Том 16. Урал-Волга 1986 г.

"Южный Урал"

Смотреть онлайн в браузере (качество 720)

Смотреть на YouTube (качество 480)

Все слайды на Яндекс.Фото

  Смотреть на YouTube

  Смотреть онлайн в браузере

  Отдельные слайды



1-2. Южный Урал - Великая Башкирия

3. Тур.река Белая - ось Ю.Урала - хребтовый нерв Башкирии

4. Мустай Карим:

Башкирия, я снова вдалеке /От звезд твоих, но неразлучен с ними,
Где б ни был, у меня на языке /Всегда твое единственное имя!
Мне повезло с землей моей. Ты - чудо!/Башкирия! Ты - свет в моей судьбе!
Ты - колыбель под синью! И да будет /Моя могила теплая в тебе...

5. Мифтахетдин Акмула:
Единства нет в родной земле уж с давних пор
Какой народ перенесет такой позор!
А был ли среди нас такой мыслитель,
Чтоб он к единству обратил народа взор?

6. Коль боли нет, как ты ни плачь, ты не поэт.
У вдохновенья без призыва смысла нет.
О, как печально, если совесть не займется,
Когда кресало выбьет в сердце боли свет!

7. Введение. Уфалей

Алеша: В Южный Урал мы въехали незаметно, свердловской электричкой на Уфалей, где и ждали до ночи челябинского поезда. Было очень холодно,

8. и потому по окрестным горкам гулял только папа, а мы с мамой на вокзале читали.

9. Лиля: Так что город Уфалей я узнавала скорее по пассажирам его вокзала и дочитанной там до последней строчки местной газетке,

10. да по участию в судьбе заплутавшей башкирской бабушки, да лопочущие по-башкирски черноволосые ребятенки - дали мне реальное чувство прибытия в Башкирию.

11. Город входит в Челябинскую область (заводы). Но гордое имя

12. Уфалей - наверное, от начинающейся недалеко реки Уфы. Еще три века назад этот сложный происхождением, но такой богатый поэзией и отвагой тюркский народ скотоводов и охотников был единственным

13. на всем огромном пространстве южного Урала - от Волги до Тобола. Сегодня башкиры числом выросли не в один раз, их почти 1,5 миллиона, но сама Башкирия сузилась до части бывшей Оренбургской губернии, да и в ней башкиры-тюрки составляют лишь треть.

14. И все же мы надеемся, что прежняя Великая Башкирия не ушла в небытие, что сохранится это изначальное своеобразие огромной южно-уральской земли.

15. И, может, в будущем здесь сформируется разноязычный и разноверный, но именно башкирский по самосознанию народ, включающий в себя и русских, и башкир, всех, кто живет на этой теплой земле. Только из таких народов и должна состоять свободная Россия.

16. Акмулла: В словесах не нуждается медоточивых
Род людской. Суть важна в них и мыслей начинка.
Мусульманин любой понимать тебя должен:
И последствия видеть, и первопричину.

17....Есть ли прок призывать?... Проворчат: поученья
Вновь завел Акмулла для мирского мученья.
Что слова! Мы в словах стелем мягко. Однако
Жестко спать: ведь в душе - царство хлада и мрака.

18...Коль в груди не мерцает и проблеска чести,
То родителей честь в его совести есть ли?
Отчего мы безжалостны к жизни и людям?
Отчего обо всем так нещадно мы судим?"

19. Алеша: Челябинск

20. В Челябинск мы приехали ранним утром и пробыли в нем лишь несколько часов. Добрались троллейбусом и трамваем до центральной

21. площади, потом - до церквей у базара за рекой.

22. Мимо еще закрытых магазинов, музеев, вернулись автобусом на вокзал, где в ожидании электрички на Златоуст можно было по плакатным

23. картинкам увидеть самую краткую историю города - от казака до красногвардейца и солдата... Мы так мало пробыли в Челябинске потому, что устали от уральских музеев,

24. а папа с мамой уже бывали в нем раньше и ничего хорошего не ждали.

25. На стене челябинского вокзала папа заснял портрет писателя Гарина-Михайловского, который написал книгу "Детство Темы". Но он еще и строил железные дороги, и по Уралу, и в Сибири,

26. начиная от Челябинска. По его дороге в 10 час. утра мы и уехали в Миасс и Златоуст.

27. Лиля: Когда сегодня выходишь из челябинского вокзала, то, прежде всего, отмечаешь фигуру символического Урала, который, мол,

28. наподобие греческомуго Титана - и сотворил, выковал сокрушительную мощь и торжествующую парадность державы. Я не ожидала увидеть

29. Челябинск столь устроенным и ухоженным, столь изменившимся за четверть века.

30. А сейчас - как будто иной город.

31-32.

33. Но пожилой прохожий удостоверил: да, совсем недавно и в самом центре люди жили в бараках?

34-35. Как могло произойти это фантастическое превращение - из серой барачности в нынешний блеск и лоск?

36. Но эту же проблему можно поставить и в сфере духа. Например: как могли вырасти стихи почитаемого мною Мустай Карима из

37. революционного Мажит Гафурова, который поднялся расчетливым выращиванием ненависти, начал плачем о судьбе бедняков и

38. ненавистью к муллам, а кончил славой Сталину... Но послушайте сами гафуровы стихи разных лет, проследите по ним развитие башкира от ученика медресе до советского писателя.

39. 1906г. Мир богатых - ах, если бы я мог плюнуть им в лицо!
Они одеты в модные шелка, не знают горьких дум...
Oни гуляют каждый день, меняя свой костюм!

40. Где их заботы? Вся их жизнь - веселье да вино,
А там голодный люд живет, озлоблен и угрюм.

41. 1913г. И на страшном суде пусть буду с бедняком в аду,
Я там, где слезы, там, где боль! Где труд и горе - там и я!
Так сердце говорит во мне, так совесть требует моя!

42. 1920г. Встань, джигит! Пора! Коль сердце бьется,
Вороного оседлай коня... Отточи свой меч в горах Урала,
О заветный камень голубой. И как ветер утренний, неистов
Торопись окрасить вражьей кровью, верного булата острие.

43.Лишь тогда, перед страною гордый,
Ты исполнишь долг священный свой.

44. 1926г. "Гостям из-за рубежа!"
Взгляни-ка на татар, чувашей и башкиров!
Взгляни, как хорошо они живут сейчас!
Мы прямо говорим рабочим всей планеты:
На славу мы живем и счастье впереди!
И ложь, которую враги распространяют,
Теперь доказана и разоблачена!

45. В оправе золотой на их носах очки,
Враги хотят узнать - сильны ль большевики?
Присматриваются: крепка ли власть Советов?
Закоренелые враги, клеветники...
Ну, до свидания! И разрешите мне
Напомнить: видели наш мир вы не во сне.

46. Мы встретимся в борьбе - планета вся в огне!
И с вами, наконец, сочтемся мы тогда,
Когда рабочая везде взойдет звезда
И над землей взамен цветастых многих
Взовьется красный стяг свободы и труда!

47. 1930г.
Мир слушает сейчас, как в тихом зале, /У строгого судейского стола,
Вредители растерянно признали, /Что совершали темные дела...
Народ врагов поставил на колени, /Личины с них сорвал и разметал
Их, словно мерзких псов, для мерзких преступлений,
Спустил с цепи заморский капитал.

48. Когда сорвали маски и открылась
Безмерность лжи и расступился мрак
Дохнула ужасающая гнилость /Из черепов взбесившихся собак...
Служа прилежно дьявольским разведкам, /Существованье жалкое влача
Собаки эти, радуясь объедкам / Умильно лижут ноги богача.
...Мы их поставим на колени /Врагу от нас пощады не видать.

49. 1927-1933гг. Людишки есть - oни всегда ворчат.
Порядок мил им зарубежный:/Ах, как мол, за границей хорошо!
Как там покойно, безмятежно!

50. Товаров там - ну просто пруд пруди! / Забиты доверху все лавки,
Чек подпиши, иди и покупай, /Без очереди и давки!

51. Но жизнь в Америке - неравенства пример
Роскошествует там один миллионер
На миллион бродяг и нищих оборванцев,
Живущих впроголодь бедняг-американцев

52. М.Гафури: "Идем дорогой партии и служим ей пером!"

53. Витя: Мы не встретили в Челябинске мечети, а из шести прежних церквей увидели только две. В этой, что возвышается над базаром, как Биби-ханум в Самарканде, сегодня краеведческий музей, как бы подчеркивается базарное, дорожное, торговое происхождение города.

54. История свидетельствует о богатом татарском селении Челябе на границе башкирского и сибиро-татарского миров. И только в позапрошлом веке русские строили здесь острог, а в прошлом веке сделали его уездом, в нынешнем веке - областным центром, где от татарской Челябы ничего уж и не видно. Но ведь живы люди

55. и слова Акмуллы:

Все деянья человека возвращаются к себе,
Совершись дурной поступок - не взывай потом к судьбе.
Человека нет такого, чтоб не смыслил ничего,
Чтоб не видно и не слышно было б средь людей его.

56. Каждому - свой груз и ноша, каждому нести свое
И беду, и наказанье. Так велит нам бытие.
Раз взглянув, не принижай чужую собственность, детей
Все равны. Одних пороса, собственных - не возлелей.

57. Бог один лишен ошибок. Без ошибок нет людей.
Из-за них мужскую гордость чью-то с ходу не убей.
Тем довольствуйся, чем богом и судьбою наделен,
Знай, что признак благочестья - быть всегда самим собой.
И трудиться неустанно, и довольным быть судьбой.

58. Дорога в Миасс:

59. Алеша: Приехав в Миасс, мы узнали, что от вокзала есть три пути. На севере видны новые кварталы около автомобильного завода, на юге - старый город золотодобытчиков, до него идет автобус, а

60. на восток - в Ильменский заповедник. Мы хорошо позавтракали в вокзальном кафе и пешком пошли в заповедник 3 км.

61. Но к копям, где добывают красивые камни, нас не пустили. Мы только посмотрели коллекции в залах музея и немножко походили, поискали камней рядом.

62. Встречались интересные вкрапления кристаллов черной слюды или мрамора в сером граните и всяких других неизвестных мне минералов. Но амазонит и, тем более, самоцветы, искать было бесполезно.

63. Наверное, если бы мы пошли без спросу в сам заповедник, то тоже ничего б не нашли в заросших копях. Так что довольно скоро мы

64. вернулись назад и поехали в старый Миасс.

65. Лиля: Одна из легенд о происхождении названия Миасс - со времен Пугачева, когда его башкиро-русское войско дошло до неизвестной реки. "Как называется? - спрашивает грозно мужицкий император у своего авангарда? - Молчат. "Кто ее первый увидел, именем того

66. назовем" - велит Пугачев. "Мы - кричал башкир-начальник. Я-аз, - долдонил русский. "Пусть будет Ми-ас" - решил Пугачев, утвердив на века

67. башкирскую общность "Мы" и русское "ячество" в названии одного из самых золотых гнезд заводского Урала.

68. Пo документам, эта исконно башкирская земля была отобрана у старшины Жоймына Шаимова за восстание, а через полвека русские

69. устроили медеплавильный завод. Но медная руда быстро иссякла,

70. и Миасс захирел бы, если бы не открытие золотых приисков, а потом и Ильменской знаменитости.

71. В нем до сих пор действует управление золотыми приисками, так что еще живет, не истощился батюшка-Урал, кормит золотишком

72. валютные резервы державы... Но давно прошли времена золотых лихорадок, старательских удач и разгулов, уплыли золото и камни, осев

73. на этой земле лишь крохами, лишь отблеском - красивыми домами и крепкими засовами. ...И вот характернейшая бытовая

74. картина: роскошно оформленные деревянной резьбой ворота (наверное, от хулиганства) охраняет захлебывающийся от ярости пес.

75. Как бы, наверное, негодовал на такое богатство революционный и чувствительный к равенству Гафури. И каким лаем он кончил caм.

76. Витя: Путеводитель предлагает вниманию туриста сохранившуюся на кладбище городскую церковь, выстроенную в 1889г. Он ее

77. рекламирует как "русскую красавицу в красной шубке кирпича, оттороченную белым камнем. Она - как символ торжествующей русскости в старобашкирском крае". Но, уходя из города и

78. оглядываясь на него в последний раз, мы замечаем, что главной его вертикалью оказывается все же иной идеологический символ - минарет башкирской мечети - как будто незаконно и стихийно проросший из древней почвы. И это заставляет нас тут же вспомнить похороненного

79. на миасском кладбище учителя Акмуллу - после убийства в дороге.
Вы знаете, кто истинный мулла?
В чем святость, что нам письменность дала?

80. Иль Вы, как Юзикаев из башкир,
Прославлены уже на целый мир?
Иль, не лишась богатств, не укротивши спесь,
И жадность не уняв, хотите в рай пролезть?

81. О не спешите, братья! Внемлите лучше мне:
Я выстрадал боль слов на жизненном огне.
Достойными сначала надо быть народа своего.
Народу лишь служить. Но в спячке мы, сыны ислама.
И вперед, тот кто в дремоте пребывает - не пойдет
А чтобы противостоять своим врагам,/Историю познать нелишне нам.

82. Во всех науках проявить себя. /Иначе - и судьба нам не судьба.
Не только знать по-русски и писать,/Неплохо бы французский понимать
Но прежде важно в языке своем, / Как рыба плавать, свой восславить дом.

83. Узреет просвещенный чудо дальних стран,
Как с корабля морского - дивный Хиндустан.

84. Златоуст - батыр Урала

Алеша: Пока ехали по горам, погода совсем испортилась. В Златоусте же

85. холодный дождь лил не переставая. Так что видели мы его только из-под полиэтиленовой пленки, когда шли пешком, или из окна трамвая. Здесь нет троллейбусов, зато много трамваев.

86. Рельсы везде, даже на зеленой травке деревенских улиц, и тянутся они вдоль заводского большого озера.

87. Музей был закрыт, и ничего интересного мы здесь не увидели, только памятник военному инженеру и горному начальнику Аносову, который открыл секрет булатной стали и наладил производство

88. златоустовского оружия. Старые заводы работают здесь до сих пор, но взамен сабель они теперь делают что-то еще нужное.

89. Витя: В поисках поэтических иллюстраций к уральской кузнице оружия мы нашли только одно стихотворение, посвященное Златоусту, и принадлежит оно, как ни странно - все тому же башкирскому

90. классику - М.Гафурову:

Как будто раздвигая горы, /Наш поезд средь теснин летел,
И многое открылось взору, /О многом вспомнить я успел. ...

91. Так, возникающею песней, / Готовою сорваться с уст,
Вдруг вырос предо мной чудесный, /Батыр Урала - Златоуст!
Не мало лет уже заводу, /Два века он успел прожить,
И множество за эти годы / Руды железной поглотить.

92. И думает белобородый, /Седой угрюмый Таганай:
"К богатствам, что копил я годы, /Дотянется он, так и знай!"

93. И думают, наверно, горы: /"Нас, простоявших здесь века,
Как вешки с места сдвинет скоро /Завода крепкая рука".

94. Народу все теперь подвластно./ Хозяин здесь - рабочий люд,
И вечно радостный и страстный, /Кипеть здесь будет вольный труд!

95. Лиля: Полной противоположностью к гафурову энтузиазму показался нам реальный, пасмурный и даже угрюмый Златоуст. Да и что может быть хорошего в производстве оружия?

96. Впрочем, завлеченные путеводителем, мы искали не башкирско-рабочий, даже не русский, а изначально немецкий стиль уютных домиков и аккуратных проулков. Ведь именно от немецких мастеров

97. и их семей начинался в позапрошлом веке исторический Златоуст. Но не нашли... У аносовского дома еще раз перечитали строки путеводителя: по именному указу Павла златоустовские железные заводы были отданы Кнауфу, который и начал возить сюда голландских и немецких мастеров, а те, естественно, настроили баварских

98. и саксонских домиков, устроили в уральских горах Большую и Малую немецкую улицы, милый фатерлянд... Но вот оружия хорошего для русских варваров они не делали, наверное, просто не умели или не считали нужным. Ведь, в отличие от, например, благородных и совестливых англичан, немцы могли спокойно приспосабливаться к русским беспорядкам и бездельной воле в собственных интересах.

99. Наконец, русскому правительству надоела безрезультатность немецкого Златоуста, и оно назначает его управителем энергичного Павла Петровича Аносова. Он-то и произвел поворот - не в управлении только, а и в самом деле. Он создал основы качественной металлургии в этих горах - создал славу, которой Златоуст живет и поддерживается до сих пор. Хрупкая сталь в его руках стала гибким и прочным булатом, а аккуратность немецких мастеров соединились

100. с талантом и выдумкой русских мастеровых, породив в результате племя златоустовцев - обрусевших немцев или онемеченных русских и - все на базе производства качественного оружия, так необходимого русской сверхдержаве. И потому мы не удивляемся, что на месте

101. немецких улиц выросли добротные, сталинского вида кварталы. А вдали от заводских и управленческих громад особняковые дома

102. златоустовских рабочих выглядят чисто и укорененно. Русские домики на башкирской земле - как бы воскрешают немецкий уют и порядок. А может, такими станут и все башкиры? И разве не укорененности учил их Акмулла?

103. Меру знай во всем - и пользой твой достаток превзойдет
То, над чем трясется скряга, что бездумно тратит мот,-
Ведь бывает, грош добудешь - и поет твоя душа
Веселей, чем у сквалыги от большого барыша.
Дармовые состоянья - что деревья без корней,
Бережливо нажитое служит дольше и верней...
Раб, восставший на жестокость - сам бессмысленно жесток,
Род людской впадает в крайность - в этом многих бед исток.




Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная.