предыдущая | оглавление | следующая |
Виктор Сокирко – экономист-диссидент, заядлый спорщик Самиздата и один из семи редакторов журнала "Поиски". В среде московских диссидентов он известен как enfant terrible, - из-за своего обычая оспаривать вслух и "в самый неподходящий момент" стереотипы, наиболее дорогие для большинства инакомыслящих.
В отличие от многих материалов Самиздата, его статьям свойственен дух компромисса: поиски такой общей точки зрения, которая, сохраняя за участниками спора оригинальность их позиций, создавала бы условия для совместных действий и взаимопонимания.
Таким условием открытого политического диалога Виктор Сокирко считает точку зрения "маленького", "простого человека" – рядового участника молчаливого большинства. Это не статистическая средняя единица советского общества, а свойственный ему политический здравый смысл – не официальный, но и не оппозиционный в узком значении термина. Он далек от любых идеологических крайностей. В рамках такой "народной точки зрения" основным правом человека представляется право на жизнь. Отсюда и своеобразный прагматизм Сокирко, готового рассмотреть любой политический вариант, открывающий поле для нестесненной запретами человеческой жизнедеятельности.
Виктор Сокирко склонен серьезно относится и к аморфному психологическому комплексу "справедливой Советской власти" – этой народной версии третьего пути в ситуации раздражения сегодняшними запретами и симптомами кризиса, в страхе перед завтрашними неизбежными потрясениями. Он верит в то, что действующие в современной России силы не являются структурно враждебными, и все они могут войти в будущий компромисс ради предотвращения всеобщей катастрофы.
Значительное место в гипотезе "национального спасения путем диалога" Сокирко отводит и политическому руководству страной, без доброй воли и участия которого, он полагает, нынешний кризис завершится серией кровопролитных потрясений. Впрочем, отношение власти к независимому публицисту однозначно: арестованный на следующий день после высылки Сахарова, Сокирко ожидает суда в московской тюрьме Бутырки.
Наибольшие споры в диссидентских кругах вызвала последняя перед арестом статья Виктора "О возможности и жизненной необходимости диалога между диссидентами и сталинистами".
При всех сегодняшних крайних разногласиях среди диссидентов, антисталинизм остается единственной идеей, общей для всех. Само нынешнее общественное правозащитное движение начиналось некогда как антисталинское. Но сегодня в России трудно не замечать рост "снизу" массового мифа о Сталине, который можно считать народным. Это новое явление все более заметно на фоне холодных и редких официальных возвращений к жизни Сталина и снижения остроты общественных дискуссий о Сталине.
Виктор Некипелов уже высказал мысль о связи этого "народного сталинизма" со стихийной оппозиционностью. В Самиздате появлялись гипотезы о некоем брожении "альтернативы снизу", не могущей позитивно высказать себя в правозащитной терминологии. Историк Михаил Гефтер находит в истоках "возвращения Сталина" как неокончательность и двусмысленность хрущевских разоблачений культа личности – так и поверхностность и неконструктивность догматического антисталинизма оппозиции.
Виктор Сокирко предлагает диалог диссидентов и сталинистов, двух наиболее удаленных (генетически и идейно) общественных сил современной России. Речь у него не идет о собственно каких-то переговорах, но о том, чтобы совместными усилиями восстановить подлинный общественный каркас советской жизни из-под традиционных политических рубрик 60-х гг. Это "безумная идея". Вопрос, как и всегда, в том, достаточно ли его идея безумна, чтобы оказаться истинной (примерно, лето 1980г.)
предыдущая | оглавление | следующая |