Памир 1984 г.

Диафильм "Хорезм"

(Нукус, крепости)

Смотреть онлайн в браузере (качество 720)

Смотреть на YouTube (качество 480)

Все слайды на Яндекс.Фото

  Смотреть на YouTube

  Смотреть онлайн в браузере

  Отдельные слайды

1-7.

8. Тема - научный консультант:Папа просил меня высказаться, как профессионального физика. Должен огорчить слушателей: в его домыслах на тему некоей социальной физики или какой-то "термодинамики общества" нет ничего от науки. В лучшем случае некие квазинаучные аналогии, о ценности которых мне

9. даже неудобно поминать. Однако предстоящий фильм, думаю, заслуживает внимания рассказом Гали и детей об увиденном в Хорезме - для тех, кто туда собирается, и - рассказом мамы о старых верованиях Хорезма. Мне, по крайней мере, последнее было любопытно.

10. Лиля: Желание увидеть древние крепости Средней Азии возникло давно, еще в 1966 году, в Нукусе, когда на излете Фанского путешествия не хватило сил съездить в пустыню к Топрак-кале. Но не прошло и 20 лет -

11. и мы снова в Нукусе. Собираемся теперь и городские музеи внимательней посмотреть, и по настоящим пустыням походить.

12. Как еще выдержим? ("Что-то будет?...")

13. Витя: А мне бы хотелось заинтересовать вас загадками течения Аму-Дарьи - гигантского существа, владеющего всей Средней Азией.

14. Она - то сносит города массой воды, то не доносит до Аральского моря ни капли. Заинтересовать вас загадкой расцвета и гибели здесь древних цивилизаций, их борьбы с кочевыми песками, уяснить связь законов жизни народа - с физикой воды и песка, с естественными законами.

15. И в новом свете посмотреть на собственное существование.

16. Сделать очередную попытку рассказать об этих простых вещах. Удастся ли?

(Звучит песня "Что-то будет?"... )

17. Тема: Омар Хайям, Рубаи 2

Откуда мы пришли, куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл? Он нам непостижим.
Как много чистых душ под колесом лазурным
Сгорает в пепел, в прах, а где, скажите, дым?

18. Аня: Нукус - 1984. Июнь.Прилетев в Нукус с Аральского моря и сразу

19. съев по мороженому, мы не дождались автобуса и пошли на автовокзал прямо по жаре.

20. Там мы сдали свои рюкзаки, съели еще по мороженому, и поехали смотреть город, столовую, магазины и еще - музей...

21. Но мы там не очень долго были. Забрали свои рюкзаки и снова поехали уже на Комсомольское озеро. И как раз во время, под закат солнца. Дождей здесь от жары почти не бывает, потому палатки мы не ставили,

22. спать легли прямо на помосте, где пьют чай - скрестив ноги. Спать было хорошо.

23. Галя: Нукус - молодой и быстро растущий город, столица Кара-Калпакской

24.-25. автономной республики...

26. Он был основан как небольшое укрепление русских на границе хивинского ханства. И только в 1935 году, когда Аму-Дарья сгрызла прежнюю

27. столицу Каракалпакии Турткуль, столицу перенесли сюда.

28. Основной интерес у нас был вызван художественной галереей города, известной в Союзе, как музей Савицкого, замечательного энтузиаста,

29. который в 30-40-х годах собирал и хранил картины тогда не ценимых или

30. даже безвестных художников. К сожалению, большая половина залов (и Фалька в том числе) была закрыта - готовилась передвижная выставка.

31. Но и то, что мы увидели - было интересным.

32. Лиля: Утром, по Витиному настоянию, вдвоем, мы поехали на берег почти исчезнувшей Аму-Дарьи, где 18 лет назад была паромная

33. переправа на Ходжейли. Из Ходжейли мощный речной ток увлек тогда наш пароходик "Комсомольск" вдоль Аму-дарьинских джунглей к Аралу.

34. А сейчас мы едва нашли реку. Она раздала себя всю на орошение.

35. Стоят теперь брандвахта и суда без дела на суше. А недалеко - мост, да и он не каждое лето нужен.

36. Вчера мы смотрели Нукус центральный, а сегодня ходим по окраинному,

37. с довоенными домами.

38. Унылые русские могилыПотом долго бродим на главном мусульманском кладбище около автовокзала, где хоронят сегодня местную советскую знать: акынов, заслуженных

40. деятелей, раисов-начальников.

41. Это лестница, по ней душа устремляется в небесный рай. Один из древнейших обычаев Хорезма, сохранившийся, возможно, еще с зороастрийских

42. времен... Мусульманские купола, пришедшие на смену башням молчания зороастрийцев...

43. Открытые небу мазары степняков-каракалпаков и казахов теснят гробницы оседлых узбеков. Какое переплетение культур!

44. Это современное кладбище - открытый под небом музей. Но мы не знаем символов и знаков, не можем принять и оценить запечатленную в форме этих камней память, память в словах и обычаях старых людей.

45. Я убеждена: суть жизни людей - в их вере. Потому мне так интересны беседы с людьми. Но как редко я успеваю сообразить нужные вопросы.

46. - Все спешим, спешим...

47. И лишь здесь спешка кончается и идет неторопливый и негромкий разговор памятников... Имеющий уши да услышит...

48. Омар Хайям. Рубаи 85

Ты все пытаешься проникнуть в тайны света,
В загадку бытия... К чему, мой друг, все это?
Ночей и дней часы беспечно проводи,
Ведь все устроено без твоего совета...

49. Витя: Дорога на Элли-калу (район 250 крепостей)

50-51. Автовокзал в Нукусе перед пустыней "Что-то будет?..."

52. Успевший подружиться с нами шофер Борис громогласым гидом рассказывает гостям из Москвы легендарную историю увиденной с дороги

53. крепости: про оборону от Чингиза и, конечно же, про длинный подземный ход к самой Аму-Дарье...

54. А вокруг шоссе тянется безрадостная полупустыня. А дальше что, за Султановыми горами?

55. Борис смеется: "Да, конечно, Элли-кала хоть и целинный район, но пустыни почти нет"

56. - А старые путеводители? На нашей карте - пустыня. -Так это когда было!

57. Mне не надо доказывать, что представление о неизменности Азии - миф. Напротив, она вся - движение. Вот Борис...

58. На краткой остановке автобуса у колодца торопливо делюсь с Лилей своим восхищением перед Борисом: хоть высшего образования нет, но он начитан, многим интересуется, объездил на своей машине и Россию,

59. и наши западные республики, и 13 зарубежных стран, знает пять языков, делал революцию в Анголе... Один недостаток: обижается, если Хорезм, называть провинцией, слишком чутко улавливает нотки нашего московского высокомерия.

60. Все ближе и ближе невысокие священные горы Султаниздага. Перевалив их, шоссе пойдет четко на восток. У первой же крупной крепости нас высадят... А пока мне даже хочется задавать Борису свои детские

61. вопросы о связи воды, песка и людей и про общие законы их жизни. Ведь он из той же породы дилетантов, самоучек и книжников, и может понять меня. Он - такой же, только его шоферская работа много полезней моей экономической. Да еще он моложе.

62. И вдруг попутчики кричат: "Кызыл-кала, смотри"... Борис тормозит, помогает вытащить вещи, прощается и не отказывается сфотографироваться на память о несостоявшемся разговоре.

63. Алеша: Это первая хлебная лепешка, которую нам подарили в Средней Азии. Когда теплая - то хрустит и очень вкусная. Потому мы лепешки съедали сразу, пока не зачерствеют.

64. С местными узбеками отношения у нас были всегда хорошие, хотя по-русски они говорили плохо, а мы - по-узбекски, конечно, совсем не могли. Узбеки показали нам колодец и как пройти к саду.

65. Хотя поселок еще молодой, лет пять, но в саду уже есть прохлада и молодые яблоки, правда, пока еще довольно кислые. Здесь мы хорошо перекусили

66. и пошли смотреть Кызыл-калу. Кала, по-узбекски, значит крепость, а

67. "кызыл" - красная, значит "красная крепость"! На самом деле она сделана из серой здешней глины, только иногда с красным оттенком.

68. Сама крепость небольшая, но стены у нее очень высокие и мы, наверняка, не смогли бы на нее влезть, если бы дядя Володя не обнаружил входа и не помог нам всем подняться...

69. Когда же влезли, то оказались на большой высоте в окружения невысоких стен... Конечно, сразу же разошлись исследовать, но ничего не нашли.

70. Одно пустое пространство. Но мама говорила, что 800 лет назад здесь жил военный отряд, гарнизон - то ли как милиция для наведения кругом порядка против бандитов, то ли как пограничники

71. против пришедших из пустыни кочевников. Взобраться им на такую стену на конях или верблюдах невозможно, особенно когда на тебя сверху сыпятся стрелы и камни, кипящая смола и огонь.

72. Крепость сделана, как искусственный холм, из больших глиняных кирпичей в два пуда весом каждый. А внутри ее тоже закладывали кирпичом и глиной. И получилась сплошная платформа, которую невозможно ничем пробить и взять.

73. В нескольких местах мы видели ямы вроде подземных ходов, но это оказались пустые раскопы археологов. Конечно, все найденное они забрали с собой в музеи, потому делать нам тут больше нечего.

74. Омар Хайям: Рубаи 168

Когда последний вздох испустим мы с тобой,
По кирпичу на прах положат мой и твой.
А сколько кирпичей насушат надмогильных
Из праха нашего уж через год-другой!

75. Витя: Со стен Кызыл-калы мы увидели близко желанную Топрак-калу и заспешили к ней. Возвращаться к дороге приходилось через

76. сплошные кусты, перепрыгивая канавы с водой, радуясь ожившей земле. Вода отвоевала ее у песков, претворилась в зелень и людей, расцвела

77. пышным цветом... Конечно, через труд, умение и технику.

78. Но люди делали это и тысячи лет назад простой лопатой и чапдырем. И орошали даже больше, чем сейчас, как доказывают археологи. Да мы и сами это видим, посетив старинные крепости в нынешней пустыне. Ведь когда-то они были окружены полями, а не песками...

79. Оглядываемся: гигантская платформа-кала из многих тысяч тонн кирпича и глины - тоже составная часть хорезмийского цветения - ну, вроде

80. твердый шип или коготь против внешних врагов на теле розы или дракона... От кого же защищались этими стенами? - Нет, не только люди, а весь Хорезм, великое аму-дарьинское зеленоводное существо? И почему все же оно гибло и снова возрождалось? Ведь сколько раз за историю

81. Аму-дарья вся, до капли, разливалась по этой земле, прорастала на ней зеленой шерстью! И сколько раз каналы разрушались, зелень исчезала, а Хорезм съеживался снова до одной бешеной воды в голом русле...

82. От прошлого остались лишь руины старых крепостей, и именно по ним можно судить о сути этой вечно меняющейся, крутящейся смерчами, азиатскими циклами истории. И ставить вопросы...

83. А еще нужен пристальный взгляд на жизнь кочевников - ведь они тоже и в свой черед - составная часть своей среды, своего великого существа - Степи-Пустыни, с ее барханами, стадами и племенами. А раз великая пустыня существует рядом с долиной Аму-Дарьи, то она проявляет и стремление к экспансии.

84. Кочевая Степь-Пустыня и Земледельческая Аму-Дарья - вот два природных существа, с которыми в вечном симбиозе живут крутящиеся азиатские

85. народы. Жизнь и борьба их вечная. И хорошо бы понять простые законы

86. этой борьбы...

87. Омар Хайям. Рубаи 13

Мы - только куклы, вертит нами рок,-
Не сомневайся в правде этих строк.

88. Нам даст покувыркаться и запрячет
В ларец небытия, лишь выйдет срок.

89. Галя: Осмотр Топрак-калыВчера вечером на закате солнца мы прошли несколько километров по хорошему новому шоссе, соединяющему Кызыл-калу и Топрак-калу.

90. Школьники с тяпками - здесь почти все учащиеся летом работают на полях - звали нас познакомиться. Но нам хотелось скорей дойти до места и отдыхать, а не разговаривать. Потому мы пришли мимо и, перейдя вброд

91.большой арык - заночевали. Ночь прошла беспокойно, нас жрали комары, и пришлось ставить палатку. И потому даже свежее утро не было радостным. Но все же собрались и пошли по унылой, изрытой канавами земле.

92. Вокруг Топрак-калы за столетия пользования земля окончательно засолилась, и надо много потратить сил и воды, чтобы ее промыть как следует, что сейчас и делают.

93. Но вот мы преодолели коварные солончаки, забрались по земляным оплывшим стенам в город, а сейчас поднимаемся в цитадель,

94. высокий дворец, стремясь скорей увидеть живьем памятник античного и римского времени...

95.Тема: Омар Хайям. Рубаи 41

Здесь башни в старину до туч вставали,
Цари лобзали здесь порог, бывало...
А нынче утром: "Где все это, где?"
В развалинах кукушка куковала...

96. Лиля: В Нукусском музее мы видели макет топрак-калинского высокого дворца. И как только из таких развалин археологам удалось восстановить прежнее великолепие? - Мое воображение беспомощно. Надо провести здесь годы и годы, как провел Сергей Павлович Толстов, чтобы вжиться, полюбить. Представьте себе: век установили - 2-й!

97. Стиль установили - шумеро-вавилонский (праведный царь Артавон, добиваясь независимости от североиндийского кушанского государства,

98. поощрял возвращение к строительным приемам первой здесь персидской цивилизации, к старине. И представьте - дух шумерских строителей воскресили! Археологи даже нашли древние тексты, правда,

99. по большей части хозяйственного содержания. Но известно, что здесь шла и большая работа восстановления текстов священного закона этой земли, Библии зороастризма - "Авесты", утраченных еще раньше, в пожарах и погромах Александра Македонского.

100. Но вот что рассказывают археологи: Топрак-кала была не административной столицей, а небольшим городом, предназначенным для обслуживания священного Высокого Дворца, мистического центра страны. Религия царей и подданных Топрак-калы была вариантом почитания хорезмийских богов на эллинский манер.

101. Дворец был очень быстро построен освободившейся страной и роскошно устроен. В каждой почти комнате - расписан. Правда, почти вся краска от времени осыпалась с глиняных стен, и лишь в музеях сейчас хранятся

102. немногие восстановленные фрагменты. Особая, прекрасная с них глядит жизнь. В характере изображений виден синтез индусской, греческой и персидской культур.

103. Вид с одной из трех башен дворца раскрывает множество залов и переходных комнат. Далеко не сразу разобрались ученые в предназначении каждой из них. Представление о рядовом восточном дворце с тронными залами и гаремами сменилось пониманием, что здесь жили не мусульмане, а "Он" и "Она", Царь и Царица. И не жили, а выполняли свое главное для хорезмийцев дело - были живыми богами и особыми ритуалами спасали свой народ от недородов и всех прочих бедствий.

104. В редкие моменты мистерий царь выходил на террасу Дворца для общения с Небом. Их правильные действия, по вере хорезмийцев, обеспечивали правильную жизнь страны. Именно так на Топрак-кале строилось все духовное здание культуры древних хорезмийцев...

105. Сам дворец построен в виде огромного квадрата по традиции вавилонских зиккуратов и египетских пирамид. Четыре его стороны моделировали четыре страны света. А, принимая во внимание вертикаль Дворца, можно и нужно увидеть в нем мировую Гору, т.е. Пуп Земли, центр, через который проходит ось Земли. С неба прямо через алтарь, где приносили богам жертвы.

106. Многократно Дворец воспроизводит священное число "три". Три главных башни и три притвора к главному залу для хранения священного огня зороастрийцев в честь трех главных богов - Ахурамазды, Бога

107. света, Анахиты - Богини воды, и Митры - Бога Солнца. Так вот откуда

108. первообраз нашей родной Троицы!

109. "Зал танцующих масок" - святилище богини Анахиты. Роспись он сохранил только внизу на уровне ног танцующих пар, да в арках танцевали одинокие женщины. Нет, не веселились, а совершали, как выражаются ученые, религиозные мистерии дионисийского характера...

110. 14 аристократок хорезмийского общества ежегодно изображали священную свадьбу богини Мины-Анахиты в лице царицы Хорезма с богом Дионисием в лице царя. В истории хорезмийского ученого аль-Бируни сохранился отзвук страшной серьезности этого действа в виде рассказа о том, как опьяневшая на свадьбе царица Хорезма приходит в поле

111. весенней ночью и, охваченная холодом, умирает. Умирает, чтобы дать росток новому воскрешению природы...

112. Не только греческими аналогиями толкуют смысл того, что происходило в топрак-калинских залах... На Ближнем Востоке долго помнили популярные, шумные и не всегда пристойные праздники Саккеи, пришедшие от саков-хорезмийцев. Значит, праздновали их и здесь. Правда, некоторые из античных авторов ничего в них не видят, кроме разнузданности - но они уже просто потеряли понимание веры земледельцев.

113. Дворец велик, но мне не хватает знаний и воображения, чтобы

114. отличить зал арфисток от зала оленей, зал темнокожих воинов от зала побед. Но понятно общее. Топрак-кала не только обеспечивала

115. мистически плодородие полей, но и боевой дух защиты их от врагов-кочевников. И даже в военных играх-скачках выбирала царя, самого храброго и умелого воина. Все тут зашифровано, все тут было в картинах и действах... может, вся Авеста, не знаю. Вся глубина человеческой души и жизни - как могли тогда ее выразить наши предки.

116. Омар Хайям. Рубаи 309

Ад и рай - в небесах - утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи,
Ад и рай - не кнут во дворце мирозданья.
Ад и рай - это две половины души.

117. Меньше двух веков действовал духовной пружиной топрак-калинский священный дворец. Но, как сообщает все тот же аль Бируни, в 305 году основатель новой династии Хорезм-шахов царь Африг выстроил новый священный дворец рядом со столицей Кят. А Топрак-калу еще

118. 30 лет охраняли как святое место, но без ухода дворец стал разрушаться. Тогда его подремонтировали и сделали просто цитаделью городка. Когда же погибла афригидская династия, погиб и город. Вплоть до 8-го века еще жили, агонизировали в развалинах люди, но и они, наконец, сдались под губящим дыханием наступающих песков и солончаков.

119. Сложна человеческая жизнь, и всегда сложной была. Не свести ее к физическим, или биологическим, или даже социальным законам

120. необходимости! Корень человеческой жизни - в верованиях. И ныне, и во веки веков...

121.Омар Хайям. Рубаи 200

В полях - межа. Ручей. Весна кругом./ И девушка идет ко мне с вином.
Прекрасен миг! А стань о вечном думать,
И кончено: поджал бы хвост щенком.

122. Витя: Елли-кала

123. Этот сарай - районная автостанция. Но ни в ней, ни вокруг никто не мог сказать: как нам добраться до Кой-крылган-калы.

124. Не знал даже председатель райисполкома, уверив меня, что среди 257 крепостей его района запрашиваемой крепости нет. "Может, у соседей, в Турткульском районе есть. На Гульсурдин поезжайте..."

Очень советовал кроме Топрак-калы посетить еще высоченную (200 м высотой) Аяз-калу на краю пустыни. Ведь рядом карьер, и попутными самосвалами легко доехать. Но где нам с детьми.

125. Сил времени у нашего колхоза, дай Бог, чтобы на обещанную в Москве Кой-крылган-калу хватило. Но до дороге на всякий случай я снял телевиком высокую крепость и вздохнул: так и не добраться нам до барханов

126. Как вдруг, в самом Еллике, прямо-таки недалеко от райисполкома, мы нашли настоящую пустыню, засыпающую крепость IV-XVI веков. Кажется удивительным, а объясняется просто: территория зарезервирована под будущий город, простаивает, пустыннеет и засоливается...

127. И вот мы купаемся в крепчайшем рассоле под ее стенами.

128. Свершилось-таки мое желание увидеть своими глазами, как ведут наступление песчаные барханы на крепостные стены, как берут их в плен и поглощают бывшие твердыни, изгнав из них людей. Увидеть образ смерти человечества.

129. Но зачем мне все это? Теперь, кажется, наступил конец гигантским циклам расцвета и гибели среднеазиатских цивилизаций - при такой мощной технике и поддержки нашей державы разве могут вновь подняться барханные пески?

- Может. Теперь, когда человек стал планетарным движителем и сотрясателем, именно теперь наклонность к изобилию потребительства способна всю планету превратить в пустыню?

130. Далеко не праздный этот вопрос! И он может быть решен, только если мы поймем, чем же вызывались в истории крушения Хорезма. И кто тогда есть мы сами: безоблачные туристы, гуляющие по старинному памятнику, который скоро будет расчищен, конечно, и приведен в порядок. Или небо над нами уже безнадежно пусто и мы сейчас - лишь инсценируем последние шаги наших потомков.

131. Мы плохо знаем переменчивую хорезмийскую историю, начавшуюся 5 тысяч лет назад. В начале, конечно, был золотой век легенд. В 7 веке до нашей эры возникло первое хорезмийское архаичное государство, но уже через два века, в 5-м, оно было присоединено персами к мировой империи Ахменидов. К каким запустениям и победам песка привело это первое завоевание, мы не знаем, но вот о последствиях завоеваний Александра Македонского в 4-м веке свидетельства

132. имеются... I век: власть Александровых преемников, греко-бактрийских царей, погибла и возродилась в гигантской Кушанской империи. А через полтора века снова упадок и новый афригидский период местной династиию. Еще через два века - очередное запустение и подчинение зороастрийской династии Ирана - Сасанидам. Наконец, 7-й век - опять сокрушительный удар мусульманского нашествия. Восстановился Хорезм лишь в правление местных и уже мусульманских хорезм-шахов, правивших вплоть до нашествия Чингиз-хана в 13-м веке, но с длительными перерывами народных восстаний и династических переворотов.

133. Ну, а последнее тысячелетие тоже полно краткими расцветами и гибелью империй чингизовых потомков - Золотой Орды, Тамерлана, потом бухарских эмиров - вплоть до консолидации Хорезма вокруг местной династии хивинских хановю И, наконец, последнее завоевание, уже с севера русскими... и новая, сокрушительная революция - запустение в 17 году... Таков краткий абрис этой мятущейся, крутящейся многотысячелетной истории. Истории ныне засыпанных песками крепостей. Так в чем же основная причина этих умираний?

134. Известный историк Лев Гумилев выдвинул красивую, все объясняющую гипотезу еврoазиатской истории. В период увлажнения в Степи бурно росла численность скота и кочевых племен, их сила, и

135. потому в относительном мире они жили с оседлыми соседями речных цивилизаций. Но усыхание Степи ставило кочевников на грань голодной

136. смерти и толкало их на соседей, на завоевания и великие переселения... Так было в истории. Разрушались города, запустевали поливные

137. земли, реки превращались в голые потоки и меняли свои русла. Закон усыхания Степи влечет за собой гибель и оседлой цивилизации. Но гибли потом и сами степняки, все разграбившие и сожравшие.

138. Я попробую развить старую мысль Гумилева. Этот процесс, по-моему, можно описать и языком физики, обычным уравнением Клапейрона для ограниченной системы. Если вместо параметров идеального газа применять качества кочевых народов: Р - военное давление кочевых народов, У - занимаемое ими жизненное пространство, а Т - социальная температура, т.е. степень их активности, подвижности.

РхУ/T = const = военное давление умноженное на жизненное пространство деленное на общественную активность

139. Ведь для физика нет особой разницы между молекулами газа, песчинками и людьми. Правда, люди не бывают сами по себе, а входят в общественные организмы - племена, народы, государства, цивилизацию. Но ведь и куча песка - тоже некая общность песчинок, и тоже довольно грозная...

140. А вот оседлые цивилизации, по-моему мнению, правильней сравнить с растительным кристаллом, деревом - но и они, конечно, подчиняются физическим законам.

141. А что, если в Степи наступит похолодание и увлажнение? - Что ж, понятно: уменьшение Т влечет за собой уменьшение кочевого Р, уход степняков в сытые и привольные степи и, соответственно, рост пространства речных цивилизаций - очередной расцвет хорезм-дерева.

142. Эти соображения столь просты, что мне непонятно, почему их до сих пор не принимают. Даже сам Гумилев в последующей своей теории этногенеза выдвинул основным мотивом азиатских циклов иное - психобиологическое старение народов, угасание их жизненной активности,

143. пассионарности. Я же продолжаю придерживаться очевидных соображений физики, социальной термодинамики, как хотите, называйте, преодолев в себе самомнение людей, не желающих уподобляться животным, растениям и песчинкам...

144. Предвижу скепсис и сразу оговорюсь: понимаю, что обычные законы физики слишком просты даже для грубого описания истории природы человеческих систем в них, необходимо ввести характеристики информационных процессов, на которых и основано существование людей. Необходимо также исследование происходящих в этой системе автоколебаний, особенно тех из них, которые могут со временем увеличить свой размах-амплитуду и погубить все.

145. Тема: Омар Хайям. Рубаи 446

Все, что видишь ты,- видимость только одна,
Tолько форма,- а суть никому не видна.
Смысла этих картинок понять не пытайся -
Сядь спокойно в сторонке и выпей "чайку" (вина).

146.Галя: Автобус на Гульсурдин был переполнен, но 30 км промчал нас быстро. Благожелательные хорезмийцы - то ли узбеки, то ли каракалпаки,

147. помогли нам высадиться прямо у стен величественной крепости, расположившейся в зеленых полях и садах. Но прежде, чем бежать ее осматривать

148. по тяжелой жаре, было решено искать место стоянки вон в тех тополях и зеленых кустах, а еще лучше - в колхозных садах...

149. Но тополя оказываются огороженными дворами хорезмийцев, недавних новоселов на этой орошенной земле. Хозяйка крайнего дома - казашка из Алма-Аты

150. вышла замуж за узбека и довольна своей судьбой, она хорошо знает по-русски, и рассказала нам и про дальнейшую дорогу на Кой-крыган-калу автобусом и попутками, и про дом приезжих в недалеком саду.

151. Мама долго говорила с ней и со свекровью - доброй старушкой, все стремившейся побольше накормить наших детей спелыми абрикосами.

152. А папа, глядя на нее и белого старика, вышедшего с поля отдохнуть на наши голоса, радовался, что вот и недавно орошена земля, а как быстро поднялась жизнь, есть кому хранить древние хорезмийские традиции в гостеприимстве, в многодетстве, в форме домов, трудовых тысячелетних

153. устоев... Он постоянно поминает, что эта земля породила первую великую религию труда - зороастризм и говорил, что в этом она похожа на европейский протестантизм. И даже обещал привести в доказательство песни из "Авесты":

154. И воззвал Заратустра: "О Мазда, научи меня праведности, обрести благую мысль, о Ахура..." И ответил Ахypa: "Она там, где праведный воздвигает дом, наделенный огнем очага и млеком, женой, детьми и

155. стадами, там, где праведный возводит побольше хлеба, трав, растений и съедобных плодов, где он орошает сухую почву и осушает почву слишком влажную, в наибольшей мере выращивает крупный и мелкий скот, где крупный и мелкий скот дает наибольший навоз. Тот, кто обрабатывает эту землю... левой рукой и правой, тот воздает земле прибыль, это подобно тому, как любящий муж дарует сына или другое благо своей возлюбленной жене,

156. покоящейся на мягком ложе. Так говорит ему земля: " О, ты, человек, который обрабатывает меня левой рукой и правой, правой рукой и левой, поистине буду я рожать без устали, производя всякое питание и обильный

157. урожай... Тому же, кто не обрабатывает эту землю, тому земля говорит: "О, ты, человек, который не обрабатывает меня, поистине вечно ты будешь присаживаться у чужих дверей, среди тех, кто попрошайничает, поистине вечно мимо тебя будут проносить отбросы. Ибо помни: кто сеет хлеб, тот сеет праведность!"

158. Омар Хайям. Рубаи 280
Всем сердечным движениям волю давай,
Сад желаний возделывать не уставай.
Звездной ночью блаженствуй на шелковой травке:
На закате - ложись, на рассвете - вставай...

159. Аня: Мы сначала пошли в сад, а потом до шоссе. И собрали с земли очень много зрелых абрикос, килограмм 12. И весь оставшийся день и утро мы их ели, ели, ели до упаду, чтобы наесться. Алешка теперь на абрикосы и смотреть не хочет.

160. На шоссе мы подождали автобуса и поехали до какого-то перекрестка, где нас должна была подобрать попутная машина, но только вечером. Ждать долго на жаре мы не могли, и потому двинулись к прохладному

161. озеру, чтобы искупаться. Машин здесь не было, зато было много диких ишаков. Очень нам хотелось покататься на ишаке, или чтоб он рюкзаки нам подвез, но не удавалось. Когда к нему подходишь погладить по морде, он вдруг поворачивается задом и начинает лягаться. Алешку едва не

162. зашиб. Только у озера нам было хорошо, прохладно. В этом походе мы всегда и везде купались, где только могли, помногу раз на день. Одно плохо: взрослые не захотели дождаться какой-нибудь

163. машины, и потому мы снова пошли с рюкзаками по дороге. Шли долго, тянулись пустыри с горячим песком и редкими кустами. Мама говорила, что это закрепленные пески, но от них так и тянуло жарой, даже когда солнце перестало палить.

164. Попутки так и не было, и все 8 км до калы мы прошли пешком.

165. Галя: Ночевали мы под навесом хлопкоробов в полукилометре от Кой-крылган-калы. Хозяева показали нам, откуда они берут воду, притащили дров, дали кувшин с густым айраном, надавали тюфяков для сна. И нашей приязни ничуть не мешало наше языковое невзаимопонимание, по-русски никто из них не говорил.

166. Утром мы по холодку сбегали к соседнему пресному озеру и освежились под внимательными взглядами местных ребятишек. Любопытно, что

168. они здесь делают? Неужели и такие маленькие работают?

168. Наконец-то отправились на осмотр второй главной цели нашего хорезмийского путешествия - крепости Кой-крылган-кале, основание которой относят еще к 7-му веку до нашей эры. В переводе - "крепость погибших баранов" - это недавнее название пастухов, когда вокруг были уже не поля, а пустыня, тяжелые барханные пески, по которым ходить могли только верблюды и погибшие здесь бараны.

169. В Нукусе мы видели в музее снимок этой крепости с воздуха, в период раскопок. Совершенно круглое низкое здание из двух сегментов и коридором между ними. А вокруг еще два кольца небольших комнат - и все это в окружении песчаных выбросов, следов работы археологов.

170. Сейчас внешние кольца снова занесло песком. Но сама крепость-мавзолей сохранилась раскопаной и открытой для осмотра. Мы посидели, почитали, осознали, где сидим, нашли места погребальных костров. Ученые установили, что в III веке до нашей эры здесь были захоронены одни из первых хорезмийских царь и царица - каждый в

171. своем полукольце... До своего завоевания Хорезма, степняки-саки для захоронения царей сооружали огромные круглые курганы. Когда же

172. саки прочно осели на землю и их предводители стали царями, они стали сооружать такие глиняные круглые мавзолеи...

173. ...Но вот только зачем мавзолею боевая стена с бойницами? И зачем вокруг нее так много, в два кольца - жилых помещений?

174. Лиля: Кой-крылган-кала едва ли не на тысячу лет старше Топрак-калы... Только если вчера мы видели священный дворец царей-жрецов, то сейчас, скорее - обиталища жрецов...

175. Здесь, в глубинах и тишине царской усыпальницы, почитаемой и охраняемой силами всего народа и толстыми боевыми стенами, жили первые небожители - жрецы - астрономы и математики, экономисты и предсказатели-политики... Это была Академия наук и Госплан одновременно. Здесь углублялось и записывалось главное идеологическое учение Хорезма...

176. Мы знаем, что и другие речные древние цивилизации имели развитые религиозные системы, но они погибли, a вот возникший в древности зороастризм дожил до наших дней у парсов в Индии...

177. Заратустра был первым из череды Будда, Христос, Магомет... Его первого гнали свои же родичи, ибо нет пророка в своем отечестве. Ибо начинал он учить свой народ всемирным тяготам, ибо основывал он мировую религию. И молил он Бога:

178. "В какую землю бежать мне, куда я направлюсь?
Удаляют меня от родни и племени знатные
И община меня вовсе не признает,
И не приемлют меня лживые повелители страны.
Как, о Мазда, служить тебе, о Ахура?...

179. ...Мало стад у меня, и мало людей.
К тебе взываю, погляди, о Ахура.
Окажи мне помощь, словно друг, поддерживающий друга.
Научи меня праведностью обрести благую мысль...

180. Страной, где Творец Мира, Ахурамазда, верховный бог добра, света и созидания, вечно борющийся и побеждающий злого и темного Анхра Манью (Аримана), впервые явился пророку Заратустре, где впервые был зажжен священный огонь зороастризма, многие современные исследователи считают Хорезм, ссылаясь в доказательство на Авесту...

181. Заратустра жил в 8-м веке до н.э., в пору первых хорезмийских государств, когда осевшие здесь саки еще не потеряли своей степной силы и организации, простоты и демократизма, а потребности освоения земли заставляли их рыть каналы, строить крепости, копить знания, покровительствовать ремеслам, разделению труда и его производительности, смирять людей ради пользы дела перед общей властью, т.е. заниматься обычной государственной работой, столь же рутинной, как и сегодня.

182. Выжить в таких условиях саки и иные хорезмийцы могли, только руководствуясь "философией общего дела". Ею и стал завет и священный огонь зороастризма с его идеалом-созидания "царства света" - одной из первых на земле утопий...

Гимн о царстве света (манихейцев)

В непревзойденном царстве света великое множество стран, словно песчинки,
Поистине прекрасны они, и удивительны, и торжественны, и драгоценны

183. И в них пребывает и обитает множество святых.
Обители их и монастыри - торжественны и чисты.
Там нет места ни злобе, ни казням.
Рождения и смерти, разрушения и преступления -
Всего этого лишено царство света.

184. И земля тут изобилует плодами, не зная голода...
Здесь из сотен потоков рек, озер и вечно бьющих ключей
Струится живая вода, глубокая и чистая, ароматная и удивительная
И в ней нельзя ни утонуть, ни захлебнуться.
Нет здесь и наводнений, несущих беду и разорение.
...Здесь драгоценны деревья, растущие в один ряд.
И драгоценные плоды всегда в соку, висят и не гниют,
Все они одинаковой величины и лишены червоточины,
Свежи, обильны и, поистине, вечно существуют...

185. Драгоценная страна сама беспредельна
Искать ее край и брег бесполезно.
Поистине, она свободна от малейшего угнетения,
В ней нет ни нужды, ни убытка,
Там каждый движется, как хочет, и живет по своей вольной воле...

186.Cамые любознательные из нас спустились в помещения Кой-крылган-калы, сейчас освещенные только небом через обрушившиеся своды (интересно - когда они рухнули: две тысячи лет назад или сейчас, после раскопок)... Именно здесь происходило сожжение умерших святых царей. Остальных людей, как грешных и нечистых, недостойных соприкоснуться с божественной сутью огня и других основных элементов мира-земли и

187. воды - хорезмийцы хоронили в особых сосудах-ассуариях. Мы нашли обломок такого сосуда рядом со шкурой погибшей змеи...

Омар Хайям. Рубаи 338

Увидев черепки - не топчи черепка.
Берегись! Это бывших людей черепа.
Чаши лепят из них - а потом разбивают.
Помни, смертный: придет и твоя череда!

186. Расчищая завалы веков, археологи нашли массу священной и погребальной посуды, скульптуры, записей, остатки астрономических инструментов, кладовые с огромными сосудами для хранения продуктов на случай голода и иных бедствий. Находки убеждают, что хозяева этих помещений умели наблюдать за звездами и погодой, предвещать наводнения, засухи и землетрясения. Они были достаточно образованными людьми, чтобы

189. спроектировать постройку огромных каналов (в сотню км длиной и до 40 м шириной), дамб, крепостей, дворцов. Умели планировать орошаемые участки, учитывать и распределять продукцию полей, ориентироваться в поведении песков и уметь с ними управляться...

190. Конечно, знания жрецов Кой-крылган-калы еще не были наукой в нынешнем смысле, но они аккумулировали самые первые, самые трудные в основе знания об окружающем мире, а по результатам (ну, хотя бы по величине орошаемых земель) - превосходили иной раз знания нынешние...

191. Помещения Кой-крылган-калы образуют гигантский крест в круге - древнейший символ солнца, обращенный прямо к Космосу и как бы выходящий с ним на прямую связь. Мужская половина кольца калы посвящена солнечному всаднику и легендарному предку хорезмийцев Сиявушу, женская половина - богине воды Анахите.

192. Солнце и вода в приложении к земле - главные покровители человека в борьбе с главным злом -

193. - Анхра Манью. Его лучший образ - безличный песок, враждебный человеческой жизни, смертный хаос, рост энтропии; если хотите... А побеждало

194. его именно родовое знание жрецов Кой-крылган-калы, аккумулировавшееся в ней, как восходящее солнце...

195. ...Восходящее солнце над Кой-крылган-калой неожиданно наводит на сравнение с Городом Солнца в утопии Кампанеллы... поразительно, как много совпадений: и внешняя круглая форма, и вера-посвящение Солнцу-Космосу, и священники-управители, и общее хозяйство, и коммунизм

196. в потреблении, и регулирование жизни по положению звезд и т.д. и т.п. Но между вымечтанным городом Кампанеллы и реальной Кой-крылган-калой - две с половиной тысячи лет. Она - первична...

197. Свет первой утопии, первой мировой религии, свет знаний зажегся на этой земле, и путеводит нам до сих пор зовом к жизни вечной и развивающейся.

198. Омар Хайям. Рубаи 232

Даже самые светлые в мире умы
Не могли разогнать окружающей тьмы.
Рассказали нам несколько сказочек на ночь
И отправились, мудрые, спать, как и мы...

199. Алеша: Поход по пустыне

Уже вторую неделю, как мы ездим по Средней Азии, но запланированный папой поход по настоящей пустыне никак не получался. В Москве он много говорил о песках, и все советовал читать про пески книжки. Но в книгах написано о сильной жаре, и нам никому не хотелось ее пробовать...

200. Витя: Свидетельство гражданина Древнего Рима Квинта Курция Руфа: "Жар сжигает песчаную Согдийскую пустыню. Когда она накаляется, то все вокруг выжжено, словно от всеохватывающего огня. Мрак от зноя скрывает солнце... Хотя ночная роса и укрепляет члены, и тем облегчает путешествие, но когда с утра начинается палящий зной, то сгорают и лицо, и внутренности, приводя в безнадежие и отчаяние. А кого настигнет ветер... того засыпает песком. Но там, где есть вода, проживает огромное количество людей и лошадей..."

201. Алеша: Но вот, осматривая крепость Кой-крылган-калу, мы увидели на горизонте еще одну калу, а за ней - шоссе на Турткуль, и решили пойти к ней напрямик через зеленые поля. Однако близость крепости

202. оказалась пустынным миражем, а хлопковые поля быстро сменились настоящими песчаными барханами. Папа, конечно, обрадовался - его мечта походить по пустыне осуществилась, но всем остальным только поначалу было интересно. Оказалось, что идти по горячему песку все же можно. Но от жары много теряешь воды, и нас скоро замучила жажда. Ведь запасов воды с собой не было. Особенно тяжело было Оленьке - в ее сандаликах идти было горячо, и тетя Лида взяла ее на плечи.

203. У мамы болела голова, а Аня вообще весь этот поход плелась около мамы и просила: "Хочу речку, хочу речку..." А папа ей все объяснял, что это пустыня и реки здесь не текут.

204. Еще раньше он рассказывал, что если вырубить кусты саксаула, то песчаные барханы оживут и начнут засыпать дороги и дома. Они вырываются на волю, как дикие звери, но двигаются только при больших ветрах.

205. Сейчас мы ходим по ним, как по неживым. Но все равно мы спешили, как будто убегали от страшных песчаных зверей по их песчаным спинам и бокам. Мы даже не останавливались, да и останавливаться

206. было негде. Ведь саксаул не дает почти тени. Только поправишь шнурки

207. на ботинках, песок вытрясешь - и снова догонять ушедших вперед. Так

208. мы шли, пока вдруг не встретили в пустыне канал - настоящую реку, и довольно широкую. Все так обрадовались, что сразу же скинули рюкзаки, одежду и полезли в воду. А Аня обрадовалась так, что бултыхнулась в воду прямо в тапочках и утопила их. Но мама на радостях ей простила и всем рассказывала, что это Аня напросила нам прохладный канал. На другой берег мы все перебрались вплавь, а рюкзаки папа перенес на голове.

209. А на другом берегу мы довольно быстро вышли к Англа-кале, последней из осмотренных нами крепостей в пустыне. В этот же день мы добрались до Турткуля и Бируни.

211. Витя: Знаю, что мы сейчас видим свою последнюю хорезмийскую крепость и ловлю себя на чувстве сожаления. Вот и пришла пора прощания и итогов.

212. Я полон еще недавними впечатлениями о Кой-крылган-кале - пожалуй, самой значительной из увиденных нами хорезмийских крепостей. Но у Англы своя выразительность и значение, только кто б рассказал о ней.

213. Сначала я по башням угадываю ее мусульманский характер. Выдвинутость ее в зону пустыни гарантирует ее древность и краткость периодов ее жизни с людьми, ведь кочевники и пески захватывали ее одной из первых - при первом же увеличении кочевой активности или - при загнивании речной цивилизации. Оказалось: Англа датируется IV веком до н.э. (может, потом перестроена). И с песком - вот он, оккупировал

214. перерожденной жизнью. Ведь пески, засыпающие хорезмийские крепости и поля - это те же самые хорезмийские плодородные почвы, только взбунтовавшиеся и вышедшие из-под человеческой руки, вернее, упущенные человеческим незнанием.

215. А теперь - итоги: Убеждение Лили о первичности религиозных, т.е. полных знаний - на деле не противоречит моему "примитивному материализму", т.е. убеждению о нашей равной с песком подчиненности всем физическим законам.

216. Ведь догадка о воле Бога - это и есть главное знание народа о должном поведении перед основным природным законом, Дао по-китайски. И на деле я с полным уважением отношусь к познаниям жрецов Кой-крылган-калы, истинность которых доказаны хорезмийской практикой, а в итоге - нашим с вами существованием.

217. Думаю, мудрецы Xорезма, наверняка, знали простейшие соотношения между температурой Степи, военным давлением кочевья и их порывом к расширению, и потому могли предвидеть и противостоять гибельным последствиям, но чего-то не хватало в их знаниях, в их понимании мира,

218. раз не могли они противостоять всем гибельным наступлениям Степи.

219.Нет, нет, речь идет не об изменениях природных законов или выходе из-под их власти, а о противостояния их разрушительному действию с помощью знаний - согласно II закону термодинамики. Физики утверждают, что с помощью накопления информации и использования энергии извне можно уменьшать энтропию и увеличивать порядок.

220. На этом использовании информационных процессов и энергии Солнца все существование жизни, человечества основано.

221. Зороастризм, как и иные языческие системы, не зря вводил поклонение Солнцу. Я уверен: в скрытом виде в нем содержится знание о трех основных законах общественной термодинамики (стат.физики) - 1) Мир вечен сам по себе. 2) Мир стремится к равенству состояний сам по себе и свободе. 3) Утопии порядка не достижимы

222. Невежество - творец пустыни. Многотысячелетняя история народов Средней Азии говорит не только о влиянии на них колебаний климата, но и про обратное, разрушительное влияние людей на климат. Вытаптывание степей и разорение зеленых пойм происходило с разрушением цивилизаций и много чаще колебаний климата самого по себе. Были б люди умными и дальновидными, ответственными - жили бы по средствам, не допускали бы автоколебаний.

223. Исключение гибельных последствий их в будущем - наш главный долг перед потомками. Наши хорезмийские предки сильно грешили в этом смысле. Увлеченные сиюминутными успехами, пренебрегали интересами Степи, и наоборот. Не могли устранять и свои внутренние болезни. Ведь гибель хорезмийских государств и запустение случались гораздо чаще, чем независимые от человека изменения климата Пустыни. О знаниях хорезмийцев на этот счет мы ничего не знаем, но что вот средневековый ученый ибн- Хальдун из Магриба шел к пониманию и построению социальной физики - известно, мы расскажем позже.

224. Да и какое мы имеем право на упреки? Сами-то мы разве можем похвастаться мудростью и ответственностью? Иной раз мне кажется, что, напротив, в сравнении с древними жителями занесенных пески городов мы знаем много меньше и гораздо ближе к общей гибели своей, уже всемирной цивилизации.И потому гибели неизмеримо более страшной и непоправимой...

226. Омар Хайям. Рубаи 273

Рыба утку спросила: "Вернется ли вода?
Что вчера утекла? Если да - то когда? "

227. Утка ей отвечала: "Когда нас поджарят -
Разрешит все вопросы сковорода!"



Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная.