23 февраля 2005 г. – к митингу на Лубянской площади у Соловецкого камня в память о депортации чечено-ингушского народа 1944 года

Позвольте приветствовать всех собравшихся. Хочу сказать, что нам, москвичам, прямым наследникам столицы имперской и советской России, труднее всего принять участие в коллективном покаянии перед чеченцами и ингушами, перед всеми репрессированными народами за российскую власть, которую мы и наши предки всегда поддерживали, пусть даже молча. Но придя на такой митинг, мы уже делаем это и потому спасибо всем.

«Чечня, прости нас!»

Уже не один год на еженедельном антивоенном пикете мы держим перед глазами москвичей и приезжих этот плакат – не из-за страха перед чеченской местью, а ради исправления и спасения собственного народа, искупления им своей исторической вины.

Еще в 1957 году депортация чеченцев и ингушей была официально названа сталинским преступлением, но четких нравственных выводов и обязательств из этого признания мы, Россия, не сделали, возвращенным из ссылки народам даже не вернули в полном объеме их земли, дома и свободы и потому они до сих пор не могут не питать к нам чувств обиды и попранной справедливости, тревоги за свое будущее существование.

Год назад парламент Объединенной Европы признал события 1944 года, в которых погибла половина чеченского народа геноцидом, поставив их в один ряд с преступлениями немецких нацистов против евреев. Европа ждет и от нас покаяния и исправления.

Сегодня многим русским, тоскующим по былой великодержавности, эти увещевания совестливой Европы кажутся смешными, но завтра, когда от нас отвернется с отвращением весь мир, нас проклянут собственные цивилизующиеся дети лермонтовским стихом:

«И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,/ потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына / над промотавшимся отцом.»

Наша вина перед Чечней и иными народами Кавказа вековечна.

Цивилизованный мир хорошо знает, что депортация 23 февраля 1944 года была далеко не единственным нашим преступлением. Сами чеченцы насчитывают 9 волн выселения и уничтожения плюс две последние чечено-российские войны, в которых погибли сотни тысяч. С Х1Х века помнит и Европа свободолюбивых кавказских горцев, в одиночку отстаивавших свои вольности от вооруженного до зубов русского «медведя-жандарма». В 1855году европейцы попытались силой защитить вольный Кавказ от имперского натиска, штурмуя Севастополь, срыли черноморские крепости и уничтожили флот, чем спровоцировали освободительные реформы в России. Однако помочь горцам они не смогли и потому вынужденно смирились с его завоеванием и депортацией в Турцию не только чеченцев, но и большей части других кавказских народов, что привело шапсугов, убыхов и многих иных к полному исчезновению. В 19-м веке термина «геноцид» еще не было, но память о преступлениях российского самодержавия на Кавказе, как говорится, осталась у европейцев в крови.

Что касается преступлений в Чечне последних лет, то международный суд над Россией все зреет и неизбежно состоится, если она сама не проявит реальной воли к окончанию преступной войны и искуплению вины. На скамьях Гаагского трибунала могут оказаться многие из наших сограждан, что заслуженно должно стать личной катастрофой для всех, кто одобрял эту войну, голосовал за Путина и не раскаивается в этом до сих пор.

Надо говорить жестко и обидно, как писал Лев Толстой в «Хаджи-Мурате»: «Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это было непризнание этих русских собак людьми. И такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание исребления крыс, ядовитых пауков, было так же естественно, как чувство самосохранения...»

Сегодня толстовские слова надо относить не только к Буданову, Ульману, Путину, к тем, кто их поддерживал и оправдывал. «Со строгостью судьи и гражданина» мы обязаны твердить их всем, включая себя, чтоб не забывать своей национальной вины и великой обязанности скорее сменить эту власть и покончить с убийствами в Чечне и России. Ради нашего собственного будущего, мы обязаны сделать это, чтоб наши дети и внуки не становились для Чечни и мира вновь и вновь хуже крыс и ядовитых пауков…

В чем причины нашего гражданского бессилия?

Уже пять лет мы требуем от властей прекращения чеченской войны и не получаем ответа. Ясно, что Путина к миру можно только принудить волей избирателей и гражданским сопротивлением. Но к сожалению, антивоенные обращения к населению тоже не замечаются. Более того, те прямые и растущие беды, которые несет кавказская война россиянам не только в самой Чечне, но в их собственных городах и селениях – не приводит к росту антивоенного сопротивления. Люди молчат даже после провокационных взрывов московских домов и гибели заложников от рук спецназовцев. Они молчат, не только получая гробы своих сыновей из Чечни и иных частей повсеместно гниющей российской армии, но и испытывая на своих спинах разгул вернувшихся из Чечни «федералов»: зачистки и избиения (как в башкирском Благовещенске), насилия и отрезанные уши….Рост этих ужасов не мобилизует, а лишь вгоняет в привычный страх и покорность традиционной российской судьбе.

Как и пять лет назад, сегодня лишь небольшое, но радикальное меньшинство ратует за военное усмирение Чечни, еще меньшее число подписывает мирные предложения. Огромное же, подавляющее большинство московских прохожих молчит и спешит пройти мимо нас незаметней. Нам нужно понять этих людей и помочь им преодолеть страх перед властью.

Ссылка на многовековую привычку русских подчиняться самодержцу, поскольку «плетью обуха не перешибешь» (т.е. протестом власть не изменишь) справедлива лишь относительно. Инерция страха имеет временные пределы и, как подметил в свое время биограф декабристов Н.Эйдельман, достаточно вырасти одному непоротому поколению, чтобы в стране появились смелые и честные люди, что и начинает происходить сейчас.

За серьезность и основательность гражданского сопротивления.

ут же оговорюсь: непоротое и потому смелое поколение не раз вырастало в России благодаря случайному появлению «на троне доброго царя», но стоило смелым проявить взамен бузотерства серьезные намерения, как власть возвращалась к более привычной для себя манере «пороть». Великодушных Екатерину П и Александра 1 еменил палаческий Николай 1, реформатора Александра 2 – жесткий Александр 3…, последних лидеров Горбачева-Ельцина сменил нынешний чекист Путин. Замены парадигмы российской власти «буза-порка» на серьезную европейскую модель смены власти через устойчивые народные выборы не происходит. Думаю, что гораздо вернее надежд на «царя-вождя-освободителя» старая формула Гете: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Она перекликается с опытом наших заключенных: «Не бойся, не надейся, не проси!», рассчитывай на себя самого и прямо сейчас. Только граждан, способных каждый день отстаивать свои права и свободы, нельзя превратить в быдло.

И такие люди в России всегда были, хоть и не составляли большинства: раскольники и староверы, иные сектанты и иноверцы, казаки пограничья и горцы Кавказа и т.д. Все они находили пути отстаивания своей веры и устоев жизни – вплоть до массовой эмиграции и тысяч самосожжений - даже при самых жестоких российских самодержцах и тем самым постепенно, но надежно уничтожали российский деспотизм. Устойчивая демократия в России может быть завоевана не бузотерством молодежи, а лишь неуступчивостью взрослых граждан в отстаивании своих жизненных основ и защите своего и чужого инакомыслия, примерно, как сформулировал в свое время Вольтер: « Я ненавижу Ваши взгляды, но готов умереть за Ваше право публично их отстаивать». В современной России были и есть такие люди, как старообрядец Виктор Попков, державший смертную голодовку против войны в Чечне, погибший за права преследуемых ваххабитов и иных чеченцев. Конечно, не всем даны силы быть святыми, как он, но сделать все, что в силах. для очеловечивания себя и страны - необходимо. Чтобы перестать быть хуже крыс и ядовитых пауков…

Давайте думать, как России выходить из имперского тупика

Другой существенной причиной молчания большинства россиян представляется их искреннее непонимание, что же именно надо делать в Чечне. Действительно, Путин на своем пути окончательно завяз, усиливать дальше зачистки и уничтожение «боевиков» при одновременной экономической и иной помощи «покоренной Чечне» (которая тут же разворовывается) - некуда, ибо приходится уже всерьез считаться с неизбежностью скамьи Гаагского трибунала для военных преступников и уголовного суда – для расхитителей помощи.

Но и два нынешних плана достижения мира в Чечне неприемлемы для большинства россиян:

1)Замирение с легитимным президентом Чечни-Ичкерии А.Масхадовым на условиях уже испробованного Хасавюртского соглашения о признании независимости Чечни де-факто представляется россиянам, да и многим чеченцам, безнадежным из-за глубокого недоверия друг к другу. Россия обвиняла чеченцев в торговле заложниками и нападении на Дагестан, а те обвиняли Россию в провокациях ФСБ. Теперь ясно, что соблюдать честно достигнутые договоренности можно только через гарантии авторитетных международных посредников.

2) Предложение радикалов о введении в Чечню войск и временной администрации ООН учитывает эту необходимость, оно приемлемо для боевиков, как начало реального отделения Чечни под международным контролем, но кажется невозможными для российского большинства, как вид иностранной оккупации и как начало развала России, ибо в таком случае к иностранному вмешательству начнут взывать и сепаратистские лидеры иных регионов России, что в конечном итоге приведет к резне русских, когда и помощь ООН не спасет.

Кроме того, в настоящее время много чеченцев воюют на стороне Москвы против боевиков и уход России для них будет означать смерть или еще большее ожесточение в уже идущей гражданской войны, которая не сможет быть отгорожена от воздействия на Россию. Наконец, у вмешательства сил ООН или НАТО в российско-чеченский конфликт, конечно, есть довольно узкие финансовые и военные рамки. Наверняка, у них не хватит сил для умиротворения всех воюющих на Кавказе сторон, а значит, не исключен вариант сползания Кавказа в истребительную войну всех со всеми. Думаю, перечисленного достаточно, чтобы понять: - простых способов решения кавказской проблемы (подобно уходу советских войск из Афганистана, бросив на произвол судьбы своих союзников), не существует. На Кавказе Россия обязана остаться, но сделать это она сможет только изменив свою имперскую основу на истинный федерализм и, конечно же, с помощью Объединенной Европы, стать частью которой мечтают не только большинство чеченцев, вслед за Турцией, но и большинство россиян вслед за Прибалтикой и Украиной.

Мне представляется, что всем противникам войны в Чечне необходимо активней проводить поиски такого мирного процесса, который был бы приемлем не только для чеченцев и для мира, но и для ныне молчащего большинства россиян.

В связи с этим я предлагаю вашему вниманию следующие предложения :

Надо обязательно пробиться к сознанию окружающих людей и убедить их в необходимости активных гражданских действий для прекращения войны в Чечне: выходить на улицы, бойкотировать Путина, не сотрудничать с преступными властями, не отдавать детей в преступную армию, сопротивляться до последней возможности– но только в рамках закона и совести, не поддаваясь соблазнам экстремизма и насилия, большевизма и нацизма. Наши пикеты и митинги будут активней и многолюдней, сливаясь с иными движениями антипутинского сопротивления, станут частью ныне начинающегося гражданского общества, которое в будущем сможет защитить свой выбор истинного лидера взамен навязываемого «преемника».

Как Россия сможет придти к миру на Кавказе через преобразование себя в Федерацию.

- После народной победы на выборах, мирный процесс должен начаться предложением нового лидера России к представителям чеченского сопротивления за рубежом и к лидерам Европы или ООН с просьбой о посредничестве и помощи.

-Одновременно с этим необходимо разворачивать в России дискуссию о будущем вхождении (возвращении) России в Европу (необязательно «Объединенную»), о необходимой для этого конституционной перестройке России на подлинно федеральных и демократических началах. Думаю, что путь вхождения в Европу через свободную Россию и при международном контроле был бы с одобрением встречен и многострадальным чеченским народом. И именно тогда у россиян возникнет шанс получить прощение чеченцев и уважение свободного мира.

- Работа трехсторонней комиссии из представителей мира, Чечни и России при главенстве и гарантиях международного посредника, должна завершиться выработкой положения (закона) о переходном периоде жизни в Чечне, в том числе и об условиях легализации и функционирования всех вооруженных сил, ныне противостоящих в Чечне, при временном доминировании международных миротворцев в целях охраны безопасности посредников, мирных жителей и договоренностей. Потом работа комиссии должна быть перенесена в Чечню, а состав ее расширен до включения всех влиятельных в военном или общественном отношении группировок жителей Чечни и диаспоры (сторонники Масхадова, Басаева, Кадырова, старейшины, иные авторитеты), с правом вето у России и международного посредника, чтобы была обеспечена выполнимость принимаемых решений. Чеченские формирова-ния должны стать основой сил местной самообороны и правопорядка, ограничившись легким оружием, а российская армия должна быть ограничена невыходом за ограду своих баз.

- Главная задача предпарламента: выработка условий свободной и безопасной жизни в Чечне. Жителям Чечни должно быть дано на выбор не только право жизни вне России или в ее составе, но и право чеченским меньшинствам жить вне единой Чечни, если их собственное замирение с другими чеченцами без насилия невозможно (конечно, при условии соблюдения прав человека и иных мировых норм права). Свободная Россия и Объединенные Нации не могут допустить, чтобы Чечня стала источником терроризма и гражданских войн. Переходный период как раз и должен выявить ответ на вопрос: смогут ли масхадовцы, кадыровцы, басаевцы, казачьи села над Тереком и иные жители сговориться меж собой жить свободно и мирно в единой Чечне или они должны пройти болезненное размежевание и долго, а может и навсегда, жить отдельно друг от друга под мировым надзором.

- Одновременно с самоопределением Чечни должна проходить федерализация всей России.

В ее многовековой истории процесс замирения со свободной Чечней даст уникальный шанс превращения из византийско-московской деспотии в настоящую, а не показную Федерацию, шанс возвращения к своим изначальным новгород-киевским началам.

Свободной и устроенной Чечне необходима свободная Россия, но и без освобождения Чечни и иных народов Россия не сможет стать свободной.

Совет Федерации станет ведущей законодательной палатой РФ, а его члены подобно американским сенаторам будут избираться напрямую населением региональных республик, как субъектов Федерации, первоисточников власти в ней (наряду с иными ветвями власти). Должен быть исправлен и доведен до конца процесс подписания и ратификации на местных референдумах договоров субъектов Федерации с ее Центром, а Конституция РФ приведена в соответствие с этими договорами, а не наоборот. В этих договорах должны быть оговорены условия их изменения или даже расторжения вплоть до выхода из состава Федерации, (но, конечно, при условии такого же права у региональных меньшинств, соблюдения всех имущественных претензий и всех иных прав человека). Только это может сделать Россию действительно свободным союзом народов и республик, подобно тому как только право на развод обеспечивает возможность существования свободных и счастливых семей и союзов, хотя сам развод является несчастьем. С учетом того, что мир в целом отнюдь не приветствует сепаратизм в любом виде и потому не будет оказывать поддержки его лидерам, а также с учето того что выход из состава государства будет связан с большими издержками вплоть до раздробления самого субъекта, право на выход не уничтожит РФ, а только укрепит ее свободный характер, а свободное стремление народов к жизни в Федерации подорвет сепаратистские корни террора и деспотизма в России.

Итак, перед нами долгий и трудный путь к свободной Федерации.

Он должен начинаться с нас самих, и я снова повторю: надо каждому пробиваться к сознанию окружающих людей и убеждать их в необходимости собственных гражданских действий для прекращения войны в Чечне: выходить на улицы, бойкотировать Путина, не сотрудничать с преступными властями, не отдавать детей в преступную армию, сопротивляться, сколько есть сил – в рамках закона и совести. Только, когда мы вместе пройдем этот долгий путь и научимся договариваться не только с чеченцами, но и со всеми народами России, только тогда мир сможет избавиться от ужаса перед нами и примет к себе как равных, а плакаты с просьбой «Чечня, прости нас!» станут терять актуальность.

В.В.Сокирко, т.354-13-21. 12.02.2005г.

Вариант устного выступления В.Сокирко на митинге 23 февраля 2005 гогда

  1. Позвольте поблагодарить всех собравшихся. Догадываюсь, что нам, москвичам, прямым наследникам имперской и советской столицы, труднее всего принять участие в коллективном покаянии перед чеченцами, ингушами, всеми репрессированными народами за российскую власть, которую мы и наши предки всегда поддерживали, пусть даже молча. Но придя на такой митинг, мы уже делаем это и потому скажем друг другу спасибо.
  2. Уже не один год на еженедельном антивоенном пикете мы держим перед глазами москвичей и приезжих плакат «Чечня, прости нас!» – не из-за страха перед чеченской местью, а ради исправления и спасения собственного народа, искупления им своей исторической вины.
  3. Еще в 1957 году депортация чеченцев и ингушей была официально названа сталинским преступлением, но четких нравственных выводов и обязательств из этого признания мы, Россия, не сделали, возвращенным из ссылки народам даже не вернули в полном объеме их земли, дома и свободы и потому они до сих пор не могут не питать к нам чувств обиды и попранной справедливости, тревоги за свое будущее существование.
  4. Год назад парламент Объединенной Европы признал события 1944 года, в которых погибла половина чеченского народа геноцидом, поставив их в один ряд с преступлениями немецких нацистов против евреев. Европа ждет и от нас покаяния и исправления.
  5. Сегодня многим, тоскующим по былой великодержавности, увещевания совестливой Европы кажутся смешными, но завтра, когда от нас отвернется с отвращением весь мир, нас проклянут собственные цивилизующиеся дети лермонтовским стихом:
    «И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,/ потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына / над промотавшимся отцом.»
  6. Цивилизованный мир хорошо знает, что депортация 23 февраля 1944 года была далеко не единственным нашим преступлением. Сами чеченцы насчитывают 9 волн выселения и уничтожения плюс две последние чечено-российские войны, в которых погибли сотни тысяч. В 19-м веке термина «геноцид» еще не было, но память о преступлениях российского самодержавия на Кавказе, как говорится, осталась у европейцев в крови.
  7. Что касается преступлений в Чечне последних лет, то международный суд над Россией неизбежно состоится, если она сама не проявит реальной воли к окончанию преступной войны и искуплению. На скамьях Гаагского трибунала могут оказаться многие из наших сограждан, что заслуженно станет катастрофой для всех, одобрявших эту войну и Путина.
  8. Нам надо говорить очень жестко, как писал Лев Толстой в «Хаджи-Мурате»: «Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это было непризнание этих русских собак людьми. И такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание исребления крыс, ядовитых пауков, было так же естественно, как чувство самосохранения...»
  9. Сегодня такие слова надо относить не только к Буданову, Ульману или Путину, к тем, кто их поддерживал и оправдывал. «Со строгостью судьи и гражданина» мы обязаны твердить их и себя за лень и глухоту, чтоб не забывать своей национальной вины и обязанности скорее сменить эту власть и покончить с убийствами в Чечне и России. Пусть хотя бы наши дети и внуки перестанут быть изгоями мира хуже крыс и ядовитых пауков…
  10. В связи с этим я предлагаю вашему вниманию следующие предложения :

  11. Надо обязательно пробиться к сознанию окружающих людей, близких и прохожих и убедить их в необходимости своих активных гражданских действий для прекращения войны в Чечне: выходить на улицы, бойкотировать Путина, не сотрудничать с преступными властями, не отдавать детей в преступную армию, сопротивляться, сколько есть сил – но при этом действовать в рамках закона и совести, не поддаваясь соблазнам экстремизма и насилия, большевизма и нацизма. Если наши пикеты и митинги будут активней и многолюдней, сливаясь с иными движениями антипутинского сопротивления, они станут частью ныне начинающегося гражданского общества, которое сможет защитить свой выбор лидера взамен навязываемого «преемника». Да-да, пусть пример украинцев нас воодушевляет.
  12. После народной победы на выборах новый лидер России обратищается к представителям чеченского сопротивления за рубежом и к лидерам западных держав или ООН с просьбой о переговорах при главенстве международных посредников и временном участии их миротворцев в разведении противостоящих вооруженных сил в Чечне.
  13. Расширенная Комиссия с участием всех авторитетных группировок жителей Чечни и диаспоры при праве вето Европы и России (круглый стол или предпарламент) выработает условий свободной и безопасной жизни в Чечне причем ее жителям будет дано не только право жизни вне России или в ее составе, но и право чеченским меньшинствам жить вне единой Чечни, если их собственное замирение с другими чеченцами без насилия невозможно. Ведь свободная Россия и Объединенные Нации не могут допустить, чтобы Чечня стала новым царством талибов, источником терроризма и гражданских войн. Переходный период как раз и должен выявить ответ на этот вопрос: смогут ли масхадовцы, кадыровцы, басаевцы, казачьи села над Тереком и иные жители сговориться меж собой жить свободно и мирно в единой Чечне или они должны пройти болезненное размежевание и долго, а может и навсегда, жить отдельно друг от друга под мировым надзором.
  14. Одновременно с самоопределением Чечни должна проходить федерализация всей России.
    В ее многовековой истории замирения со свободной Чечней при посредничестве свободной Европы даст уникальный шанс превращения из византийско-московской деспотии в настоящую, а не показную Федерацию, шанс возвращения к своим новгород-киевским началам. Свободной и устроенной Чечне необходима свободная Россия, но и без освобождения Чечни и иных народов Россия не сможет стать свободной.
  15. Совет Федерации станет ведущей законодательной палатой РФ, а в договорах республик с Центром должны быть прописаны условия их изменения или даже расторжения вплоть до выхода из состава Федерации, (но, конечно, при условии такого же права у региональных меньшинств и соблюдения всех иных прав человека). Только это может сделать Россию действительно свободным союзом народов и республик, подобно тому как только право на развод обеспечивает возможность существования свободных и счастливых семей и союзов, хотя сам развод является несчастьем. С учетом того, что мир в целом отнюдь не приветствует любой сепаратизм и потому не будет оказывать поддержки его лидерам, думаю, право на выход не уничтожит РФ, а только укрепит ее свободный характер, а стремление народов к жизни в Федерации выполет у нас сепаратистские корни террора.
    Думаю, что путь вхождения в Европу через свободную Россию и при международном контроле был бы с одобрением встречен и многострадальным чеченским народом. И именно тогда у россиян возникнет шанс получить прощение чеченцев и уважение свободного мира.

Итак, перед нами долгий и трудный путь к прочному миру в свободной Федерации.

Он должен начинаться с нас самих. Только, когда мы вместе пройдем этот долгий путь и научимся договариваться с чеченцами и всеми народами России, только тогда мир сможет наконец, избавиться от ужаса перед нами и примет к себе как равных, а



Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная.