Том 16. Урал-Волга 1986 г.

"Южный Урал"

(Оренбург)

Смотреть онлайн в браузере (качество 720)

Смотреть на YouTube (качество 480)

Все слайды на Яндекс.Фото

  Смотреть на YouTube

  Смотреть онлайн в браузере

  Отдельные слайды



340. Дорога на Оренбург

341. Алеша: Оренбург В последний уральский город мы приехали ранним утром. На вокзале отправили свою лодку в Москву и до обеда

342. смотрели город. В центре его долго искали столовую, а после завтрака посетили книжный магазин и два музея.

343. Дошли до статуи Чкалова на берегу Урала и повернули к вокзалу,

344. чтобы уехать к городу Уральску. Но почему-то мы проспали Уральск в поезде, так что на следующий день купаться нам пришлось уже не в Урал-реке, а на Волге.

345. Лиля: Почти 20 последних сталинских лет город носил имя летчика Чкалова... И мы, и, наверное, никто в стране не имеет ничего против знаменитого трагически погибшего летчика-испытателя, а с другой стороны - никому особенно и не нравилось какое-то немецкое - Оренбург, а вот все были довольны возвращением городу его

346. первоначального, традиционного имени, как восстановлению прав памяти, порядка и справедливости. Пусть летчику будет памятник, а городу - его имя, данное при рождении. Ведь в имени - сама история,

347. соединение местной степи и речки Ори с европейской крепостью "бург"... Там, на юге, за рекой Урал лежат казахские степи и башкирские предгорья. Ради присоединения к империи и башкир, и казахов и была создана крепость с тюрко-немецким названием.

348. Трижды ее переносили, прежде чем гениально пронырливый и проницательный генерал Неплюев не устроил именно на этом месте своей резиденции, откуда и повел заставы-крепости, окружая и отсекая Башкирию острогами и крепостными заводами.

349. Неплюев-то и добился губернского звания для Оренбурга. Брокгауз и Эфрон описывает в конце прошлого века: "В двух верстах за рекой Урал находится Меновой двор, куда стекаются большие

350. караваны верблюдов и лошадей из Бухары, Хивы, Коканда, Ташкента, Актюбинской и Тургайской областей. Кроме скота привозят кожи, шерсть, хлопок, восточные товары - на миллионы рублей и сотни тысяч скота. Местные торговцы из татар безжалостно обирают казахов,

351. отправляя скот в Россию и на оренбургские скотобойни".

Сегодня такого степного базара, конечно, нет, крепость давно разобрана, оставив после себя только воинское и летное училища,

352. а город, хоть и вырос с 70 тысяч до полумиллиона, но уступает многим областным центрам России... И мы ходили по нему, как по

353. музею, по памятным доскам знакомясь то с ученым первогеографом Оренбуржья Рычковым, то радуясь печальной встрече со своим

354. старым знакомым - Тарасом Григорьевичем Шевченко. Ведь он в Оренбурге начинал отбывать свою солдатчину, а дальше - еще доска

355. летной учебе Гагарина. Так и идет: ученый географ, ссыльный поэт, первый военный космонавт...

356. Здание губернского архива было выстроено в николаевское время, может, по вкусу губернатора Перовского, дяди Алексея Константиновича Толстого - в виде стилизованного под Европу замку. Но работать в нем писарям было трудно, да и нужды особой не было в архивах, потому это здание превратилось в более нужную - гауптвахту! А теперь вот вспомнили первое историческое предназначение и разместили здесь оренбургский исторический музей, где нам было очень интересно, главным образом, из-за темы Пугачева и

357. Пушкина. Для Пушкина оренбургские архивы и рассказы старожилов (при содействии служившего здесь Владимира Даля), стали главным источником для создания первого пушкинского исторического труда о Пугачеве, этой трагической по неудачности попытки нашего поэта стать национальным историком и наставником. "История Пугачева" - достоверный портрет одной из первых русских революций, но до сих пор она не привлекает внимания нации. Что заставляет сомневаться: а доросли ли мы до национального самосознания?

358. Да существует ли оно на деле? Но время идет, конечно, и нельзя не верить, что и мы, как нация,- взрослеем. И лучше понимаем и свою вечную пугачевщину, и своего Пушкина.

359. И дух Оренбургского музея, увлеченных его экскурсоводов, нам показался, как ни странно, близким к такому пониманию, нет, к чувству. Здесь звуковая диорама бесполезных, безрезультатных штурмов Оренбурга пугачевцами выглядит скорее героической обороной от самозванца.

360. Главным экспонатом пугачевщины поставлена железная клетка Пугачева, а главной драгоценностью музея и всего Оренбурга является подлинная посмертная маска Пушкина, к которой люди

361. подходят к нему, почти столь же реальному, как в последний его день. Пушкин - и столь физически реален. Это жуткое чувство почти

362. религиозного потрясения, наверное, для многих...

363. Витя: На одном из дворцовых зданий центральной оренбургской улицы мы прочли: здесь проходил первый съезд казахских советов, провозгласивших основание Кара-киргизской советской автономной республики1920-1924гг.... Но при чем тут русский Оренбург? Но в том-то, видно, и состоит историческая справедливость великой революции, что не взятый пугачевцами-башкирами Оренбург, этот главный форпост русского колониализма в степи, был выбран казахами местом утверждения собственной государственности. Ведь зло "добровольного" присоединения к "тюрьме народов" должно было быть востребовано, искуплено, возмещено...

364. Недолго, всего пять лет Оренбург оставался столицей нового Казахстана. Среднюю Азию переделили, а под казахскую столицу отдали другую, более далекую и южную русскую крепость - г.Верный под Алма-Ату. Ну, а Оренбург так и остался небольшой русской областью

365-366. между мусульманскими странами России.

367. Лучшие архитектурные памятники Оренбурга - мечеть, вкупе с комплексом зданий медресе и гостиниц караван-сарая, ныне наглухо закрыты закрытым планетарием и еще более закрытым геологическим

368. предприятием. Никогда еще столь высокого и красивого минарета в Союзе мы не видели. Он как будто тянет нас в небо, заставляя отрешиться от приасфальтовой суеты и вспомнить мусульманскую мудрость Акмуллы, который бывал здесь, учился и учил, не только своих башкир, но и благородных казахов.

369. Обращаюсь к казахам с душевным упреком:
Безразличье есть в вас к просвещенья урокам.
Несмотря на слова назиданья, как прежде,
Большинство оставаться желают в невеждах...

370.Казахи, карагызы, из тюрьмы
Вам пишет тот, кто ваши просвещал умы.
Меня предательски вы отдали врагам,
Забыв, что все перед творцом предстанем мы.

371. Живя средь вас, я лишь о том его молил,
Чтоб край ваш милостью своей не обделил.
А ныне вашим злодеяньем поражен,

372. Я плачу вновь и вновь, и нет сдержаться сил.
В сердцах обидел карагызов род,
Такое вырвалось, что оторопь берет,-

373. Ведь есть и будут благородные средь вас.
Бесчестны выродки, но праведен народ.
Дух славных предков в карагызах не угас,
Восприняли их мудрость лучшие из вас,

374. Так неужели заступников я не найду
И буду чахнуть в униженье, как сейчас?!

375.До свидания, Оренбург!

376. Лиля: ЗаключениеС обеда поезд потянул нас на юг, через реку Урал в казахские степи, через которые когда-то шли на Урал тюркские предки башкир, и которыми они сами уходили на Запад, формируя венгерскую нацию, а потом - на Париж, утверждая Российскую империю.

377. Впереди были Волга и Саратов, Калмыкия и Кавказ, громадные миры...

378. Витя, правда, еще рассчитывал на остановки-знакомства в Уральске - бывшей столице яицких казаков и нынешнем казахском облцентре. И я соглашалась с ним, что судьба уральского казачества - заманчивая для нас тема, уже касавшихся в диафильмах судеб украинских казаков и донских... Но что же делать, если поезд пришел в Уральск

379. только ночью, а времени на суточную остановку у нас не было.Потом Витя планировал еще поездку от станции Ершов до Пугачевск на р.Б.Иргиз - до знаменитого царства раскольничьих общин, и я тоже соглашалась, что тема уральско-поволжского раскола -

380. тоже очень важна и интересна для понимания судеб России... Но что же делать, если, высадившись на станции, мы узнали, что попасть Б.Иргыз сможем не раньше, чем через сутки? И потому срочно вернулись

381. в свой саратовский поезд. " Не судьба" - нехотя согласился Витя. А я подумала: "Может, и к счастью, что судьба не открыла нам еще и эти исторические места - ведь сил объять необъятную Россию не хватит, и дай Бог не забыть и понять главное впечатление нашего южноуральского путешествия - Башкирию, батыров и Акмуллу, Великую Башкирию духа, у которой мы все, тюрки и славяне -

382. дети и ученики... И, конечно, для нас, славян по крови, разве не близки, не родные вот эти слова?

383. Акмулла-солнце:

Эй, джигиты! Время слушать:/Не творите ложь-обман.
В вас живут простые души /Настоящих мусульман.
Клеветы остерегайтесь, /Для гостей откройте дом,
Результатов не пугайтесь /Добрых, добытым трудом.

384. Мы не вечны. Значит, надо /Нужные труды вершить,
Без обещанной награды / Справедливо в мире жить.

385. ...В этом мире бесконечном /Добродетелен лишь тот,
Кто по сути - человечен / Кто свой разум бережет".

386-387. Конец.




Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная.