла перед тобой, как дым,
Всем тепло отрадное даришь ты, / Что же с милым сделало моим?
Ты жарой полки его спалило, / Половецкой рати помогло,
Луки храбрых русичей скрутило, / Заперло колчаны как назло.

9. Так, вплетая голос в шум дубравный,/ В камышиный шелест над рекой,
Плачет, причитает Ярославна / На стене Путивльской городской...

10. X-XII века. Путивль В современном районном Путивле нет ни одной постройки от древнерусских времен. Только земля и ее рельеф,

11. река и ее свежесть, поля и воздух, только славянство облика и речи путивльских обывателей остались прежними. Но разве этого мало?

12. Молчанско-Печерский монастырь. Сегодня в нем размещен какой-то завод, и потому смотреть на него можно только со стороны, гадая: сохранилось ли что в его стенах от Древней Руси.

13. А в живущих здесь украинских мужиках и бабах - от Ярославны и храбрых русичей? Крест и стены над кручей - счастье и слезы над Сеймом, трагедия гибели в чужом краю и радость возврата к родным стенам. Неужели и вправду это здесь было?

13а. В парке, разбитом на древнем городище, нам пришлось разговориться с путивлянином. Он был немного пьян, и потому привязчив к моему фотоаппарату, рассказывая о недалекой отсюда статуе прославившегося в последнюю войну Ковпака, о том, как пройти к селу Гвинтовому, откуда он взял жену.

13б. Ковпак - вместо древнего князя, пьяный украинский дядька - вместо русича, гвинтовская жинка - вместо Ярославны, беды и обиды хохлацкого населения - вместо величавой скорби древнерусского Бояна. Неужели в этом и состоит наше развитие? Или все связи порваны и бессмысленно копаться в истории?

14. Вот центр Путивля! Рядом с автостанцией - зеленая площадь, и над ней Свято-Преображенский собор, совсем уже русского облика.

15. Это не удивительно. Собор выстроен в 17-м веке русскими мастерами. В то время Путивль уже давно был включен

16. в состав России и стал обычным русским пограничьем.

17. Но сегодня окраинный русский город зовется украинским. Его судьба неотделима от северской земли, в свое время породившей и Великороссию, и Белоруссию, и Украину.

18. Веками Путивль - моя прародина - был заштатным курским городом, а его хохлацкое население считалось просто

19. испорченным русским. И лишь иногда он показывал своевольный нрав. Так, в 1604 году именно Путивль первый признал Дмитрия Самозванца, присягнул ему на верность.

20. Отсюда началось триумфальное шествие Лжедмитрия и западного духа в Московию.

21. Сегодня же украинская "мова" признана здесь официальной, древние здания считаются украинскими памятниками, а память о северском князе Игоре и Ярославне стала источником знания об истоках украинской трагедии.

Новгород-Северский

22. Наша палатка открыта в сторону Десны, и мы готовимся к походу в древнюю новоградскую столицу Северской земли.

23. На месте детинца сейчас стоит деревянная Никольская церковь закарпатского типа.

24. Мы готовы были в умилении запеть: ну все как в России - на горе стоит церковь, а под горой - кабак, т.е. продуктовый с винным отделом. И вправду чудо - деревянная церковь на Украине, в ее самом северо-восточном углу, почти в России - и живая, не сгорела, не испорчена, хоть и закрыта от верующих и любопытных.

25. А в современном центре Новгорода - собор Успенский, заложенный еще при Алексее Михайловиче. У него не совсем рядовая судьба.

26. В послереволюционные годы нужд на электрификацию, индустриализацию, военизацию, идеологизацию, он был ограблен и низведен до склада. При немецкой оккупации он ожил, а после возвращения поумневших наших органов так и не был закрыт. Примирилась власть с существованием этой древней своей опоры... Пусть горожан в этом соборе сейчас немного, он простоит в их ожидании еще века, древний и вечнозеленый одновременно.

27. Путивль и Новгород-Северский - старые соседи, но всегда Новгород был главнее и столичнее Путивля, и здания это подтверждают.

28. В них когда-то размещались и духовные училища, гимназии, еврейские школы. В отличие от судьбы Путивля, Запад долго, вплоть до Мазепы, сопротивлялся включению города в Московию. Поляки укрепляли город, наделяли его магдебургским правом, льготами, но все это не помогло.

29. Новгород-Северский оказался в конце концов под властью Москвы, как, впрочем, столетие спустя, и сама Польша.

30. Эти триумфальные ворота казацкой славы были выстроены уже при русской императрице Екатерине Великой, той самой, которая вместе с тем окончательно уничтожила

31. украинское казачество, выселив запорожцев на Кубань. Обычное женское коварство!

32. О древнем столичном прошлом города напоминают и стены Спасо-Преображенского монастыря, когда-то сильнейшего оборонительного центра левобережной Украины.

33. А ныне - дома престарелых. В свое время его заботливо укрепляли, главным образом, во времена Мазепы, против московской сильной власти. Однако для ползучего московского деспотизма и такие стены не страшны.

34. Мы долго оставались здесь, смотрели и вспоминали Игоря Северского. Вся его страна, все княжество отсюда - как на ладони! Поневоле захочется рвануть с дружиной в запредельные дали, на каких-нибудь поганых половцев, погулять за их счет.

35. Известно, что Новгород-Северский выдвинулся на роль новой столицы взамен Чернигова. Однако после татарских завоеваний и разорения, Новгороду тоже пришлось уступить главенство лесному Брянску. Продвижение русской власти на Северо-Восток от Киева к Москве было неумолимым, а

36. здешние княжеские терема стали лишь краткой остановкой на этом пути, здешние князья - лишь прототипом московских правителей, а их слава - лишь предвестием грандиозной царской славы.

37. Известно, что когда Новгород-Северский князь Игорь Святославович планировал свой грабительский поход на обозы и кибитки в половецкой степи, то он отнюдь не защищал своей земли, а искал личной выгоды. Известно, что войны русских с половцами ничем не отличались от обычных княжеских межусобиц. Такова точка зрения самих степняков и их потомков на подвиги знаменитого русского князя. Такова же, в общем, и точка зрения исторической науки. Но почему же тогда в легенде, в "Слове о полку Игореве", князь описан патриотом и человеком доблести и чести? Почему искажена правда?

38. А потому, что мы воспитаны в атмосфере всеукрепляющего единства и славословия, от века привыкли превозносить своих правителей патриотами, иностранцев звать погаными. ...Эти церкви и монастыри хранили и перерабатывали древние тексты, воспитывали наших отцов, и, значит, нac. Мир наших предков, и русских, и украинцев формировался именно здесь, в Северщине, в Полесье, на краю Леса и Степи. Формировался не замкнутым, а открытым для всех степных ветров. И пока степняки были привычными половцами, знакомыми и даже родными, еще жива была объективность в душах. А сменились половцы на чужих монголов - затрещала княжеская честь и мораль. Опираясь на силу татарских клинков, всяческие Иваны Калиты в полной мере возобладали над конкурентами. С 13 века бездонная азиатская степь от Китая до Европы стала давать силу и власть тем, кто презирал права и мораль своего народа, тем, кто основал российский деспотизм, сформировал судьбы и русских, и украинцев.


Три письма о книге О.Сулейманова "Aз и Я"(переписка с ак. Д.С.Лихачевым)

Чернигов

39. В черных, непроходимых лесах князь Черный основал некогда Град Чернигов. Реликвия города - Черная Могила.

40. По древности и исторической значимости, Чернигов - второй город на Украине. Да и тысячу лет назад он был таким, основным соперником киевских великих князей. Именно черниговские князья первые установили русскую власть на нынешних московских землях.

41. Вместе с властью на север двигалась и культура каменных построек. Пятницкая церковь! Десять лет назад, в Новгороде Великом, мы встретили ее младшую сестру и возмечтали о Чернигове... А теперь вот оно - осуществленное желание.

42. Все в ней как будто измечтано в едином порыве - и устремленный вверх контур, и щедро украшенные стены. А главное, многоярусные кокошники, которые, за красоту, видно, полюбили со временем и новгородские, и псковские, и московские зодчие...

43. И я благодарю судьбу за то, что довелось насытить глаза такой красотой. Благодарю реставраторов. И еще, как ни парадоксально, надо было бы поблагодарить бомбу, что прямым попаданием разрушила храм вместе с достройками и перестройками 17-18 веков и позволила реставраторам явить миру его древнюю основу.

44. Но как-то язык не поворачивается...Достройки, судя по фото, тоже ведь умелыми и любящими руками делались...

45. А в Детинце, Черниговском кремле, стоят еще более древние соборы.

46. Лаконичный, одноглавый, неброско украшенный Борисоглебский собор.

47. С такими вычурными, травянисто-звериными капителями

48. И Спасо-Преображенский собор - главная городская святыня. От него и в Новгород-Северском, и в Путивле монастыри и соборы получили свои имена, наперекор софийским соборам Киевской земли.

49. Первоначальный вид Спасо-Преображенского собора был, как и у киевской Софии - византийским. Окружающие низкорослые постройки, башни, крещальня, часовни, выявляли центральную, тянущуюся к небу часть собора.

50. А нынешний вид собор получил в конце 18 века. Золотые шпили на башнях даже мешали мне любоваться собором, мешали проникнуться его древностью.

49. Вот только открытые части кладки, явно древние, слой плинфы, слой рваного камня, да орнаментальная полоса уводили вглубь веков.

50. В старой книге 1890 года мы прочли воззвание настоятеля черниговского кафедрала: "Ранее, чем воздвиг Ярослав, сын Владимира, храм святой Софии в Киеве, другой славный сын его, Мстислав, князь тьмутараканский и черниговский, в своем стольном граде Чернигове в 1036 году, как упоминает преподобный Нестор-летописец, заложил основание церкви Преображения Спаса".

51. С воодушевлением описывает настоятель устроителей храма."Первым здесь был похоронен Мстислав Владимирович Храбрый. Как утверждает летопись, Мстислав Храбрый был милостив к народу, любил дружину и отличался благочестием к Богу. В 1016 году он воевал Крым, в 1023 году разбил полки брата своего, Ярослава, но благородно оставил его княжить в Киеве, а сам ограничился лишь властью над Северской землей. В первый раз подразделил Русь на южную, западную - Киевщину и - северскую, восточную - Черниговщину.

52. Здесь похоронен и печально знаменитый новгород-северский Игорь Святославович и Мстислав Мстиславович Удалой, поражавший своих современников удалью и удачливостью. То он был любимцем Новгорода Великого и неуклонным защитником его вольностей и прав, то храбрым патриотом в битве с монголами на реке Калке, то королем Галиции.

53. Здесь захоронен и последний независимый черниговский князь Мстислав Глебович, погибший в татарском погроме, и князь Михаил с боярином Федором, замученные в Орде и оставшиеся в народной памяти Черниговскими чудотворцами. И много иных князей и святых. Добрая часть украинской истории схоронена в этих стенах. Ведь черниговские удалые князья стали прародителями западнорусских князей и их казацких потомков.

54. Ярко живописует старое воззвание прежнюю роскошь и богатство собора. "Внутри храма шли вдоль к иконостасу восемь колонн и столбов в два ряда красноватого мрамора с желтыми базами и капителями. Эти колонны поддерживали своды, на которых лежали кругом древние хоры, на коих, в свою очередь, стояли четырехгранные столбы, также из мрамора для опоры среднего из пяти куполов, представляющего подобие царьградской святой Софии.

55. Налево была величавая, круглая и высокая, из дикого камня и кирпичных плит башня, где не один раз собирались съезда князей для решения важных вопросов".

56, Мы всматриваемся в собор, так сильно пострадавший за свою долгую жизнь, как в глаза старого человека, чтобы увидеть в них мудрую память...

57. Совсем другое отношение к этому зданию. По виду - трапезная монастыря, а на самом деле - бывшее высшее учебное заведение, Коллегиум. Украшений - сколько уместилось, а на четверик вместо восьмерика забралось этакое заумное строение, в котором разместилась церковь Иоанна Богослова. В 17 веке Коллегиум и Борисоглебский собор образовали Доминиканский монастырь.

58. Так и стоят они рядом: католический Доминиканский собор и Спасо-Преображенский, древнерусский... Что может подсказать это соседство о судьбе украинского народа с его древнерусскими истоками и долгим западным воспитанием?

59. Чарующие пейзажи древнего русского города, которому выпала украинская судьба... Правы ли тe, кто отрицает ее, кто не хочет видеть в Украине чего-то отдельного от России, а в украинцах - особой нации?

60. Древности Украинского Полесья говорят только великорусскими аргументами... и, конечно, не в пользу самостийности...

61. Живописно раскинулся Чернигов по холмам вдоль Десны. Почти на каждом из них храмы возвышают свои золотые или зеленые главы сложной формы - над морем деревянных, а теперь уже и каменных домов.

62. Вот холм Славы. К неугасимому огню в честь погибших в последнюю войну ведут траурные плиты свой похоронный марш.

63. А сразу за ним, в полуповороте, простая дорожка печально ведет мимо древнейших славянских могил - курганов еще дохристианских, a может, доязыческих времен.

64. И приводит к пещерному монастырю, который заложил здесь святой Антоний, основатель и Киевской Лавры.

65. В пещерах несколько храмов и множество келий, соединенных галереями. Здесь царило самое трудное подвижничество и благочестие. Некоторые монахи по обету вообще не выходили на белый свет, становясь, в глазах богомольцев, святыми заступниками перед Богом.

66. Снаружи монастырь обозначает трехстолпная Антониевская церковь позднего украинского вида.

67. Видимые и невидимые церкви! Видимые и невидимые подвиги! Видимый христианский подвиг людей, замуровавших себя под землю, сегодня продолжается в христианстве людьми, вынужденными скрывать свои взгляды. И неизвестно, чей подвиг труднее и плодотворнее... От пещерного Антониева монастыря пошли иные монастыри и в Чернигове, и по всей Северской, а потом и русской земле... A кто предскажет дела и результаты сегодняшнего незримого христианства? Не повторят ли они прошедший тысячелетний цикл побед, поражений?

68. Троицкий монастырь

69. Елецкий монастырь

70. Мы продолжаем настойчиво искать украинское, отличное от русского в черниговских зданиях.

71. Вот - Екатерининская церковь, построенная на средства полковника Лизогуба в честь подвига черниговского полка при взятии Азова.

72. Как не узнать в ее обличии украинское барокко, так ярко расцветшее и в Киеве, и в Москве? Здесь детали украшений скромны, но форма, крест в плане и над каждой секцией креста и его сердцевиной свой купол - четкие атрибуты этого стиля.

73. И еще один признак - заломы, завершения храма, на которые ставился барабан. Закарпатские деревянные лемковские церкви имели до 6 таких заломов. Получалась высоченная баня, как зовут ее украинцы. А древнерусское в этой церкви может только стремление к кубичности?

74. Уходя от Екатерининской церкви по аллее героев к современному центру города, как бы возвращаясь от берегов Десны - в наше время можно подвести итог тяжело бьющимся в голове мыслям... Единой украинско-русской нации никогда не было. Сначала были разные племена, а потом они стали делиться по иному принципу. И все же факт своеобразия налицо. Украинская земля лесостепи между Европой и Азией обусловила национальный характер народа, и потому в Чернигове

75. западной формы ратуша соседствует с православными соборами. И как бы ни было кратким влияние Запада на эту землю, оно сделало свое дело.

76,77. С 1801 года Чернигов - губернский город России. Обзаводится и классическими зданиями, как в любой русской губернии.

78. Но уже поздно становиться Чернигову русским.

79. У него иная судьба...

Истоки

80-84.

85. XIV-XVIII века. Истоки

86. На Украине, кроме Полесья Восточного, Северского, русского есть Полесье западное, волынское, белорусско-польское.

87. ЛуцкЦентр Волынской области сегодня - древний Луцк. Время его основания неизвестно: то ли 7-й век, то ли когда жил Владимир Красное Солнышко. Недаром так напомнил нам его Кремль - Детинец Новгорода Великого, тоже неизвестно когда возникшего.

88. Луцкий кремль носит название Большого замка Любарта. Любарт - сын знаменитого литовского князя Гедемина, начавшего освобождение древнерусской земли от татарской зависимости и сплачивание ее в единое западнорусское государство под литовским главенством. Точно так, как в свое время варяги объединили Киевскую Русь.

89. Сегодня Большой замок Любарта - пустынный музей, а для нас почти единственный свидетель сложного периода жизни украинского народа, когда он начинал борьбу за свое особое существование. Не только с татарами, но и с польскими королями. Именно здесь, в Луцком замке был созван в 1429 г. знаменитый конгресс монархов.

90. Почти со всей Европы приехали сюда, к великому литовскому князю, руководители тогдашнего христианского мира: германский император Сигизмунд со множеством немецких князей, польский король Ягелло, московский государь, хан Крыма, магистр Ливонского ордена, гроссмейстер Тевтонского ордена, король Датский, папский легатвладетель валашский, посол от императора Византии...

91. Они обсуждали возможность объединения сил против турецкой опасности, в помощь Византии. Намечалось и провозглашение королем хозяина съезда и тогдашней Литвы, Белоруссии и Украины - великого князя Витовта. Однако стараниями московских и польских политиков все эти планы были сорваны. И Варшава, и Москва мечтали сами завладеть землями Витовта.

92. Даже последующие переговоры в Малом замке Любарта, а затем в Вильно и Тракае, не привели Витовта к успеху... Византия тоже осталась без поддержки и погибла под турецкими ударами, и Западная Русь так и не стала независимым литовско-русским королевством...

93. Изначально Луцк был чисто православным. Еще в 15 веке в нем было 15 православных храмов, но при польских королях и католическом засилье эти храмы стали вначале униатскими, а потом были перестроены в католические костелы и монастыри.

94. Это Доминиканский монастырь.

95. А вот костел иезуитов. Высоченный снаружи, просторный внутри, со статуями святых в нишах и на балконах.

96. А рядом громадная звонница. Ну, как не подивиться такому соседству?

97. И все же борьба религий не была здесь жестокой, а победа западного католичества - абсолютной.

98. Ведь Луцк сумел сохранить - и православный собор, и протестантскую кирху, и армянский храм, и еврейскую синагогу.

99. До недавнего времени жива была даже караимская кенасса. Сгорела, однако...

100. Какое богатство идейных влияний! Какая свобода для роста европейского рационального духа... Однако вместо европейцев здесь выросли украинцы... Сегодня Луцк чистый, зеленый город, с прекрасным парком

101. вдоль реки, свидетель одной из первых европейских попыток создать государственную самостоятельность Западной Руси - Литвы, т.е. Украины. И свидетель краха этих попыток - из-за интриг Польши и Москвы, первой причины украинской трагедии.

102. г. Острог Небольшой районный городок Луцкой области со старинным названием - Острог - известен, прежде всего, своей удивительной крепостью, с грандиозными башнями и церковью XV века.

103. Почти вся его история связана с князьями Острожскими, а их жизнь неотделима от западнорусской и, значит, украинской истории 15-17 столетий.

104. Эту неприступную гору для постройки замка Острожские получили еще в 1368 году - от Витовта. Места на ней хватило и для замка, и для православного храма. С высоченных его барабанов не увидеть издали врага просто невозможно. А стены? - на них не окна, а бойницы. Первым здесь обосновался и похоронен Даниил Васильевич, а сын его,

105. Федор Острожко, стал знаменитым полководцем, участником Грюнвальдской битвы, гуситских войн в Чехии и Германии, не говоря уже о битвах на юге и востоке. К концу же жизни он постригся в монахи и за благочестие и подвижничество остался в народной памяти православным святым.

106. Незаурядным полководцем был и внук Федора - Иван Васильевич, принесший Литовской Руси более 60-ти выигранных сражений, хотя в целом его военная судьба была менее удачливой. Все основные войны Иван Васильевич вел с

107 наследницей татарской Орды - усиливающейся деспотической Москвой. С 15-го века, закончив собирать Северо-Восток, Москва начинает прибирать к рукам и западно-русские земли, предрешая рабство двум другим наследникам Киевской Руси - Белоруссии и Украине.

108. Удаль и какая-то воинская красота первых князей Острожских, под стать удали Черниговских Мстиславов, способствовала тому, чтобы на века затянуть процесс перехода Руси в азиатчину. И если не хватило сил для защиты западнорусской самостоятельности, то не князей Острожских в том вина.

109. Князь Иван Васильевич Острожский нещадно и не раз бился с московскими полками, справедливо видя в своих православных единоверцах истинную и главную опасность для своей Родины. В 1500 году он был пленен и сослан в Вологду, где через два года его принудили согласиться на покорность и службу московскому великому князю. Но в 1507 году он сумел бежать на Родину и снова воевал на стороне Литвы. И воевал столь успешно, что "москали" называли его не иначе, как истинным Врагом Божиим.

110. Кроме замка, в Остроге еще сохранились две отдельные городские башни, Луцкая и Татарская - как памятники другим Острожским князьям, их сбалансированной политике. Ведь, обратив военное оружие против православного Востока, князья Острожские подняли духовный меч православной веры против католического Запада.

111. И главы Богоявленского собора возвысились над круглой замковой башней, как символ, как высокое знамя над укреплением.

112. Наибольшим защитником православия по праву считают сына Ивана Васильевича - князя Константина Ивановича Острожского. Он был одновременно - и выдающимся полководцем, дипломатом и просветителем.

113. В Остроге была им основана первая на русской земле типография, где Федор Печатник напечатал Острожскую библию и "Апостолов" - чтобы поднять и укрепить авторитет православной культуры - против культуры иезуитов и бернардинцев.

114. Здесь начинался процесс усвоения православием наследия мировой культуры, процесс православного Возрождения. И пока держались князья Острожские, а вместе с ними - и другая русская знать православной веры, единой со своими подданными, до тех пор была жива надежда на мирное развитие западнорусской, украинской нации.

115. Но как только они уступили духовному нажиму Польши и Ватикана, подчинились культурному обаянию Запада, так их величайшее богатство и могущество обернулись для украинцев - не защитой, а бедствием.

116. Уже сын Константина Ивановича - Яков Острожский - стал католиком, а внучка его Алоиза стала столь ревностной католичкой, что перестраивала православные храмы в городе - в католические, чем вызвала городской бунт и разрыв народа с прежде любимыми князьями.

117. Преданные своими князьями, потянулись теперь простолюдины душой к Москве, и потому русские, в конце концов, пришли сюда. В 1796 году Острог был присоединен к России. В предместье была выстроена Троицкая, московского типа церковь. Казалось бы, православие восторжествовало, но какое - официальное, восточное, московское...

118. Сам же Острог остался в нашей памяти каким-то идеальным взлетом, княжеской столицей, какой-то автономной и свободной Украины, каким-то не осуществившимся шансом морально-политического единства верхов и низов в украинском народе. После Константина Ивановича Острог пал в духовной борьбе, опустил свое знамя перед католической культурой и обусловил этим вторую причину украинской трагедии.

119. Почаевская Успенская Лавра

120. Сегодня это, кажется, единственный на Украине мужской монастырь, оставшийся в живых. И он, похоже, не думает сдаваться под напором репрессии власти.

121. Считается, что на этой святой горе первые монахи появились еще в Батыевы времена. Много позже, в 16-м веке вдова земского судьи Анна Горская принесла сюда чудодейственную икону Пресвятой Богородицы от Византийского митрополита... и все свои земли в придачу.

122. С тех пор не пересекается поток богомольцев и богатств к чудодейственной иконе. Монастырь стал знаменитым и богатым, а позже получил звание Лавры.

123. Долгое время Почаевский монастырь, как великан, стоял на защите православной веры против католического искушения. Долгие годы ему приходилось судиться с ополяченными наследниками Анны Горской, которые даже воровали чудодейственную икону. В Почаеве даже была типография, помогавшая монахам поддерживать православным словом колеблющихся.

124. Однако в 18 столетии и этот великан был повержен - в 1720 году стал униатским, приобрел соответствующие Западу барочные украшения. И хотя через сто лет с лишним по велению Николая I Почаев вновь стал православным в наказание униатам за участие в польском восстании 1830 г., но это было не победой-реваншем западнорусского духа, а вторым его поражением.

125. Под нажимом Запада принять униатство, а потом, по приказу московского деспота, принять московское православие - какой же народ может такое выдержать без духовной порчи? - Нет такого народа!

126. И в этом третья причина украинской трагедии... А сегодня - новый поворот против православия и католичества в пользу государственного атеизма. И ходят, по разрешению свыше толпы организованных неверующих туристов в сопровождении монахов-гидов, по-хозяйски раздвигая богомольцев...

127. Почаевские храмы роскошны, ухожены.

128.Белизна стен, золото глав и яркость фресок создают торжественное, праздничноое настроение не только у богомольцев, но и у нас простых посетителей.

129.Модернистская стилизация одного из храмов под старину уместно подчеркивает в Почаеве

130.древность русского православия. Реставрационные работы, толпы плановых туристов,

131создание туристского центра - все говорит о почти неприкрытом желании властей превратить Почаевскую Лавру в музей,

132.в доходное место, как в Киеве и в Суздале. Этому мешают пока лишь зловредные хозяева -монахи

133.и богомольцы. Уже много-много лет идет эта неравная борьба, когда местные и прочие власти всеми средствами вплоть до арестов, до запрещения принимать послушников выживает отсюда монахов.

135.Однако Лавра продолжает жить и плодоносить. Народ сопротивляется начальственной идеологии и упрямо держится за предков, теперь за православие. И это хорошо.

134.Мы украдкой смотрели на богомольцев, на уходящую Украину, поражались ее простоте и убогости, так явственно воскрешающей шевченковские времена и типы.

136. и с интересом вслушивались в аргументы молодых христиан, ребят послевоенного рождения, которые видят в православии единственно прочную и истинную веру украинцевю. От их убежденности и нетерпимости становилось даже страшно. Не дай Бог им власти!

137.Одуревшие от впечатлений, хаоса людского мельтешения, праздничности и убогости, красоты и безобразия, туристского спокойствия и спора с ребятами, мы выходим на знаменитую паперть Почаевской Лавры с ее простором для ветра и пытаемся осмыслить увиденное.

138.XVII-XX века. Следствия И снова русское Полесье. Мы оставляем пока в стороне период польского владычества и Хмельнищины, чтобы быстрее перейти к последним векам русского господства.

139. Батурин Батурин сегодня небольшой городок на берегу Сейма

140 с маленькой действующей церковью и огромным старинным парком, .недалеко от которого высятся руины гетманского дворца.

141. Строился он уже в XVIII веке любимцем русской царицы и бывшим украинским пастухом, а потом графом Григорием Разумовским. Украина к тому времени потеряла и память о своей независимости, поэтому гетманство царицынского любовника и этот огромный дворец бывшей столицы левобережной Украины был просто самодержавной русской блажью, подделкой.

142.Когда-то знаменитый польский король Стефан Баторий - победитель московского деспота Ивана Грозного, был вместе с тем и отцом для украинского казачества, которому он дал организацию на полки и сотни, а также гетманскую столицу, основав ее в 1575 году и назвав своим гордым именем Баториным. Но уже в следующем столетии руками самих украинцев левобережная Украина была отдана московскому царю и его власти теперь подчинялись левобережные гетманы. 142а.Последним настоящим гетманом в Батурине был Иван Степанович Мазепа. Высокообразованный шляхтич, проницательный политик, твердый администратор, в эпоху петровского усиления власти он пытался использовать последний призрачный шанс - отвоевать независимость своему государства, понадеявшись на помощь шведского войска. И проиграл на Полтавском поле. Можно только удивляться нерасчетливости этого хитрого политика. Ведь его не поддержали в решающий момент даже свои украинцы. Но, видно, он не мог поступить иначе. Видно, накипело.

143. Отсюда он выступил в свой последний поход - на соединение со шведами, оставив столицу, дом и военные припасы. Cкоро Батурин был окружен войсками Алексашки Меньшикова , защищался отчаянно, но был взят и предан пламени в назидание всем украинцам.

144. В большом и тенистом парке сохранился дом войскового судьи и доносчика Кочубея. И его дочери Матрены. Мы знаем ее как Марию из пушкинской "Полтавы".

145. Украинские подсолнухи привечают романтические развалины гетманского дворца, как когда-то молодая украинка полюбила престарелого гетмана. И, возможно, толкнула его на молодое безрассудство и отчаянную смелость.

146, 147. Украинская история требует от государственных деятелей смелости и подвига. Но не безрассудного. Иначе останутся на ней лишь руины в диких подсолнухах...

148. г. Глухов На слайде - еще одна триумфальная казачья арка, построенная к приезду в город Екатерины II. Она и сегодня служит въездными воротами для этого городка, почти не изменившегося в размерах с 18-го века.

149. Глухову судьба готовила стать последней, уже скорее марионеточной, столицей автономной Украины. Когда в 1709 году Мазепа ушел к шведам, разгневанный Петр повелел предать его анафеме и выбрать нового гетмана, что и было выполнено покорной и испуганной казацкой "старшиной". Вот здесь, в Глухове, на общевойсковой раде они по царскому велению проголосовали за сотника Скоропадского. А в 1722 году украинское гетманство вообще было ликвидировано. Вместо гетмана в Глухове расположились

150. правительственные учреждения Малороссийской Коллегии. Наконец, в 1782 году и они были ликвидированы, а Украина превращена в рядовую русскую провинцию.

151. Гибельный процесс завершился. Отныне можно было говорить только о подневольном развитии украинской нации в теле Российской империи.

152, 153. От тех времен в городе стоит Троицкий собор.

154. г. Нежин

155. Хотя Нежин известен на Руси еще с 1147 года под именем Уненжа, он никогда не был ничьей столицей, и потому его можно показывать как типичный город лесостепной Левобережной Украины. Он давно уже стал большим.

156,157. Это видно по множеству церквей, хотя сегодня они в запустении и разоре.

158. Окруженный лесом и болотами, Нежин издавна был защищен от лихих людей, и потому в 17 веке воскрес перевалочной базой на торговом пути из Турции, Ирана и Греции - в Московию Основными торговцами в Нежине были греки. Богдан Хмельницкий первый дал им торговые льготы, а при Мазепе они даже образовали свое греческое церковное братство. При Екатерине II оно было переведено в греческий городской магистрат. Немногочисленная торговая греческая диаспора как бы вдохнула предприимчивый дух жизни в этот болотный город, а, породнившись с украинской старшиной, заложил основу для нежинского процветания и культуры. Торговое счастье переменчиво... Развитие Ростова, Таганрога, Одессы подорвало значение Нежина. Но он все же успел стать большим.

159. Самый известный архитектурный и исторический памятник в Нежине - Педагогический институт, бывший Нежинский Лицей, основанный князем Безбородко.

160. Он известен не столько своими классическими формами,

161. сколько тем, что... "Здесь учился Гоголь"

162. Николай Васильевич родом с Полтавщины, из старинного полковничьего рода Гоголь-Ямовских. Однако учился он в Нежине, в русском лицее, а жил и вырос как литератор в Петербурге, став там великих русским писателем.

163. Даровитейшие сыны украинского народа уходили в русскую культуру, при этом как бы обескровливая украинскую землю. Такова еще одна трудность украинской судьбы.

164. На долю украинской культуры оставалось лишь народное творчество, лишь фольклор, а этого - мало.

165. У нежинской автостанции стоят руины, иначе не скажешь, одного из православных храмов. Крестовая церковь с тремя барабанами. Мимо нее проносится жизнь, и она молчит, покорно ждет своего окончательного разрушения.

166. Вот так и с украинской культурой. Есть древний остов, есть богатая народная почва, есть природные талант и сила, но они уходят, уезжают от разрушенных руин,

167. попадая под воздействие более сильной русской культуры.

168. г. Каменка И сегодня этот городок невелик, а до революции он был лишь местечком, фактически селом вокруг усадьбы Давыдова, с которой началась его декабристская, литературная и музыкальная слава.

169. Усадьба Давыдова, героя войны 1812 года, долго служила штаб-квартирой для южнорусских декабристов. Этот дом был чрезвычайно гостеприимен для друзей, удобен для откровенных споров, в которых молодая военная и интеллектуальная элита пыталась выработать пути преобразования громадной Российской империи.

170. Герои Отечественной войны, привыкшие к бесстрашию ради Отечества и товарищества, и насмотревшиеся в Европе на иные, привольные порядки, победив в войне внешней, теперь желали побед на своей Родине.

171. Орлов, Волконский, Раевские, Давыдов, Якушин, Пестель, Апостол - кто только не участвовал в этих спорах! В выработке новой русской правды на западной основе... Они были, прежде всего, военными, и потому их Южный союз тяготел к военному заговору, в отличие от Северного союза в Петербурге.

172. В этом гроте они собирали конспиративные совещания, обсуждая возможности союза с низшими чинами, с различными организациями, типа "Союза славян". Обсуждали методы захвата власти.

173. Но когда наступил 1825 год, Южное общество оказалось распавшимся и неспособным к действиям. Раевский был уже в тюрьме, Пестель схвачен, многие отошли от движения, и лишь братья Муравьевы и Бестужев в преддверии окончательного разгрома подняли восстание в Черниговском полку и были разгромлены в бою.

174. Никто их не поддержал. Это кажется удивительным. Так долго и яростно боровшаяся с московскими полками украинская нация, еще недавно бывшая под властью Запада, Польши, даже не шевельнулась, когда в ее центре горячая и вольнолюбивая молодежь попыталась завоевать свободу и счастье для России и для нее... Украина как будто изнемогла после стольких столетий войн и междоусобий, как будто стала спокойным стоячим болотом. Только бы его не трогали.

175. В усадьбе Давыдова встречался с декабристами и ссыльный Пушкин. Молодым и влюбчивым бродил он по аллеям парка

176,177. вдоль спокойного Тясмина, взбирался на прибрежные скалы и, конечно же, писал стихи...

178. А позже, Чайковский здесь перекладывал стихи Пушкина на музыку.

179. Oн жил напротив парка, у замужней сестры, но, думается нам, что вдохновение чаще нисходило на него в старой усадьбе Давыдовых, с ее неутихшей памятью о декабристах и Пушкине.

180. Музыка к "Лебединому озеру", "Черевичкам", "Мазепе". И хотя Чайковский - русский композитор, эта земля одарила его и мелодиями, и сюжетами. И потому украинский народ

181. может и должен причислять Чайковского к своей культуре! И не надо бояться в этом переборщить. От русских не убудет.

182. г. ХарьковВ Харькове я родился и жил в нем первые три года настоящим украинцем. И хотя потом вырос русским, пользуюсь каждым удобным случаем, чтобы проездом остановиться в Харькове, как и в этот год, при пересадке нашей семьи с волгоградского поезда на запорожский.

183. Конечно, Харьков уже очень далек от русского Полесья, но он сформировался в тесной близости с Россией и потому стал одним из главных проводников русского влияния на Украине.

184. Мало того, в советское время он долгое время был официальной столицей Украины, и потому олицетворяет целый период в нашей теме.

185. Харьков - это не только многоэтажный многокоробчатый город советской формации. Есть в нем и старая часть, красивая и ухоженная.

186. А ведь каких-нибудь триста лет назад здесь было Дикое поле. Только в 1654 году начали строить первые дома беглые черкассы-украинцы, спасаясь от ужасов гражданской войны при Хмельницком.

187. С саблями и мушкетами выходили работать в поле первые поселенцы. Крепким заслоном от татар стали они для Московии. И потому очень благосклонно смотрели кремлевские цари на революционных казаков. Поначалу беспрекословно подтверждали их права и вольности.

188. Но уже в середине 18-го века казачье самоуправление было ликвидировано. Как и Нежину - Харькову выпала счастливая торговая судьба. В 18-м столетии здесь уже проводились четыре ярмарки с иностранными купцами, не говоря уже о вездесущих греках.

189. Харьков рос как на дрожжах, а открытие черноморских путей ему только помогло. С 1771 года он стал наместническим, а потом губернским городом, центром Слободской Украины.

190. И еще одно везение. В 1805 году харьковчане добились открытия у себя университета, единственного высшего учебного заведения тогда на всей Украине, Дона и Кубани. К торговому городу прибавилось значение культурного центра.

191, 192. Но так чаще всего и бывает. Где торговля, там и культура. Где культура, там и промышленность, там и власть.

193. Харьков, как столица суверенной, советской украинской республики вместо Киева - одно это накладывало оттенок сомнительности на такую независимость, но в первое послереволюционное десятилетие на подобные тонкости не обращали внимания.

194. Центральная власть делала столицей Украины - то Батурин, то Глухов. Теперь вот - Харьков, чтоб быстрее преобразовать провинцию под единый революционный российский знаменатель.

195. Многое знают харьковские улицы. Моя мама рассказывала и об умирающих от голода на его тротуарах и веселых демонстрациях, о пайках и страхе за жизнь и о счастливой любви и начале семейной жизни, о военных бомбежках и радости восстановления.

196. Многое могут рассказать харьковские архивы о второй, еще более страшной, чем после Хмельнищины, послереволюционной руине. Но, наверное, только сам Харьков может рассказать, как и почему это недавнее Дикое поле

197. в непосредственной близости от русских поселений вдруг оказалось заселено и обжито деятельным народом, родственным к России, но, тем не менее, вполне самобытным и не думающем об исчезновении даже при сильнейшем воздействии официальной русской культуры.

198. В этот раз вместе с нами в Харьков, на родину отца, приехали и наши дети, русские украинского происхождения. И если нам не хватит сил разобраться в русско-украинской теме, то им-то, может, хватит?

199. Конец

Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта sokirko.info доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.