• Грузинский мир •
Мцхета –Тбилиси.1979-88гг.
• (Будет ли Грузия независимой страной, • не нарушающей свобод других народов?)
4. Гора Мтацминда с радио и телевышкой – высшая точка над горо-дом, место любований и признаний Фуникулер действует , добротный, сталинских, а может и более ранних времен, предмет городской гордости и роскоши. Проплываем на первой станции
• самое аристократическое, мемориальное кладбище страны, где неподалеку от горестной могилы Грибоедова с окаменелым воплем Нины покоится до сих пор почитаемая могила матери Сталина.
Мы тоже испытали тщеславную гордость от приобщенности к великому, всемирно известному городу, то же готовились к своему взгляду на Тбилиси. Получится ли? И вот мы смотрим вместе с вами не яркие покупные, а свои собственные, в приглушенных тонах слайды... Что открывается в этой чаше красных крыш и белых стен человечьего муравейника под именем Тбилиси, такой громадной, миллионной, но и, по сути, маленькой глазом - легко охватить, а ведь в нем сердце и душа удивительнейшей грузинской нации. •
• 7. Но, наверное, вы уже догадались, что ничего особенного мы с Мтацминды не увидели, на вопрос не ответили. • А вопрос можно поставить и по другому: почему не только нам, русским, но и ,скажем, немцам нравятся грузины, хотя из них вышли главные миллионоубийцы -Сталин и Берия?
• 8. В чем сила обаяния грузинского характера? Нет, не было у нас об этом прозрений на горе Мтацминда. Скорее, в пессимизм впали: уж 20 лет смотрим отсюда, думаем, а понять не в силах. И может, великая в том Тайна Божья есть и под силу ее разрешить только всеобщему разуму?
• 9. И потому сейчас наше дело лишь показать кадры БольшогоТбилиси и рассказать, что знаем про историю зданий и царств, поспорить немного на этом об исторических уроках, • не столько для самих грузин, сколько для нас самих и потому, уделяя внимание прежде всего истории открытых связей Грузии с Россией и всей Европой
• 10. Начнем от Мцхеты, вернее, с вечера, когда горийский автобус примчал нас по широкому тбилисскому шоссе к знаменитой скале –
• 11. –горе с храмом Джвари над водами сливающихся Арагви и Куры. Правда, теперь прежняя «духовная пустынь» не столько омывается горными водами, столько огибается бешенным потоком автотранспорта с севера и запада Грузии.
• Зато сам храм пустынен по настоящему.
• 13. Мы перешли мост через Куру и, не доходя до плотины Закавказской ГЭС, вознамерились поставить палатку прямо на берегу Куры, рядом с рыбаками, но были настойчиво зазваны в гости молодым грузином, тоскующим по уехавшим на побывку домой в Россию молодой жене с дочкой. После привычного гостевого застолья мы там и заночевали, а утром продолжили свое пешее путешествие в древнюю грузинскую столицу, которая звалась тогда Армозике
• . 14.Довольно долго мы шли по правому берегу Куры вдоль железной и шоссейной дорог до странного местечка, которое до сих пор зовется Армази по имени маленькой речки, даже ручейка Армази-хеви, втекающего в могучую Куру. • Античные развалины нашли не сразу. Местные жители послали нас сначала в горы, к монастырским развалинам
• Жители нас не обманули. Через полчаса подъема мы вышли на парковую поляну перед обширными монастырскими развалинами со следами шашлычных кострищ и остатков снеди. Отдых в этой райской тишине и теплой прозрачности воздуха и, правда, для нас прекрасен,
• 16. но достав свои записи, убедились, что не знаем, в какое именно святое место мы попали, тем более что нас уверяли, что в горах расположен еще один монастырь, еще славней и больше...
• 16.Здесь же, в долине Армази-хеви должны были находиться дворцы и укрепления питиашей, или как позже их звали, эриставов, первых правителей и премьеров древней Грузии-Иберии. Тогда ныне заросшие места были бойкими предместьями великой Мцхеты, ныне сжавшейся по территории в десяток раз. • Археологические развалины дохристианской, изначальной Армази-Грузии оказались внизу и были наглухо огорожены высоким забором на долголетнюю реставрацию. Мы все же нашли возможность глянуть фотоглазом на античные тесаные блоки, свидетели Александра Македонского и Римского Помпея, упорно штурмовавших город и добившихся-таки победы с большим трудом. Наверное, от тех времен развалины оставались целее, чем от наших «реставраций
• . Путеводитель говорит, что лучше всего в резиденции древнейших правителей Грузии-Иберии сохранились фундаменты замечательных грузино-античных бань, а также саркофаги самих правителей-питиахшей
• 19. Эти скудные снимки не позволяют нам останавливаться хотя бы на части богатой истории грузин и их царства. История началась, как утверждают авторы замечательной научно-патриотической книги начала нашего века «Покоренный Кавказ»,
• от прародителя нашего Ноя, когда он кружил при окончании потопа вокруг горы Арарат, туточки неподалеку, а потом вышел на сушу и размножился. И утверждает ученый автор: «Ничего невозможного в этом нет
• Кто-нибудь из внуков или правнуков праведного Ноя мог остаться со своей семьей под благословенным небом этого края и, • следуя завету Творца, плодился и размножался, • так что уже вскоре после потопа явился здесь целый народ
• Вот к какой седой древности может относиться возникновение грузинского народа
утверждает
• . 24.Вряд ли подобной родословной может похвалиться какой иной народ, если не считать, конечно, евреев, ведущих свой род прямо от Адама. В последнем утверждении автор, правда, дал лишку, потому что зародил в нас недоумение: а нееврейские народы разве не от Адама пошли? • Прямо от обезьяны?
• 25. В остальном его «научные выводы», в целом, подтверждает ссылкой на легенды и современный путеводитель. Конечно, и он начинает грузинскую историю не с известий самого Моисея о чудесной стране месхов, а со Страбона и историка Багратиони, который • сообщает о Картлосе, правнуке Иафета, сына Ноя, которому в свой черед наследовал Мцхетос, построивший столицу во имя свое Мцхета и ставший мамасахлисом, т.е. отцом дома с полной властью над народом.
• 26. А мы думаем: вот в какую древность уходит традиция полновластия грузинских царей, отцов народа?... Интересно, а в слове Иберия нет ли зловещего предверия-предчувствия прихода зловещего Лаврентия, по убийствам превзошедшего разных Грозных Иванов... Вот попробуйте взамен Лаврентия поставить начальную букву Ивана - и какой зловещий гибрид получается и для России и для Грузии. • И.-Берия. Что это? Случайность или знак для догадливых? • Нет, такой ход мысли нас не туда заведет...
• 27.. И снова мы выходим к дороге и течению самой царственной Куры с величественным видом на Свети-цховели, пожалуй, главной святыней всех грузин, выжившей в истоке здешнего православия . Но мы продолжаем искать античные постройки. • 38. Где же открытый античный некрополь царей?
• Где гора Багинети с развалинами дворца царей языческой Иберии? Где скальные постаменты под драгоценные статуи Армеза, серебряных идолов Ясона и иных богов света, исходящих от грузинского зораастроизма, свидетелей первоначальной включенности в персидскую орбиту?
• 29.На вопросы о горе Багинети нам твердо показывали на дорогу к женскому монастырю, но может, и правильно. Может быть именно его здания составлены из греческих и римских блоков царей Картлоса и Фарнавза или даже главного Армеза - бога Луны. Однако, запыхавшись от подъема к горной обители, мы вместо чаемой тишины и
церковного благолепия увидели большую группу грузинских школьников и услышали веселые ритмы их магнитофона, а поодаль - расстроенные и даже чуть злые лица живущих в обители женщин, почему-то русских, в обычной, еще не в черной одежде – наверное, послушниц. Они упрекали мцхетских старшеклассников за шум, как бесчинство в святом месте, требовали уйти, а те в ответ ссылались на обязательность для них экскурсии и что их начальство сейчас подойдет... И правда, спускаясь, мы встретили их пыхтящих педагогов.
• 31.Сначала наше сочувствие, как у всех заведомо виновных перед церковью атеистов, было на стороне монашенок, и мы даже стали уговаривать часть ребят пойти с нами вниз, раз экскурсоводов все нет. А потом вдруг одумались, засомневавшись в правоте монашенок. И почему вдруг возник конфликт? • Разве эти местные ребята со злым умыслом сюда пришли, а не с добрым желанием узнать, а может и поучиться у предков? А то, что ведут себя слишком шумно – так на то они и дети, может, не очень воспитанные. Русские дети ведут себя еще шумнее...
• 32. Так зачем ждать экскурсовода, чтоб пожаловаться? Не лучше ли подойти к детям, поговорить и утихомирить их? Ведь для того все мы и живем, чтобы говорить с детьми. • Да и уходили святые в пустыню, чтоб к ним приходили обычные миряне, чтобы было им с кем говорить о самом главном. Особенно в этом, поистине святом, мцхетинском месте?
33. Но смогут ли русские так разговаривать с ребятами, мирянами? И очень мы в этом засомневались, вспоминая слова православных покорителей Кавказа:
• «Да, Грузия – это могучий политический организм, • привлекший, так сказать, Русь в Закавказье... • Словом, Кавказ, еще недавно разбойничье гнездо дикарей, промышлявших только грабежом и насилиями, стал цветущей страной, обязанной своим процветанием исключительно России и ее самоотверженными сынами.
• 35. Этот великолепный край – одно из лучших украшений нашей дорогой и великой матери Руси православной...»
• 36.Говоря о Грузии, всю ее как бы вмещали в одну Тифлисскую губернию, а между тем было время, когда под именем Грузии понимали совокупность пяти могучих царств: Картли, Кахетии, Имеретии, Мингрелии и Гурии. К этому содружеству надо добавить Абхазию и Сванетию. «Веками молила страдалица Грузия Русь великую принять ее в свои материнские объятия и защитить от страшных, свирепых, как звери, врагов, кровью заливших весь многострадальный грузинский край и дерзко попиравший веру православную
• 37. Но остановимся, опомнимся, увидев, в какие дебри русско-православного шовинизма нас занесла ссора русских монашенок с грузинскими детьми на мцхетских высотах. Опомнимся, отряхнем прах шовинизма с ног своих, прежде чем входить в светлый храм Свети-Цховели
– .38. Приостановимся у античной гробницы в археологическом раскопе у дороги и хоть на секунду вспомним истину – нет, не про Ноя –Моисея – бог знает, что у них там было, а про реальных греков и римлян в Колхиде и здесь, в горной Картли. При всей своей и оригинальности, Грузия была, конечно, прежде всего, периферией иранского мира, Азии, но одновременно, немалой своею долей она была частью античного, а потом христианского, европейского мира. И потому почтим глубоким поклоном грузинских предков
• 39. Мцхета. От Армази в Мцхету мы пришли пешком и со странным чувством усталости, может оттого, что уже были здесь 19 лет назад и теперь идем к уже известным нам святыням... За прошедшие годы райцентр, конечно, благоустроился, приобрел почти столичный лоск, но нам такой тбилисский гламур уже был не нужен.
• 40.На горизонте грозной цитаделью замыкает город с севера от шальных наскоков средневековья Бебрис-цихе. Сейчас конечно, это лишь развалины
• 41,путь наш завершается много ближе, у монастыря-музея Самтавро, устроенного по преданию «на поле царей» - «мтавро» по-грузински. • В ограде монастыря стоит не только великолепный храм 11-го века самого начала звездной эпохи объединенной Грузии
• храм просветительницы Грузии, равноапостольной святой Нино с двумя корпусами общежитий монашенок, смиренно терпящих проникновение в их храм бесчисленных автобусных экскурсий, озабоченных самим этим местом, где Грузия приняла христианство
• .43. По преданию поле Самтавро в ту пору бы дворцовым садом, где и поселилась Нина из Каппадокии, экзальтированная, смелая девушка, дочь римского полководца, может, даже родственница Святого Георгия. На родине, наверное, она слыла чудачкой, вроде нынешних хиппи, делая то, что велел ей Бог. На родине ее за это вместе с подругами даже преследовали. А вот в далекой Грузии ее голос услышали и царская власть и простой народ .
• Сначала она была послушницей у инокини Иафри из Армении, а потом было явление ей во сне Богородицы с повелением «Иди в Иберию и неси благую весть, я же буду тебе покровительствовать». Первым грузинским городом для Нины был Урбниси близ Гори – Мы там уже были. Последним - монастырь близ Сигнахи в Кахетии, но главные ее годы прошли именно здесь, в бывшем царском саду, когда с Божьей помощью она свергала с гор языческие идолы, исцеляла царицу Нану, Мириам с детьми и, наконец, чудо с солнечным затмением
• 45.Случилось это чудо в 337 году. Грузинский царь был у них как наш Владимир. • Он крестил грузин силой, а Нина – словом и крестом из виноградной лозы, прямо в водах Арагви и Куры. На месте того ежевичного куста, где проповедовала подвижница, сейчас стоит древняя маленькая церковь Нины, как поминальная часовня. В редкие от посетителей моменты приходит сюда присматривающая монашенка, поправляет трепещущие свечи
• 46.Луч солнца высвечивает фресковый портрет святой Нины, конечно, поздний, не в грузино-византийской, а в свободно-европейской манере. Но нас это не смущает. • Ведь свободной римлянкой, европейкой была Нина и почему бы ей ни походить на европейских мадонн? . Обе наши страны – духовные дети Византии, принесенной с юга веры и культуры.
• 47. Об наши страны – духовные дети Византии, принесенной с юга веры и культуры. И недаром первыми христианами в них были женщины: княгиня Ольга на Руси царица Нана - в Грузии. Не в силах мы проследить, как развивалось грузинское православие, и сопоставить с нашим. Кто сможет, наверное, много для себя откроет.
• .48. Из любой точки города взгляд притягивает гора с древнейшим в Мцхете, а может и в Грузии «храмом животворящий крест» - Джвари. В прошлый раз, почти 20 лет назад мы дважды побывали там, лезли к нему напрямик через колючие кусты, а к ночи уже с со своими 2О км кружили на машине Георгия по горам, чтобы добраться до подсвеченного Джвари... Сегодня мы уже не решаемся на такие безумства, а лишь здороваемся издали
• 49.- 14 веков, без перестройки стоит храм. Бессчетному числу людей он дал возможность почти прямого общения с Богом • 64. Напоследок прощаемся с главным храмом Грузии – патриаршим собором Свети-цховели. И хотя уже давно, начиная с Вахтанга, царской столицей стал Тбилиси, духовной столицей осталась Мцхета. Ее патриарший храм перестраивался и обносился мощной крепостной стеной.
• . 50.Образное воображение грузин относит историю возникновения храма в страшную даль, до рождения Святой Нины. • В русской книге мы прочли, что евреи, издавна, еще от Авраама, жившие в столичной Мцхете, ежегодно посылали в Иерусалим .уполномоченных для присутствия на празднике Пасхи... В год крестной смерти Спасителя таким послом был благочестивый Элиоз. Он был свидетелем Голгофы. Потрясенный всем увиденным, Элиоз купил у римского воина доставшийся ему по жребию хитон Спасителя
• 51. С ним и вернулся в Мцхету. Но когда он рассказывал о крестных страданиях Христа, его сестра, Сидония, схватила хитон и, пораженная, умерла. Так и пришлось ее похоронить здесь с драгоценным хитоном. Над ее могилой вырос высокий ливанский кедр, как бы указывая следы погребения благочестивой еврейки. • У этого кедра долго проповедовала Нина, а потом когда царь и народ грузинский были обращены, (а Элиоз рассказал о Хитоне Господнем), кедр спилили и на том месте возвели соборный храм, в котором и уложили нетленную, святую одежду
• 52. История величайшей христианской святыни на этом не кончается. Таинственным или прозаическим образом она связана и с Россией. С начала 17-го века иранский шах Аббасс стал зверски давить и уничтожать страну, не останавливаясь и перед разорением святынь. Хитон Христа был увезен и передан России, как откупное за невмешательство в грузинские дела. •
• . • 53. Реликвию почему-то разделили на три части и хранили в трех важнейших российских соборах, но после революции следы Хитона Иисуса затерялись. Затерялись и все тут... • Благочестивые евреи достали для грузин величайшую христианскую святыню, а русские – не вернули, разрезали и потеряли. К этому краткому тезису можно свести всю печаль грузинской внешней истории.
• 54. Археологи тут до сих пор копают, исследуют не только мцхетинские древние скалы, но и сохранившиеся в глубине остатки деревянного соборного храма, созданного еще в первые годы христианства царем Марианом. При постройке, согласно легенде, из того ливанского кедра выстругали семь колон. Шесть было установлено, седьмая не поддавалась- висела в воздухе. Святая Нино молилась всю ночь, и колонна стала без прикосновения людских рук и начала источать миро. Название «Свети-цховели» в переводе - Животворящий столб
• 55.Свой основной величественный размер и каменный вид он приобрел при католикосе Мелхиседеке, который привлекал средства не только со всей Грузии, но даже от Константинополя. • 73. На северном фасаде – рельеф с изображением руки, держащей треугольник, и надпись: «Рука раба божьего Арсукисдзе, помяните». Вспоминая сказы о выколотых глазах создателей русских прекрасных храмов, невольно вздрагиваешь при виде обрубка руки грузинского зодчего.
• 56.Время строительства каменного собора Свети-Цховели – время объединения вокруг Грузии самых разных народов. При Давиде Строителе была тонкая дипломатия и небольшая наемная армия их верных горских племен. Может ли старый грузинский опыт использоваться в новое демократическое время, мы верим с трудом. Время строительств...
• Сможет ли Картли удержать за собой другие грузинские территории? • Мы пока пессимисты...
• 58. Но лучше поделимся своим последним впечатлением: Свети-цховели, не переставая быть музеем, снова храмом, зримо и наполнено, книгами и верой, без надрыва борьбы с атеизмом. И приехавшая на экскурсию семья из папы- мамы с маленьким сынишкой совершенно естественно смотрят не только музейные пояснения, но и ставят свечки и крестятся.
• 59.Как после засилья ислама прежде, так и сегодня после засилья госатеизма, грузины свободны и потому естественно возвращаются к своей полнокровной православной вере. • И мы, свободные атеисты, не можем не радоваться этому
• 60.Тбилиси. Грузинский царь Вахтанг Горгасали, живший в пятом веке, перенес сюда свою столицу. Он «прорубил окно в Черноморье», отняв Мигрелию с Абхазией у вольных горцев, превратив их в войско и вместо выборов стал назначать католикоса всех грузин. Подобно нашему Петру 1, он силой поднял Грузию на дыбы и грузины ему до сих пор благодарны.
• . Собор Метехской богоматери за спиной Вахтанга один из первых пяти тбилисских храмов, построенных им тогда же в составе своего царского дворца, точнее, в его саду, ныне превращенном в шоссе и камни. Собор Метехи и крепость Ортчала - неприступны. Конечно, его не раз разрушали и упрямо восстанавливали, связывая с былыми царями только хорошее, забывая, как храмы становились тюрьмам – Петропавловская у Петра 1, Метехи на Куре у Вахтанга и Ираклия. •
• 62. Но мы на время это забудем, читая симпатичную легенду • про подстреленного царем в долине Куры фазана. • « Немало древних городов земля давно в себе таит, • Но тысячу пятьсот годов Тбилиси на земле стоит • Фазан из Мцхеты улетел и над Курою несся он, • И рухнул меж тенистых скал, стрелой Вахтанга поражен. • И выйдя к низким берегам, где фазан в крови алел, • воздвигнуть град на страх врагам Вахтанг народу повелел. •
• Собор Метехи - это воплощенная в камне история Грузии. • В пределе – могила святой Шушаники, замученной в 458г. • И следы великой Тамары, пришедшей в Метехи босой, чтобы • Вымолить у Богоматери победу в Шамхорской битве. • И грузины победили!
64.А царь Дмитрий Самопожертвователь в пору монгольского ига отдал жизнь за спасение Грузии.
• 65. Вот и последний великий грузинский царь Ираклий II, устроивший из Метехи Бастилию, а непокорного католикоса сбросивший со стены в Куру. Русские же правители просто превратили Метехи в тюрьму. И имя Метехи стало для грузин столь же страшно и свято, как для русских Соловки
• .66. Сейчас здесь, конечно, тюрьмы нет, она разрушена. Но память-боль, слава Богу, остается.... . • Ветер играет над старым Метехи, катится Митвари волною гремучей, • Здесь ведь столетий великие вехи, высились троном Тамар эти кручи. • Ветер гудит... Или, может быть, это к тени Тамар Руставели взывает? • Тленьем не тронуто сердце поэта, но и в земле его рака пылает .66
• 67. К Метехи вплотную примыкает последняя часть левобережной царской резиденции, - Сачино, дворец жены Ираклия Великого, царицы Дареджан, со своим знаменитым круглым деревянным балконом- галереей над старыми крепостными сооружениями
• 68. Здесь, конечно, множество царских покоев, во дворе музей, заходить в который мы не решились, чтобы не утонуть в море истории про сложнейшую политику последних десятилетий независимой Грузии, когда она пыталась переориентироваться с Ирана-Востока на Россию, якобы, Запад. •
• 69.Ни собственные горы, ни традиционные связи с Западной Европой не помогли избавить страну от неизбежного впадения из иранского в русское море. Грузинские женщины, царицы, были последними, кто с этим мог смириться, да, смирились ли они до конца?
• Николаз Бараташвили (1817-1845гг.) • Но мы сыны Земли, и мы пришли • На ней трудиться честно до кончины • И жалок тот, кто в памяти земли • Уже при жизни станет мертвечиной. • 1837г.Перевел Б. Пастернак.
• 71.-Наш бренный мир - худое решето, /Которое хотят долить до края, • Чего б ни достигали мы, никто, /Не удовлетворился умирая. • Завоеватели чужих краев /Не отвыкают от кровавых схваток • Они и пол-вселенной поборов, /Мечтают, как бы захватить остаток. . Что им земля, когда, богатыри,/ Они землею завтра станут сами? • Но и миролюбивые цари полны /Раздумий и не спят ночами. • Они стараются, чтоб их дела /Хранило с благодарностью преданье, Хотя, когда наш мир сгорит дотла, /Кто будет жить, чтоб помнить их деянья?
• . 72. Весь город рядом с Сачино в его самом прежнем, дореволюционном, может, даже до русском виде - праздники для туристов: Лавки, кабачки, сувениры... • Готовится очередной праздник города - Тбилисоба, подготовку которого мы наблюдаем прямо с Дареджанова дворца, на который вечно и неизменно глядит каменный Николаз Бараташвили и изливает стихи его вечно
• Над старым городом • 73.Однако не царская воля и не красота цариц лежат в основе Тбилиси. Как возник грузинский великодержавный меч? Как сформировался грузинский характер?
• 74. История единодушна: Тбилиси существовал еще до Вахтанга Горгасали с его охотой на фазанов и дворцовыми храмами на правом берегу Куры и рос он в тени высокой крепости Нарикала и постепенно поднимала недалекую столичную Мцхету, пока царь Горгасали не приз-нал этот факт и сам сюда не переселился вслед за ушедшими людьми.
• Как свидетельствует летопись: Мцхета мелела, а Тбилиси строился, Армази уменьшался, а Нарикала увеличивалась.
• 76. Почему люди уезжают, бросают город, могилы и храмы, порядки и заветы? Почему столичная Москва перебралась в Петербург, а потом снова к себе вернулась? • . Почему сбежали грузины от своих великих святынь и могил в Мцхете и почему в Тбилиси устоялись? Навсегда, наверное. Вон раскинулся, до миллиона разросся!
• 77. У меня на эти недоумения есть только один весомый ответ: главное преимущество Тбилиси для грузин • – это теплые серные источники - бани ...
• 78. И в отсутствии давней и жесткой в Грузии церковной власти • Народув Тбилиси было легче жить и дышать, работать и торговать. Началось от частых остановок у теплых вод торговых караванов неподалеку от столичной Мцхеты, где год за годом отпадали-оседали торговцы, ремесленники - вот и образовался живой, поначалу совсем свободный и радушный город, несмотря на все беды со дня возникновения до дня нынешнего
• .79 . Выстроенные в восточно-мусульманском народном стиле, старые здания определяли как бы внутреннее сердечное очарование старого Тифлиса, знакомое каждому с детства по описанию Пушкина тифлисских бань, как самого поразительного и роскошного в этом городе. 19 лет назад мы заходили туда, но хозяином бань был уже не старый персиянин, как при Пушкине, банщиком – не Гасан-татарин, и в советской бане мы не только серы, даже тепла не почуяли
• 80. Сегодня бани расширены и реконструированы на месте старого, засыпанного банного ручья, на новое знакомство нас не потянуло... Ибо, где мусульманские чародеи: старые персы и татары-банщики? Подождем лет...не знаю сколько, до их возврата.
• 81. И лучше посмотрим еще раз на район серных бань, вон слева «истинный исток» «Тбили». Правее восточного портала женского входа в зелени мусульманский минарет... • Не случайно здесь и христианская ортодоксия отступила, мечеть удержалась. Как бы сама теплая серная вода в этом родильном месте Тбилиси терпимость утвердила. • Ведь сколько случалось в веках мусульманских нападений и завоеваний, сколько унижений и даже мученичества, а вот не накопилось в грузинской душе такой испепеляющей ненависти к исламу, как например, у армян
• . И сохранился феномен - веселый и общительного характера грузин. А может, он ещё и от их привычки к рыночному, товарному, товарищескому труду? • В районе серных бань и стоит теперь памятником коленопреклоненный и вечно нищий Никола Пиросмани – • один из лучших выразителей Грузии
• В мире грузинское имя Нико Пиросмани уступает, может, только • Шота Руставели, а вместе они прекрасно дополняют друга друга, причем Шота, умерший в средневековом палестинском монастыре, как бы олицетворяет ее рыцарскую, древнюю, высокую сторону души, а Пиросмани, живший на заказы и подаяния торговцев и духанщиков и умерший в голодном 18-м году, - простонародную часть грузинской души. Именно его картины создают единый полнокровный облик старого Тбилиси.
• • Здесь, близ бань и развеселых банщиц, ему, одинокому, было теплее в • сего и, может, даже счастливее. Своих хозяек он обессмертил в портретах «ортачальских красавиц», и мы вслед за ним благодарим этих добрых женщин, спасавших художника и через него сохранивших самую душу старого Тбилиси
• . Григол Орбелиани «Михамбази» 1861 г. • Поезжай-ка в Ортачалы, посмотри, каков я есть! • Как ударим мы в цимбалы, посмотри, каков я есть! • Тамада в дыму табачном, посмотри, каков я есть! • Молодец в бою кулачном, посмотри, каков я есть
• 86.Крепость Нарикала - неприступная крепость. Если посчитать, сколько времени Тбилиси существовал под мусульманской властью, или, как сейчас атеистической властью, то может в сумме это время и перевесит правления христианских царей, но не по значимости
• 87. Тбилиси был и остается христианским городом, сохранившим многие из своих древних храмов. • Древнейшей постройкой Тбилиси считается базиличная церковь Анчисхати, выстроенная еще в 6 веке сфном самого Вахтанга-основателя.
• Веками ее переделывали. Этот процесс продолжается и сейчас, когда восстанавливают с фундаментов древние здания рядом с церковью.
89. Но стройку эту не сравнить с восстановлением огромного Сионского храма, или просто Сиони
• 90 Сиони, главного кафедрального собора, хранилище святынь, душа Тбилиси. Его возраст тоже отсчитывается от 6-го века, но строили его уже не царь, а сами горожане, поделив расходы между простым людом и правителями-эристави. Закончили постройку в следующем, 7-м веке
• , 91. В самом названии собора соединилось почитание Иерусалимского Сиона и Богородицы - сионизм евреев и христианское почитание Богоматери. Нынешний вид храма в основном от поры Давида и Тамары, но есть и древние части и следы более поздних переделок
• 92.Сильнейший удар Великая Грузия и вместе с ней Тбилисский Сиони претерпели от нашествия Джелал эд-дина. По приказу шаха купол Сиони был обрушен. Рядом был разбит шатер, где шах разрабатывал планы дехристианизации Тбилиси. Одно из его деяний – заставить тбилиссцев пройти по мосту Куры, обязательно наступая на икону Богоматери.Отказавшихся убивали и сбрасывали в Куру.
• 93.Но случилось так, что самого Джелал эд-дина укротили монголы, а грузины при самоотверженном Дмитрии и других царях бережно восстанвили свой Сиони.И снова он был разрушен разрушен, Но уже в 1522 году шахом Измаилом, восстановлен и опять разрушен шахом Аббасом и вновь восстановлен в 1657 году.
• Только в 18 м веке наступило успокоение. Видимую и ныне туфовую облицовку храму подарил правитель Картли Вахтанг 4-й, а внутренние стены расписывал в прошлом веке русский художник Григорий Гагарин. Но и наш воинственно атеистический 20-век нанес много урона древним церквям, иные уничтожил, иные унизил, устроив в них склады или заколотив двери
• 95. Кажется, что в преддверии тяжелых сталинских времен, писал Чхинвадзе, умерший в1920 году • Пригвожден неумолимо ко кресту смертельной муки, • Весь в слезах, омытый кровью, вскинув каменные руки • Сколько раз, о мой Тбилиси, был ты предан злым ветрам •
• . Но стоял несокрушимо замок веры, древний храм. • Средь камней молчал ты гордо - сам в скалу преображенный, • Пред врагом своим жестоким не склонялся устрашенный • И пускай валы потопа бушевали над тобою - • Неизменно был ты верен слову верности святой. • Вынес ты вражду и злобу всех племен и всех наречий, • Но для родины остался светлой истины предтечей. • Ты взрастил любовь и смелость средь заплаканных годин. • Все, чем радостен и славен, и велик в веках грузин
• Снова близятся невзгоды тучей пламени и дыма, • На заре своей победы злу земному нестерпимо • Чтобы твердыня Руставели пала, в прах обращена, • Чтоб дымилась свежей кровью тихой Грузии весна • Ты же высишься, Тбилиси, крепость древняя, святая! • И пускай свирепо кружит над тобой воронья стая, • Будешь вечно ты вздыматься, воцаряясь вновь и вновь! • Если вечна в нашем мире правда, вера и любовь!
• 98.Но проходит и жестоковыйный наш сталинский ХХ век, приходит христианская жизнь в храмы, и священники снова поучают молодых прихожан. В церквях теперь не только туристы, но и соседние монахи и послушницы. Народ, пусть не весь (это и не надо), но возвращаешься к традиционной вере отцов, свободными и ответственными людьми. И это, конечно, хорошо. И мы, агностики- атеисты тоже радуемся возрождению тбилисских храмов и желаем того же и нашим храмам. .
• 99. По земным иду дорогам. Сын небес, я рожден в народе, • И веду беседу с Богом, чтоб вести людей к свободе. • И божественное пламя мне даровано судьбой, • Чтобы земными жить делами, человеческой борьбою. • Для того, чтоб скорбь народа тяжелей моей мне стала • И грузинские невзгоды души жгли, как жар металлы. • Коль от искры той небесной запылает мысль пожаром, • отзовется сердце песней, я спою ее недаром. •
• 100..Последнее разрушительное нашествие Тбилиси испытал от иранского шаха Ага Магомет-хана, оставившего от города лишь груду развалин, трупы убитых и память об уведенных в плен. • Памятник 300 пришедшим на защиту арагвинцам. Они самоотверженно погибли, во время, когда основное грузинское войско разбежалось, отдав без боя богатейший и крупнейший город врагу, которому даже небольшая карабахская Шуша успешно сопротивлялась.
• 101. Проигравший тогда битву престарелый царь Ираклий 2-й, оставшийся лишь с царевичами и русскими учениками, всю свою жизнь положил на объединение сил, на строительство крепостных стен, на вооружение и воодушевление народа, на привлечение в союзники Европы и Россию. И все равно потерпел позорный разгром, предательство России и бегство собственного войска, плюс грабеж от союзников имеретин. Все расползлось перед разношерстными ордами Ага-Мухаммеда. •
• неуместно сейчас разбирать причины и следствия неудачи подвигов и трудов Ираклия Великого, краха его мечты о сильной и независимой Грузии между Турцией и Ираном с опорой на Кавказ и Россию. Ираклий вынужден был пойти на договор о вечном подданстве России, правда, с гарантией сохранения грузинского престола за своими детьми и внуками. • Это была не только трагедия, но и великая загадка: почему такой замечательный и любимый народом царь отдает независимость страны в пользу Великой Северной Империи.
• 103. Старый город (Подражание Пушкину) • Люблю я пир, где царствует свобода, • Где слово «Пей» с заката до восхода • Над беззаботной слышится толпой, • где веселясь за чашей пировой • Мы пьяный рог склоняем ..., •
• Где на восходе ночи догоревшей, • Когда заря над городом встает, • Ко мне моя красавица идет, • И за разгул веселый упрекает1
• 106.Дореволюции город звался не по- грузински, а по -имперски и по-исламски- Тифлис В 1897 году Брокгауз насчитывал в Тбилиси 160 тысяч жителей взамен 25 тысяч в 1830 году - рост в 12 раз, на четверть за счет русских и поляков. • Как резиденция наместника российского императора на Кавказе, тифлисские центральные улицы застраивались русскими чиновниками европейскими зданиями. •
• 107. Армяне строили и были преобладающей национальной группой в городах на всем Кавказе. Из дореволюционной книги «Покорения Кавказа»: «Армяне ныне есть истинные хозяева Кавказского края. Не выдержав давления османов, армяне, как и евреи, разбрелись повсюду .
• 108.Они стали народом торговым и, как евреи, смогли сохраниться даже среди совершенно чуждых, являясь всюду чужаками, выработали особенный национальный эгоизм, углубленный южной пылкостью.. Прекрасный сам по себе, богатейше одаренный народ, стал малоинтеллигентным, а там, где он разросся, так даже ненавистным для окружающих
• 109.Наверное, остроконечными были большинство храмов и во всей Армении. Сейчас же армянским называют лишь один храм, да сами армяне уже теряются в массе грузин. Куда же они делись? Неужели и вправду были ликвидированы в революцию как «буржуазная нация ?.
• 110.Нет, конечно. Хотя нечто сходное произошло и при меньшевиках, и еще позже при разделении Закавказья на три независимых республики. В Тбилиси армянам вежливо, но непреклонно было предлождено выселиться из выстроенного ими города в соседнюю Армению, на прежние тюркские земли, под страх возможной мести • Мерзкие крепостные методы переселения народов, начатые еще Российской империей при покорении Кавказа Из недавно присоединенной южной Грузии массами выселяли грузинских мусульман под именем турок и на их землях селили армян и русских молокан.
• 111.Теперь эти меры были провернуты против армян при «размежевании Тбилиси» В богатые армянские дома селили грузинских бедняков,вроде персонажей Пиросмани... Но выиграл ли от этого город, став по преимуществу грузинским, но потеряв при этом частично свою свободу и добрую память? Думаем, что на реальном изгнании армян Тбилиси потерял много больше
• .113. В те же 20-30-годы существования Закавказской федерации в Тбилиси на тяжелые работы переселилось много азербайджанцев, а сегодня, говорят, есть даже проекты создания самоуправляющих азербайджанских районов в Тбилиси, чему, правда, сопротивляются грузинские патриоты
• . Но хорошо ли это?- Наверное, нет.
• 114. Случай привел нас к воротам главной синагоги Тбилиси и помог присоединиться к какой-то редкой экскурсии. Сопровождающий экскурсию красивый раввин с завидной (почти грузинской) самоуверенностью утверждал, что эта синагога построена, как копия иерусалимского храма, что она самая богатая в Европе
• . 115.действительно, она выглядела и старинной и богатой, и очень понятна гордость раввина за древность своей общины особенно перед европейскими и американскими еврейскими общинами... Звучат эти речи почти вызывающи: вот мы, грузинские евреи, живем тут, на Кавказе, еще от праотца Авраама, или еще глубже, от самого Ноя и живем с грузинами в согласии и без всякого антисемитизма
• 116. Это казалось нам невозможным, непонятным: как может замкнутая национальная группа жить в среде другого народа без столкновений, в обстановке понимания и уважения и не исчезать, хотя по языку, виду, говору и даже по мыслям сближаются с природными грузинами, но вот остаются евреями. Раввин объясняет: грузины уважают своих предков и считают, что те, кто уважают своих предков, это хорошие люди, с ними можно и нужно дружить.
• 117. И еще. Еврейская община в Тбилиси была всегда малочисленна и не пыталась конкурировать с аборигенами-грузинами. А вот у армян мера соотношения их с аборигенами в Тбилиси и еще больше в Баку при использовании государства была резко нарушена.
• 118. Отсюда и огорчительный результат, когда грузинские и азербайджанские деревни и предместья стали ненавидеть свои обюрокраченны (арменизированные) столицы-города
• . 119.Грузинский мальчишка у синагоги на мой вопрос, выпаливает не задумываясь: «Кто я? Я – еврей» - «А в синагогу ходишь? – «Нет. Отец (дед) ходит. А я вот тут живу!» И как мы порадовались и чуть позавидовали этой безмятежной открытости. Видно, никто за такой ответ мальчишку и не попеняет. Остается надеяться, что и у нас, в России, у детей будет такая безмятежная ясность и дружелюбие
• 120.В 1800 году умирающий Георгий подписывает письмо императору Павлу, в котором отказывается для себя и своих детей от завета отцов и престола. Он писал так: «Грузия так или иначе должна окончить свое самобытное политическое существование. Грузинский народ желает вступить единожды и навсегда в подданство Российской империи с признанием всероссийского императора за своего природного государя и самодержца».
• . 121.И 16 января 1801 года Грузия стала обычной российской провинцией. Генералы Кнорринг и Ковельский принялись штыками заставлять присягать уже «добровольно» присягнувший народ, который в ответ едва удерживался от общего бунта. Патриарх и царевич бежали в горы
• 123.Русские справились с волнениями, только назначив диктатором обрусевшего кровавого князя Цицианова, брата последней грузинской царицы. С нею и своими племянниками- царевичами он справился просто, приказав генералу Лазареву выслать ее в гибельную ссылку в Воронеж. Отчаянно защищалась Мариам : кинжалом убила посмевшего ее арестовать генерала, дочь Тамара ранила другого. Но, конечно же, Империя смогла справиться с двумя женщинами
• 123.Только полвека спустя, уже в гробу, Мариам смогла вернуться в Грузию и была захоронена в Мцхетском соборе.
• Грузины, веками привыкшие подчиняться или бунтовать то против Персии, то против Турции, не сразу, но все же поняли, что подчиняться России - совсем другое дело.
• . Еще в 1832 году подражавший Пушкину Григор Орбелиани восклицал: • О, как душа моя тоскует о свободе, / Придет ли ночь, или настанет день, • Мысль о моем истерзанном народе / Преследует меня как горестная тень. • К чему скрывать: безвременной могилой • свой смелый подвиг увенчает тот, • Кто в яростной борьбе померяется силой • с безжалостным врагом, терзающим народ. •
• 126.Но, Боже мой, хоть ты открой народу –/ Кто до сих пор, в какой стране, • Без жертвы и без ран свою купил свободу • И от врагов своих избавился вполне? • И если я в расцвете юной жизни. /Теперь стою на грани бытия – • Клянусь моей возлюбленной отчизне: /такую смерть благословляю я! • Понятно, где и в какой ссылке вскорости оказался поэт и его друзья. Он вернулся лишь после смерти императора Николая Палыча.
• 127.. Но вот Николаз Бараташвили уверился, что с севера идет порядок и семена просвещения. В 1842 году на могиле Ираклия он произносит: • Как оправдалось то, что он предрек /Пред смертию стране осиротелой • Плоды тех мыслей созревают в срок,/Твои заветы превратились в дело. • Под нашим небом эти семена /Дают тысячекратный плод с десятка. • Где меч царил в былые времена, /Видна рука гражданского порядка. .
• 128. Просто шло время и Грузия со своими Тифлисом, как православно-мусульманская страна, все больше чувствовала свое сходство и соединенность с Россией во всем - от блистательных грузинских князей и дворян в качестве российских военных и гражданских начальников до последнего грузинского крепостного, освободившегося от крепости лишь вместе с остальной Россией.
• 129. Выросла и новая интеллигенция, духовными вождями которой стали поэты –писатели Илья Чавчавадзе и Акакий Церетели, памятник которым ныне установлен на проспекте Руставели рядом с Домом Грузинского Правительства.
• 130.Другой, еще более выразительный памятник неукротимому Илье и его друзьям - в ущелье Терека на границе Грузии и Северной Осетии, где стоял когда-то основной пост русских войск. Но почему? Единомыслящие с Ильей грузинские интеллигенты назвали свой союз «Испившие Терека», т.е. побывавшие на той стороне Кавказа, обучавшиеся в России и набравшиеся там свободного европейского духа. • 1
• .131.Судьбу свободной Грузии они теперь мыслили не восстановлением независимого царства, а в свободной России и в счастливом, почти коммунистическом человечестве. Недаром их последователи почти сплошь стали считать себя социал-демократами.
• 132. Совсем иначе стали звучать последние стихи Ильи Чавчавадзе Грузии-матери • Пора глядеть нам в будущие годы, /Ковать судьбу грузинского народа. • О мать грузинов, вот твой долг священный, • Вот назначенье в этой жизни бренной. • Да будет сын твой чист и прям отныне./ Да будет верен дедовской святыне! • Вложи в него любовь к добру, к народу. • Пусть славит братство, равенство, свободу! • Учи его дышать святой борьбою, /Готовь его к победе над судьбою. • Посаженный тобой росток привьется, / И плод созревший соками нальется. • Внемли, о мать, молению грузина, /Такою воспитай ты душу сына, • Чтоб верил он лишь истине высокой /и по себе оставил след глубокий.
• 133. Не счесть добрых дел, сотворенных первой волной новой, европейски образованной волной интеллигенции, проникнутой сочувствием и вниманием к простому народу, к его талантам и культуре. Она не менее блестяща и классична для современных грузин, чем для нас русская классика позапрошлого века.
• 134. Ее обаянием полон весь старый Тбилиси - от губернских прошпектов до музейных восточных улиц-подъемов, если, конечно, уметь не замечать потока машин • Мое перо, о дорогое, к чему нам слава? • Чему служили – тому ж послужим снова.... • Бросать в народ благое слово дано нам право. • На козни зла дано нам право взирать сурово. Важа Пшавела
Памятник Важа Пшавела находится в новом районе • Бодрость храню я. Пусть сердце, геенной /Огненной став, пропылает дотла... Думами полный о доброй вселенной, /Не сотворил я неправды и зла. • Пролитых слез не исчислить другому. / Разве в слезах утешения нет? • Землю приветствовал я поземному. /Небу воздал я небесный привет... • Братьев любил. Возвестил я об этом /Голосом трубным. Я душу принес • Мертвым, неодушевленным предметам./ Заговорить я заставил утес. • Царскую гордость я внушил убогой /Горной траве. Пусть гордится она. • И благодатью высокого Бога, /Знаю, рука моя осенена...
• Новый Тбилиси Советские путеводители весьма гордятся современными зданиями Тбилиси, наверное, не меньше чем в Москве – Дворцом Союзов или Калининским проспектом. Мы в этом мало что понимаем. Белые многоэтажки везде функциональны, но при чем тут Тбилиси?
Хотя, возможно, мы не правы. Великий Ираклий тоже усеял грузинскую землю постройками европейских крепостей. Так и нынешние административные здания западного типа Мжеванадзе и Шеварнадзе напрямую связаны со сталинским ампиром самого Хозяина и его ленинскими монументами, но к самому человеческому Тбилиси это не имеет отношения
• Редактор книги лучших грузинских стихов предлагает чтить наряду с Ш.Руставели такие строки: • Троллейбусы начали утренний рейс, • Окрестных заводов слышна перекличка, • По струнам стальных громыхающих рельс • Из Гори в Тбилиси летит электричка.
• Нынешние перемены в Грузии. Мотив Шеварнадзе: «народу надо уступать» свидетельствует, что свободе и демократии это на пользу. В 1961 году Хрущев и московские либералы добивались уничтожения статуй Сталина, в Грузии, но под давлением народа, почти бунтов, они отступили. Да, это был пример выполнения сталинского консерватизма, но одновременно, это был пример выполнения народной воли,, т.е. более важный пример демократии
• 140.Именно в Грузии в 1977 году поднялось народное движение за сохранение у грузинского языка статуса государственного. Выдвинуто первое открытое общедемократическое и правовое требование в Союзе и оно было выполнено. • То, чего сегодня требуют все национальные республики, чем славна нынешняя перестройка, грузины начали и добились еще 13 лет назад и спустя 16 лет после того студенческого возмущения за сохранения памяти Сталина. Таков путь развития народа и его требований за 30 лет
• Очевидцы событий 77 года рассказывали, что главная магистраль к Дому правительства была загружена народными толпами с самого утра - от памятника Руставели и еще дальше. . Наверное, это было очень символично: плакаты и крики за грузинский язык реяли вокруг каменного классика и доброжелателей, как бы вдохновлялись его мудрым видом.
• 142.Людей было много, стояли плотно, так что даже поднаторевшей в разгонах милиции было непросто. Шеварднадзе лихорадочно звонил в Москву, просил и уговаривал, но идеолог Суслов считал уступки недопустимыми . Последовал приказ рассеять бурлящий проспект сперва на части водометами, а потом разогнать эти части. Но он не был выполнен. Все выходы и переулки с проспекта Руставели были плотно забиты личными машинами. Народ сам себя забаррикадировал. Даже танки в Тбилиси не прошли бы.
• Это было второе, но уже мирное восстание и оно столкнулось с безумной волей далеких московских идеологов. Генералам МВД для выполнения приказа оставалось только открывать по толпам огонь с вертолетов. Народ, подпираемый сзади уже подступал • к ступеням Дома правительства, на которых стояли солдаты оцепления, обязанные стрелять. Шеварднадзе выходил к народу, бросался к телефону, умолял Москву, Суслова, но все было тщетно. Катастрофа надвигалась неумолимо
• . И только обращение генерала спецвойск непосредственно к Брежневу с докладом, что он не может выполнить приказ без бомбардировки людей, разрешило ситуацию. Второй Ильич отдал приказ: «Делайте, что хотите, но без крови!» И тогда измотанный Шеварднадзе последний раз появился перед народом: «Люди, расходитесь, я горжусь Вами. В нашей Конституции грузинский язык будет считаться государственным». • Это была победа!
145.Это был парадокс!Это была первая победа демократического народа, предтеча перестройки. И добилась этого для нас всех, обратите внимание,Грузия страна, чтящая Сталина, как отца родного. А послушал народ не кто иной, как застойный и, обратите внимание, человечный Брежнев.
• 146.. Прошло 11 лет и осенью 88 года у Дома Правительства и у памятника Чавчавадзе шли многочисленные демонстрации и массовые голодовки членов народных движений. Они многое добились, например, прекращения бомбежек монастыря в древней Гарадже ... К голодающим обращался сам Горбачев с обещанием выполнить их требования. А что дальше? Что еще выдвинет главный мозговой центр страны? А что скажет сердце и душа страны – старый Тбилиси? Об этом можно только гадать, знакомясь с его улицами и людьми
.148.Отъезд в Рустави. Конечно, в Рустави мы были проездом, надеясь от его вокзала уехать в спорный Карабах. Ну а попутно мы смотрели и на главное индустриальное продолжение Тбилиси, на людей, которые готовили ему и всей Грузии-России пост- сталинское государство . Радости получили мало, хотя, честно говоря, от металлургического города мы ожидали худшего. Здесь же улицы были чисты, магазины не пусты и даже наличествовала яркость в барельефах и украшениях. Нет, конечно, ни при какой погоде Рустави не будет прообразом будущих грузинских городов. Он останется только гигантским памятником послереволюционной дурной индустриализации, эпохе, которую мы начинаем кончать, с тем чтобы, говоря словами Абуладзе, восстанавливать на каждой улице, в каждой душе храм ...
• Конец нашему знакомству с Тбилиси!!


Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная.