Том 8. Кавказ. 1969-1986 гг.

Диафильм «ОГОНЬ БАКУ (МАЗДА БАКЫ)»

(Маздак)

Смотреть онлайн в браузере (качество 720)

Смотреть на YouTube (качество 480)

Все слайды на Яндекс.Фото

  Смотреть на YouTube

  Смотреть онлайн в браузере

  Отдельные слайды



Идейным стержнем этого диафильма стала книга Симашко, купленная нами в Алма-Ате, ее подспудная мысль о закономерностях революционного развития, иллюстративный материал -слайды, отснятые в Баку и в Суруханах. Однако тема столь громадна, что мы привлекли к нему дополнительные слайды, главным образом, из старого среднеазиатского диафильма. Кроме того, полностью включили в его состав «Посещение Нахичевани в 1969 г .» - ранее самостоятельный маленький диафильм.

Прошло слишком мало времени, чтобы судить о результате и зрительской реакции, но личное мое убеждение - этот диафильм итоговый.(  Примечание:  надписи на слайдах в этом тексте подчеркнуты)

1. Встреча с Персией.

2. Огонь Баку

3. Мазда Бакы.

4. По мотивам романа Мориса Симашко.

5. В Баку мы попали в самом конце отпуска, прорвались сквозь нехватку времени и самолетные трудности. И правильно сделали: без Баку нельзя считать завершенным даже беглое знакомство со страной. Ведь здесь - ее истоки.

6. Баку - столица, самая роскошная из наших азиатских столиц.

7. Баку и его промыслы - один из важнейших революционных застрельщиков в России.

8. Баку - из бойких и быстро растущих капиталистических городов Российской империи, первая нефтяная база мира, главный осветитель России.

9. Баку - начальный пункт парома и база Закаспийской железной дороги - главного пути русских вглубь Средней Азии, к Тибетской вершине мира, к своим и мировым истокам.

10. Баку - прежняя столица ширван-шахов, вассальных подданных Ирана и вечных посредников в контактах с Севером. Отсюда, с юга Каспия, веками возили на Север изнеженно-кровавые поветрия застойного Востока.

12. Баку и весь Азербайджан издревле и изначально - часть Персии, провинция Ирана, поэтому смотреть на прошлое Баку, означает знакомиться с историей арийского Ирана от Ахменидов до последних шахов.

13. Баку с его нефтеносной почвой, тысячелетним промыслом и вечными огнями попутных газов - священная земля для всех огнепоклонников, древнейшей мировой религией зороастризма, учения восстаний и борьбы. Здесь, в древней Мидии, огонь Справедливости - Мазды зажегся задолго до рождения Христова и пошел гулять по свету.

14. Мы лишь кратко перечислили то, что было нам интересно в Баку. Ну, а теперь скажите: возможно ли такое богатство ожиданий перевести на язык обычных наших слайдов? - Нельзя, наверное, но мы все же попробуем. На помощь призовем все, что имеем.

15. И даже этот черно-белый кадр, сделанный в Фирюзе 10 лет назад. Соединим здесь впечатления от посещений староперсидских, а ныне советских областей, где сохранился хотя бы отблеск древнего Эраншахра: Хорезм и Туркменский Хоросан в 1966 году, Нахичевань - в 1969 г. Мерв и Баку - в 1976 г.

16. Часть 1. Огонь.

Но поведем мы свой рассказ все же с Баку, вернее, с храма огнепоклонников в пригороде его - Суруханы. Ибо огонь - всему начало.

17. В Европе эта фраза известна еще от Гераклита: Все движется, исходит от огня и вновь к нему возвращается кругами. Но и огонь умирает, уходя в воду и землю. Великое становится низменным и обыденным. Но не навсегда!

18. Настанет день, и огненный смерч поднимается вновь из Воды-Земли. И снова все охвачено огнем.»

19. Именно так говорил этот древний грек, отец знаменитой диалектики - революционного оружья! Но что общего между диалектикой, Огнем и красным петухом восстаний?

19. Нельзя доказать, можно почувствовать: есть истина в его догадке и между прожорливым, неорганически живым огнем, будущей стихией восстаний и презрительной усмешкой всеразрушительной диалектики есть связь - родство. Без сомнения!

20. Во всем мира огонь смертен. Он сжигает ему доступную органическую жизнь и умирает до нового шанса. Здесь же, в Суруханах-Баку, он вечен. В земных глубинах, где, говорят, и сейчас из неорганических пород рождается органическая нефть, эта протожизнь. Она рождается внизу и поднимается наверх, где растекается по земле, включаясь в биожизнь, если бы не Огонь! В Суруханах газовые фракции нефти горят вечным пламенем, в секунду прогорает то, что жизнь проживала бы столетия.

21. И именно здесь, в древней Мидии, родилось поклонение единому и вечному Огню, здесь начал говорить и проповедовать основатель зороастризма - Заратустра.

22. О чем? - Мы не знаем. Неизвестные знаки на плитах храма не говорят с нами. Да и вряд ли помогла б нам расшифровка письма не столь уж давних строителей храма - индусов-персов, последних огнепоклонников в мире.

23. Священные книги Авесты или фантазии Ницше о речах Заратустры, конечно, дадут больше. Но еще лучше - реальная жизнь, вернее - история жизни огнепоклонников.

24. Огнепоклонство стало государственной религией при Ахменидах, создавших срединную империю Эраншахра. Всеочищающий огонь Мазды, космический символ абсолютной правды, позволил достославным Ахменидам собрать под свои знамена массы народа, фанатически верных, и двинуть их на разрушение - чего б вы думали? Какого мирового зла?

25. - Первой развитой мировой цивилизацией в Междуречьи, во главе с первым капиталистическим центром - знаменитым Вавилоном. «Мене, мене, текел, упарсин» - чертила чья-то рука огненные буквы, предупреждение последнему правительству Вавилона на пиру у Валтасара. «Близок твой конец, вавилонская блудница» - радовались иудеи, будущие преемники религии Огня в иной, уже духовной форме единого Бога-Отца. И скоро Вавилон был взят войсками пришедшего отсюда, из Мидии, царя Кира!

26. Огненная справедливость восторжествовала! Как хотите, но здесь Библия ведет речь о первой коммунистической революции против капиталистического разврата. Извечный антагонизм! «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!»

И потом, когда Христос в своей революции изгонял торговцев из храма, он уже опирался на долгую традицию огненных пророков. Но и Христос был совсем не последним в этой длинной череде. Мы это знаем. Когда рабы или варвары говорят о справедливости, они имеют в виду равенство со свободными и богатыми соседями, а чтобы установить это равенство, у них есть обычно только одно безотказное средство - Огонь.

27. Первая Персидская деспотия, поклоняющаяся уравнительному Огню-Мазде, долго грозила завоеванием античной Греции, но, в конечном счете, сама пала под ударами Александра Македонского и его греческих и парфянских преемников. Мечты об огненном уравнительстве ушли далеко вглубь чаяний персов, тлели неспокойными очагами восстаний против жирной Земли-Воды эллинистических преемников.

28. Но недаром говорится: Огонь бессмертен! Как только ослабло Римское влияние, в Персию вновь вернулся зороастризм государственной религией. Цари династии Сасанидов, возрождая былое величие своих арийских предков, вернули народу и его мечты о красном огненном братстве. Не только в Мидии-Азербайджане, во всей Персии запылали жертвенные огни великой Мазде, пока только в храмах, лишь как символ, пока не пришел Маздак. Но, прежде, мы должны показать остатки Персии, как она сохранилась в пределах наших границ.

29. Часть II. Изначалье

30. Мавзолей Саманидов в Бухаре - прямой потомок храмов Сасанидов - богат и изыскан, противоречит, казалось бы, суровым вкусам огнепоклонников. Где стихия огня? Где простота и равенство?

31. Разве что в одноцветности сырцового кирпича. Разве что в однообразии узора. - Но эффект все равно получился исключительный.

32. Куня-Ургенч

Вблизи небольшого районного города нынешней Кара-Калпакии лежит громадное городище на месте столицы хорезм-шахов, окраинных восприемников Сасанидов.

33. Правда, они уже стали мусульманами, но в своей культуре продолжали хранить персидские традиции.

34. Однако, процветающий Куня-Ургенч был разрушен уже в средние века новыми управителями.

35. Мы знаем его лишь как хана-завоевателя, забывая, кем он был в своей родной Монголии. «Кто не знает Темучина, бывшего раба, которой присвоил себе имя Чингиз-хана, что означает «посланный небом»! Он объединил все татарские племена, назвал их монголами (непобедимыми), а вождей их сварил живьем в котлах. Он не прощает тем, кто осмеливается стоять перед ним, не согнув рабски спину. Он мстит непокорным, преследуя тех, кто когда-либо боролся с ним, и вырезает весь род его до последнего младенца. Он не терпит на всей земле никакой другой воли, кроме его каганской воли».

36. Гибель Куня-Ургенча.

От огромного города Чингиз-хан оставил лишь каменные мавзолеи-жилища мертвых. Остальное приказал затопить, сжечь. Да, огонь-уравнитель поработал здесь на славу, хотя его новый герой и не считал себя огнепоклонником. Нет лучшего памятника для него, чем куня-ургенчское городище.

37-40. И лишь три островерхих мавзолея свидетельствуют о прежней, еще сасанидской жизни.

41. Персия - богатая цивилизация на основе древнейшей из развитых религий, средоточие мировых караванных путей с Востока на Запад и с Севера на Юг, города, цветущие торговлей и ремеслами. Это вам не какое-нибудь английское и японское захолустье. Она - центр земли!

42. Так почему же раз за разом обламывалась ее роскошь, обваливались здания? Почему обломки сасанидского великолепия оставались лишь на окраинах великой империи, да и те вскорости заносились песком?

43. Как эти ворота - единственная сохранившаяся часть некогда огромного ургенчского караван-capaя. От базаров и ремесленных мастерских осталось только поле, одно поле рядов с захудалой районной деревней.

44. Зайдем в один из куня-ургенчских мавзолеев, подумаем на древних плитах... Да, Чингиз-хан, да, были и другие завоеватели. Но можно ли объяснить трагичные судьбы и Персии, и Турции, и России, и Китая, и всей Азии, их конечную отсталость - лишь внешним нашествием Чингиза ли, Тимура ли? Не правильней ли искать главную причину внутри самой культуры, eе огненной веры и застойных традиций?

45. Прекрасны мавзолеи Куня-Ургенча. Взгляд вверх на окна в куполе. Они льют свет, как и прежде. Прольют ли они нам свет на судьбу персидской цивилизации?

46. Прекрасны мавзолеи Куня-Ургенча. Даже в его более поздних, уже типично мусульманских образцах, вроде этого мавзолея Суфи, хранятся эстетические традиции ургенчских школы.

47. А разве такая преемственность видна лишь в архитектурных школах? В религиях она еще явственней.

48. Да, башни молчания сменились минаретами, маги - служителями огня - муэдзинами. Поклонение живому и материальному сменилось

49. молитвами невидимому Аллаху в мечетях. Но основа у мусульманства осталась та же - огненная, еще более воинственная. Таково уж свойство огня - умирая, возрождаться.

50. Heт, сасанидский и мусульманский Иран, отнюдь не по названию только исповедывал огненную идеологию и не только при внешних завоеваниях охватывался пожаром.

Чаще очистительный огонь восстаний возрождался в нации самостоятельно. Книга Симашко рассказывает об одном из самых сильных и развитых огненных движений мага Маздака в 5 веке при царе Каваде.

51. Однако такие движения повторялись впоследствии: и восстание Сумбад-мага в 755 году, и абу-Муслема в Хоросане, и Мукани в Средней Азии, и Бабека в Азербайджане и т.д. и т.п., не говоря уже о Европе и тем более, о современных революциях. Их тоже можно рассматривать как потомков того персидского огня.

52. Любой старый персидский город свидетельствует о таких восстаниях, о своей хронике царя Кавада, о борьбе красного Ктесифона, тогдашней революционной столице, о песне Красного Слона, с которой растекались по стране красные деристденаны... Поэтому мы и решаемся рассказать Вам историю маздакидов на виденных нами персидских городах.

53. Первая встреча с самим Ираном. 1966 г.

В 1966 году мы проехали зайцами в приграничную Фиразу, тогда еще закрытую курортную котловину в Копет-даге.

54-55. Гуляли по ее платанным аллеям, гадали о будущем этой недавно иранской земли

56. Веками Фирюза нежилась в теле персидского Хоросана, лишь иногда подвергаясь опустошительным набегам слуг злого Аримана, кочевников из северных пустынь Турана. Теперь она, казалось бы, совсем пропала и включена в состав Туркмении-Турана. Однако, это скорее пропал Тypaн, отказавшись от кочевья.

57. Туркмения-Хоросан 1976 г.

А в 1976 мы видели Хоросан только из окон неторопливого красноводского поезда.

58. Но что может уловить фотоаппарат в железнодорожной зоне? - Телефонные столбы? Верблюдов рядом с шоссе?

59. Колючую проволоку первого ряда первой зоны приграничной полосы?

60. И мчащиеся в столбах пыли танки закаспийских вооруженных сил с другой стороны поезда? Невеселые все эти картины!

61. Оживились мы только, проезжая древний мервский оазис и его старую крепость в нынешнем Байрам-али.

62. Река в преддверии пустыни, жаркое солнце и плодородные земли придают Хоросану и Mepву, как его давнишней части, особый колорит жизненности: самый тонкий хлопчатник, самая качественная твердая пшеница, самые сладкие дыни и т.д.

63-64.

65. Но бог с ними, с мервскими достоинствами. Для нас он важен лишь как место контакта Ирана с туранской степью, с внешним миром.

Степь, несомненно, была мощным резервом для борьбы за Мазду и Правду. История царя Кавада об этом прямо свидетельствует:

66. Когда знатные князья свергли коммунистического царя, он бежал. И бежал через Хоросан и Мерв в туранские степи к кочевникам-кейсакам.

67. Там он нашел полную поддержку и сочувствие, набрал войско и вернулся в родной Эраншахр, довершив славную революцию почти поголовным уничтожением знати.

68. Так из века живущая родовым коммунизмом Степь подала в те годы руку помощи коммунистической революции в Иране, обеспечив ее победу. И, возможно, так случалось неоднократно. То ли набегами и грабежами, то ли военной помощью внутренним уравнителям, но великая пыльная Степь неизменно поддерживала уравнительный огонь Мазды в Земле Ирана, как ветер раздувает пламя костра, конечно, не сознавая, что он творит. И хорошо, что вокруг Англии и Японии не Степь, а море.

69. Да, Степь великая, бескрайняя, недоступная великим царям и потому свободная, трудная для управления и потому - щедрая, казалось - вечная... Но сейчас ее уже нет.

70. Разве только отблески-воспоминания в национальных плясках, да отблески в характерах-привычках.

71. Вездесущая армия, вездесущие колхозы - все это охватило без остатка. Все теперь стали подданными, везде воцарился великий СССР-шахр. Неоткуда раздувать огонек Мазды... И этот «печальный» вывод наполняет меня надеждой.

72. 21 сентября 1969 г.

73. Посещение Нахичевани

74-75.

76. еще утром прохлада гор Армении

77. а днем - пыль, жара

78. Азия!

79-80.

81. Впереди горы Ирана приближаются с пугающей быстротой. Одна надежда, что пограничный Аракс задержит машину

82. А сзади грозит непостижимой загадкой Змеиная вершина Илан-дага.

83. Предчувствие нас не обмануло. Нахичевань оказалась закрытой республикой, а ее бдительные граждане доставили нас в «столичное» министерство внутренних дел.

84. Ведь как любое независимое государство, Нахичевань требует въездных виз и разрешения нахичеваньского посольства в лице московской милиции...

85. Нам повезло. Капитаны КГБ еще не видели здесь туристов и потому, вместо азиатской ямы, ночь мы провели в лучшей гостинице города с правом проживания одни сутки.

86.Воскресное базарное утро.

87. Наш единственный в жизни нахичеваньский день разделился между базаром, гостиницей и ходьбой

88. по плоскому, глиняному, пыльному, безводному, захолустному восточному городу и

89. его старой крепости. Давняя провинция Ирана, Нахичевань последние несколько веков держалась независимым ханством, пока русские походя не захватили это провинциальное захолустье. Черепки и глина! Что в этом интересного?

90. Разве что легендарная могила прародителя нашего Ноя, забытая в Нахичевани, да мавзолеи знаменитой нахичеваньской школы, так живо воспринявшей в себя островерхую зароастрийскую традицию?

91. Однако, хватит туристских радостей. Приступим к изложению событий полуторатысячной давности, рассказанных Симашко...

Часть III. Огонь - справедливость

Вольемся в свиту византийского посольства, едущего ко двору царя Кавада.

92. «Два диперана из царской канцелярии и 14 персидских латнеков-азатов в конном строю с пиками сопровождали их. Ктесифон был пуст. Высокие стены скрывали за собой дома и сады. Лишь однажды приоткрылись тяжелые ворота, настороженно выглянул старый перс в кольчуге и сразу же затворил ворота...

93. Уже на выезде из дворцовых кварталов увидели мертвого. Человек валялся совсем голый, и внутренности его были выедены птицами. Раньше такого не было у персов. Кони мотали головами и останавливались. Люди лежали в светлой пыли, прямо на дороге. Крючьями стаскивали их с башни Молчания и не успевали».Седьмой год великий голод в Эране...

94. На гуннском базаре кучами лежали нечистоты скотские и человеческие. Рядом с туранскими лошадьми продавались рабы-персы, в основном - дети. ...И вдруг базар заколебался. Вздох прошел по толпе, и люди устремились к храму -

95.«О, Маздак! О-о..! Маг в красном одеянии заговорил о темных силах зла, которые доводят людей до смерти. Самые отвратительные из них - жадность и своекорыстие! - Маг резко выбросил руку вперед, указывая на мертвого. «Кто съел хлеб у этого человека? Кто забрал природой отведенную ему женщину?»

96. Речь Маздака

Ровными кольцами укладывали цепь страстной варварской логики. «Справедливо ли, что один имеет больше другого? Зло случайно. Оно исчезнет, когда все на земле будет распределено поровну...»

97. Не один год продолжалась революционная проповедь Маздака и его ученых друзей - диперанов, прежде чем

98. наступила Красная Ночь - Революция! Когда вынес Маздак из главного храма священный огонь Арамати и разбил его на факелы «любителей правды - деристденавов. А взамен таинственного раньше космического света Мазды крикнул в толпу все разрешающую суть: «Правда - это хлеб и женщина!» С этой правдой и растеклись революционные отряды пожаром по всей стране, разделяя запасы хлеба и распределяя женщин знати».

99. Вот что хранят за собой эти островерхие зданья. Без всякого труда узнаем мы свою историю, революцию, ее героев. Как легко обвинить автора в преувеличении и в искажении! И как трудно осознать, что события 493 года в Красном Ктесифоне в главном - не отличаются от событий 1917 года в Красном Петрограде и Москве.

100. Как просто отбросить саму возможность этого! И смотреть на восточные города и храмы, как на экзотические игрушки, а не на своих возмутительных сродственников.

101. A, может, вам поможет совмещение слайдов этих зданий и отзывов из энциклопедий? Брокгауз и Ефрон: «При Каваде возникла коммунистическая секта маздакидов, проповедовавшая полное равенство, общность имущества и женщин».

102. «Б.С.Э.»: Маздакизм - это движение крестьянской и городской бедноты за равенство всех людей, общность земли, рабов и имущества, равенство потребления, а так же за свободные браки среди членов общины».

103. «Советская историческая энциклопедия»: Маздак признавал за добром разумность и закономерность. Зло же он рассматривал, как хаос и случайность. Это делает возможным и нравственно необходимым уничтожение случайного зла и насильственное осуществление данного Богом всеобщего равенства. Осуществляя свою программу, Маздак стал верховным жрецом Огня и самым приближенным лицом к царю Каваду.

104. Но, конечно, тем, кто не захочет верить, свидетельств этих будет мало. И нахичеваньские персидские постройки не свяжутся с историей. А мне было достаточно простого чтения, чтобы поверить: это - правда! Да, в главном так оно и было! И в Красном Ктесифоне, а потом в Красном Париже, Красном Петрограде, Берлине и еще в тысяче «красных мест», потому что такова огненная природа человеческой жажды справедливости.

105. Именно так: от голода и неурядиц шли за безусловной, немедленной и действенной правдой к Маздаку измученные люди.

106. Именно так: от неустойчивости своей власти и ненависти к своеволью своих князей великий царь царей покровительствовал проповеди Маздака и поощрял его борьбу за равенство и коммунизм... Но, послушайте и дальше!

107. Именно так: вспыхнув, огонь борьбы уже не может не сжигать все вокруг себя вплоть до самих поджигателей. А зона революции расширяется до крайности разрухи и до собственной гибели. Именно так.




Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная.