И, наконец, надо сказать, что эта книга как бы итожит немалую часть
моей жизни, обозначенной диссидентским псевдонимом К.Б., под которым была
опубликована за рубежом в 1974 году самиздатская книга "Очерки растущей
идеологии" (псевдоним был принят после осознания прямой генетической связи
буржуазно-демократических устоев с предшествующими коммунистическими
идеалами, которые могут приблизиться к осуществлению только на свободном
рынке), а в конце 70-х годов вышли 7 самиздатских сборников "В защиту
экономических свобод". Последние были арестованы в 1980 г., но воскресли в
90-е годы Обществом ЗОХиЭС и правозащитным журналом "ЗЭК".
К сожалению, права человека в части экономических свобод не осознаны и
не защищены должным образом и сегодня. Да, освободились посаженные при
плановой экономике хозяйственники, из Уголовного кодекса исчезли понятия
соцгосударства, соцсобственности, соцзаконности. Однако от старой тотальной
репрессивности, насильственного вмешательства в рыночные отношения мы еще
никуда не ушли.
И потому, готовясь к отходу от правозащиты по возрасту, я должен
приложить усилия к обобщению и передаче накопленного опыта. Традиционно
защитники прав человека опирались, прежде всего, на правовые стандарты,
принятые нашей страной в качестве своих международных обязательств. Очень
долго, десятилетиями эта защита почти не срабатывала, но в конце концов
доказала свою эффективность, убедив (и тем погубив) генсека М.С.Горбачева.
Сейчас же мы видим: эта "победа" оказалась далеко не однозначной. Жизнь
миллионов не может быть вся регламентирована международными договорами, тем
более в сфере экономических свобод, где их явно недостаточно. В правозащите
без опоры на совесть сограждан обойтись нельзя.
Если для демократических политиков незаменимым и единственным способом
доказательства своей победы и легитимности могут быть лишь народные выборы,
то, убежден, для правозащитников и юристов важнейшим средством
доказательства правоты их предложений должны стать вердикты судов присяжных,
даже неофициальных.
Не политики, а простые граждане, когда они присягают судить по
совести, решают дела в пользу прав человека и его экономических свобод. Надо
добиваться, чтобы эти вердикты становились реальными правовыми решениями, а
суды присяжных стали действовать по всей стране, начиная с нижнего уровня до
высшего. Только тогда Россия станет правовым гражданским обществом на деле,
и мечты диссидентов 70-х годов (включая К. Буржуадемова) осуществятся.