|
Смотреть онлайн в браузере (качество 720) Смотреть на YouTube (качество 480) Все слайды на Яндекс.Фото |
1. "Российское Черноземье-1985г. " Часть VII. "Дон-Азов"
2-7. песня Александра Розенбаума "Казаки"
8. "Ростовская земля - бывшая Область Войска Донского"
9. "Ростов"
10. Схема Приазовья
11. Земля кентавров и казаков
12. Не один уже раз мы слышали эту песню ленинградца Розенбаума в электричках и на всяких молодых сборищах. Можно обзывать ее примитивом и шлягером, но трудно не видеть в ее народности тягу молодежи к вольной забубенной жизни.
13. Да и о чем еще нам мечтать устав от бессмысленности? О загранице? - Но ведь там сплошные законы, мещанские ограничения, жизнь в работе, к которой нет ни привычки, ни охоты. И вот в душе всплывает извечное русское желание сыграть в бесстрашные казаки-разбойники, в анархо-коммунизм. И как будто из воздуха нашего ХХ-века сотворяется шлягер казака Розенбаума.
14. Растет новая нахальная молодежь. Тревожат, будоражат вопросы: кто же мы такие и что нам надо? Нужны ли нам свободы-права или, скорей, беспредельная воля (беспредел)?
15.И почему это в Европе свобода накрепко связана с буржуазными законами, а у нас вот в вечном круге крутится вольная воля и деспотизм. И можно ли выйти из казацкого круга? Или прав Киплинг и никогда не сойтись нам с Западом?
16. "Танаиск - корни в античности"Если в Ростове сесть на таганрогскую электричку, то можно посетить археологический заповедник Танаис, раскопанный греческий город.
17. Танаисом греки звали и Дон. Нигде больше эллины не забирались так глубоко в страну степных варваров.
18. Да только уж очень много времени протекло и слишком мало эллинов здесь было. И, может, справедливей вспомнить блоковские строки:
Да, скифы мы, /Да - азиаты мы, /С раскосыми и жадными очами!
19. Придонье - лишь небольшая часть великого евразийского пояса степей, главного пути великих переселений почти всех нынешних европейских народов. Во времена греков старожилами здесь были сначала киммерийцы, потом скифы. Тогдашняя привольная степь могла прокормить огромные стада, которыми владели многочисленные скифские племена. Потому здесь и выработалась особая культура кочевой жизни, людей и коней вместе, символом которой и стал у греков кентавр.
20. Считается, что еще Древний Восток изобрел соединение коня с боевой колесницей и лучником, а вот соединение воина с конем в самую мобильную и грозную до XX века военную силу, и произошло это в Причерноморье.
21. Греки были морским народом, а с вооруженными всадниками они, видимо, впервые столкнулись в своей Фессалии, еще в героические времена. Тогда и возник миф о диком фессалийском племени полулюдей-полуконей = кентавров, с которыми дружил и воевал славный герой Греции и Рима - Геракл.
22. Похоже, греки считали моих предков-степняков дикими существами, близкими к природе, даже полуживотными. Общаться с ними, пить общественное вино и драться мог только Геракл, сам такой же простодушный силач и грубиян, полубог и раб. Да, раб! Свободные и вольные наши предки-скифы в своем почти коммунистическом изобилии были вместе с тем и поставщиками рабов. Город Танаис был крупнейшим невольничьим
23. рынком в Северном Причерноморье: сюда варвары привозили продавать в рабство таких же степняков, захваченных в межплеменных войнах.
24. Но мудры и многосторонни греческие мифы. Современный ученый отмечает про древних жителей этих домов: "Своих соседей-скифов эллины изображали то свирепыми воинами, кровожадными, не знающими жалости
25. первобытными дикарями, то справедливейшими и благороднейшими людьми, живущими согласно правилам высокой морали, избавленными от пороков цивилизации". И может потому мир знает благородного кентавра Хирона.
26. На окраине раскопанного города, в небольшом зеленом оазисе - музей, для нас, к сожалению - закрытый. Но двусоставность отраженной в нем культуры видна и снаружи.
27. Древнее местное жилище: круглая полуземлянка в степном черноземе на быструю руку под камышовой крышей. Камыш до сих пор конкурирует с черепицей и шифером на донских домах.
28. А это - сама античность, дошедший до нас осколочек мировой культуры. И вот оказывается, что учителем многих выдающихся греков был кентавр
29. Хирон воспитывал величайших героев Греции - Ахилла, Язона, Патрокла, Пелея и других. Как воспитатель Асклепия, Подалирия и Махаона, как открыватель действия целебных трав он является родоначальником
30. медицины и целых врачебных родов. Как воспитатель прорицателей Тересия, Ипполита стоит у начала прогностики. Как сын Хроноса, наделенный бессмертием, он отдает жизнь за вызволение от смерти Прометея, а по другой версии - гибнет как ученый, испытывая на себе ядовитое действие стрел своего друга Геракла. Получается, что в лице божественного кентавра Хирона выразились представления греков о целительных и воспитывающих силах первобытной, счастливой природы предков, людей, близких к природе и потому способных передать людям ее абсолютные тайны еврейским, христианским и иным пророкам-учителям.
31. Может, такими были все пророки от библейских до Льва Толстого. Вспомним меткие слова Бунина о своем вероучителе: "Сколько можно насчитать в царственном племени святых и гениев, таких, которые вызывают на сравнение их с гориллами даже по наружности! Всякий знает бровные дуги Толстого и бугор на черепе Будды..." (с. 48).
32. Молчаливы, нет, красноречивы камни греческих городов, камни донского Танаиса, соединенные с преданиями далеких веков. Они говорят о нашей
33. противоречивой, кентаврской природе... И во все века святая Русь оборачивалась к Европе то скифством своим, то ее учителем,
34-35. прорицателем, духовным врачевателем.
36. "Путь до Старочеркасской" по Дону мы плыли "Ракетой".
37. Глядя на низкие берега, давайте вспомним: как ни странно, почти все знаменитые в мире русские писатели, классики последних ста лет связаны с донской землей: Толстой, Чехов, Бунин, Солженицын, Шолохов, Трифонов. Пятеро из них отмечены представлением к нобелевской премии. К их числу можно прибавить только Пастернака.
38. Никто лучше Толстого не понял казачьей жизни. Повестью "Казаки" открылись миру его мировоззренческие раздумья. А под конец жизни, убегая из Ясной Поляны, он взял билет до Ростова-на-Дону. Для мира он был Учителем-Хироном.
39. Уроженец Таганрога, Чехов писал о степной унылости, тоске и скуке всей русской жизни, проницательно вглядывался в нас и изгонял рабское, ленивое, пресмыкательское. Он был Хироном-врачом.
40. Бунин, родившийся на Дону, стал первым русским, принявшим Нобелевскую премию. Принял ее он достойно, как законный представитель русcкой эмигрантской литературы. Можно верить, что Бунин станет для нас Хироном-прорицателем.
41. Великий Пастернак не решился принять Нобелевской премии вопреки державной воле Хрущева, а вот у сына Ростова на Дону - бывшего з/к Солженицына хватило бесстрашия открыто не подчиниться властям. Высланный
42. заграницу, он объявил властям своей родины непримиримую идейную войну, и есть опасность, что станет он из мудрого Хирона кентавром буйным.
43. Не забыл он и родной Дон, попытавшись разоблачить последнего нобелевского лауреата, уроженца донской станицы и владельца этого особняка в Вешенской. За рубежом вышла книжка с предисловием Солженицына -
44. ."На стремени Тихого Дона анонимного московского литературоведа, в которой доказывается, что роман "Т.Д. " имеет двойную суть и двух авторов. Одного - официального и признанного - продотрядовца и советского писателя Шолохова, а другого - казачьего депутата, сотрудника Короленко и белого офицера - Федора Крюкова. И что бы мне ни доказывали, а интуитивно я этой версии верю. Но тогда Шолохов предстает донским оборотнем, кентавром-грабителем. Но нет у нас к нему негодования, скорее признательность за то, что не дал погибнуть литературному наследству своего идейного противника, стал его тайным соавтором (а иначе и нельзя было, наверное) - и тем обеспечил ему бессмертную жизнь. Да, может, такая двойная, бело-красная редакция и авторство главного Донского и русского романа ХХ века и есть единственно верная версия самой трагической поры нашей истории. Это надо понять и... принять.
46. Наша тревога, конечно, не в авторстве - белом или красном - жизнь делали и те, и другие, а в той варварской непросветленности, с которой продолжают биться с якобы "врагами" на нашей земле буйные кентавры.
47. И, наконец, Трифонов. Не был он нобелевским лауреатом, жил в Москве, но судьбой отца и своим последним, главным романом, крепко связан с Доном. И нас, всех его читателей и почитателей, накрепко связал вопросом:
48. "Куда же шел Мигулин?", долгом просветляющей памяти.Это все тот же вопрос о сути казачьей вольности, о путях и кругах русской свободы.
49. Музеи Старочеркасской. "Первая столица донских воров"
50. Ну, вот мы и сошли на землю Старочеркасской. Сразу от пристани по низкому берегу бетонная дорожка ведет мимо указателей, мимо жилых улиц
51. к ухоженному старому центру, ставшему музейной зоной. Казацкие дома, атаманские "дворцы", войсковые церкви. Ведь здесь жило русское народное войско, осуществлявшее на деле полную свободу и поголовное вооружение
52. народа, т.е. то, что большевики только записывали в свою дореволюционную программу. Музеи Старочеркасской многочисленны и интересны. Экономя силы, мы посмотрели лишь основные, и сейчас очень коротко расскажем о казацком феномене.
53. А начать надо с русского крестьянства, закабаляемого едва ли не с момента полного освобождения от татар и провозглашения Москвы царством. Вот парадокс судьбы: при татарском иге массы русских бежали с юга в московские пределы, а после победы Москвы самим победителям стало жить так худо, что они снова побежали, но теперь на юг - в татарскую степь.
54. Казак - тюркское имя удальца, степного богатыря. Казахи до сих пор удерживают его в своем гордом самоназвании. Но русский казак - это далеко не новый степняк - это прежде всего беглец, эмигрант, это часть русского народа, выбравшая себе вольную судьбу. Выбравшая - но не до конца, и потому не ставшая отдельным народом. В этом - начало донской трагедии. Родные места, язык, вера оставались недалеко - не за морями, а рядом - и тянули душу назад, заставляли служить Родине, забыв прежние обиды. И вот второй парадокс: русское свирепое самодержавие на своих окраинах заимело свободные эмигрантские общины и их руками завоевывало и осваивало окрестные страны и земли.
55. Сначала открытая степь была малопригодна для выживания, особенно семейного, и потому казаки свои летучие деревни - станицы - могли устраивать только рядом с водой - на островах и косах рек, а главным средством спасения и нападения у них были не столько конь, сколько быстрый челн, позже - вооруженный струг.
56. По мере укрепления казачьего многолюдства и силы, их станицы устраивались, превращались в городки. Особенно главное место общего казацкого сбора. Таким стал на 1,5 столетия Черкасский городок на месте древнего половецкого Ахаса, разоренного в свой черед Батыем, и заново основанным и укрепленным украинцами-черкассами.
57. Сегодня - это добротный старинный поселок, в котором только специалисты могут разглядеть следы прежних укреплений, водных каналов для
58. судов и пяти городских слобод - Черкасская, Прибыльская, Дурновская, Скородумская, Татарская. Любопытный список характеров, национальностей, занятий и - всего из пяти слов.
59. Станичное училищеВ музейной части станицы еще живы старые дома - не 17 века, правда, но такого же типа - крепкие, обязательно с глухим первым этажом из-за
60. частых наводнений. Разливы Дона были главным обоснованием Платова к переносу столицы далеко от Дона на гору в Новоочеркасск.
61. Сохранились и большие торговые дома с нижними лавками. Довольно быстро бедность и равенство казачьего военного круга-собрания сменились на торговлю и богатство. В Черкасске завелся базар-рынок, торговые казаки и Прибыльная слобода, а те рождали еще большую охоту к грабительским
62. походам на юг - против турок и Крыма, а по Волге - против Закавказья и Ирана. Русская вольность оборачивалась наглым разбоем против соседей, "воровством" и, в конечном счете, царской агрессией и расширением. А в результате парадокс третий: тотальный протест против власти выгоден ее самодержавию.
63. Самое красивое и ценное в Старочеркасске - церкви 17-го века... Петропавловская церковь и
64. и главный войсковой Спас-Преображенский собор, перестроенный московскими мастерами в последний раз уже в 1740 году. Собор - святая святых донских казаков - хранилище веры и верности, казны и орудия - символ, почти равнозначный самому Дону Ивановичу Тихому. Свидетель века, когда устоялась на Дону выборная донская православная демократия и свобода части русских людей. А почему бы ей и не утвердиться?
65. У донских эмигрантов сложились уже вполне определенные отношения с Московским царством: казаки пресекали любые попытки набегов татар и турок, за что и получали от царя жалованье - хлебом, ширпотребом, ружьем и порохом, заграбленное в походах задешево продавалось в Москву. А внешне же, для виду, в письмах султану, царь ругал казаков, как неподвластных ему воров...
66. Московские же мастера создали, видимо, и сохранившийся до сих пор в соборе гигантский иконостас, притягивавший к себе тысячи казацких глаз...
67. И что могло быть милее для души домовитых казаков, чем уверенность, что, добившись для себя и детей воли и богатства, они признаны и верны Родине, т.е. православию, народу и царю.
68. Но не все казаки были домовитыми и верными царю. Часть их мечтала о воле для всей России и пыталась поднять ее на восстание.
69. В первый раз, в пору самозванцев, западные казаки с днепровских притоков подняли столь успешную и кровавую смуту, что на столетие отбили у большинства русских охоту к революциям. В 1670 г. поднял на Москву Дон и Волгу Степан Разин, а еще через 100 лет уже последним, самым восточным отголоском, поднял крестьянскую войну казак Пугачев - и тоже неуспешно. Самодержавие от этих войн с самозванцами, разинцами и пугачевцами только окрепло.
70. Домовитые донские казаки, которые могли выстроить свободную жизнь Дона, его церкви и нравы - как раз они и связали Степана Тимофеевича и послали его на смерть, исполнив роль первых палачей и внутренних охранников - и тем самым порушили саму нравственную основу своего дела.
71. Уж сколько раз убеждаешься, что в России есть выбор только между бунтом и рабством. Но будем внимательны: в нашей истории возникали и иные возможности. Одну из них разбирает историк Никольский, как попытку староверческой революции на Дону.
72. Бедные голутвенные казаки вокруг пролетария - елецкого кузнеца Кузьмы Косого рвались идти на Москву за вольность, но богатые казаки выдали
73. староверов на казнь Москве, а свои церкви - никонианским исправлениям.
Различия казаков и раскольников За жалованье продали вольные казаки независимость своей души. А вот сохранившие свою веру невооруженные раскольники стали ядром развития новой промышленной России.
74. В последний раз Дон поднялся за свою вольность булавинским восстанием при Петре I, когда тот отнял у казаков последнее - выборность
75. атаманов, а в качестве донской печати навязал войску изображение казацкого гуляки, вполне заслуженный пинок от деспота людям, пропившим свои права до нитки.
76. Отныне донской атаман назначался царем и осуществлял исключительно царскую волю, получая генеральские чины и дворянские титулы. Последний донской атаман, проживавший в этом дворце - Матвей Платов стал даже графом. И он же перенес войсковую столицу на аксайский холм, окончательно разорвав с традициями вольного Дона.
77. В старочеркасском музее особый зал посвящен казакам-некрасовцам, испытавшим в истории иной, нетрадиционный путь. Под водительством одного из сподвижников Булавина - атамана Игната Некрасова они ушли
78. от москалей жить сначала на Кубань, на границу с Кавказом, а потом - в саму Турцию. Дотошно сохраняя свою веру, язык и обычаи, они верно служили турецкому султану - даже против России - и потому гораздо полнее сохранили русские черты, чем оставшиеся в самой России.
79. Однако и через два с половиной века такой полной казацкой эмиграции исход некрасовцев кончился тем же - возвращением их в ту же самую Россию, на прежних основаниях полной верности центру - Москве. Если бы некрасовцы могли найти действительно независимую землю! Может тогда они и дали бы начало совершенно новой, свободной России. И тогда, даже перейдя на сторону национальных врагов России, они не перестали быть ее частью.
80. Таковы бесплодные пути, нет, круги русской свободы, нет, не свободы, а воли, когда ее домогаются не ради веры, а ради своих благ. Духовная несамостоятельность, т.е. безверие кончается возвратом к деспотизму, службой ему. И думается мне, что колонии тоскующих русских эмигрантов по всему свету - тоже могут испытать в будущем казацкую судьбу.
81. "Город Азов. Казаки-воины"На северном рукаве дельты Дона - Танаис, на южном - бывшая Тана,
82. Азов. Первый русский император столь ценил его, что весь Дон повелел звать Азовской губернией.
83. Но сейчас Азов - лишь районный центр, где есть несколько крупных
84. предприятий, включая судоремонтный, да память остатков крепостных стен.
85-86. Ночевка и отдых на городском пляже
87. Краеведческий музей Азова расположен в красивом здании бывшей городской думы и кроме полного скелета древнего мамонтового предка и
88. богатейшего археологического раздела о бесчисленной череде бесписьменных степных племен хранит сведения об основании этой второй после греков столицы нижнедонской земли.
89. Смазанный кадр, к сожалению, не позволяет вглядеться в изображенное на картине становище половецкого хана, который закрепил его как столицу
90. степного государства и назвал своим именем. Было это в 11-веке в эпоху расцвета русских княжеств и половецких ханств. Совсем рядом за керченские проливы держалась русская Тмутаракань, закрывая вход Византии к Азову. А когда город взяли татарские войска, они отдали его
91. генуэзским купцам, а те - устроили порт Тану, названный в память античного Танаиса.
92. На маленькой улочке в районе современного грузового порта до сих пор видны остатки европейских стен. Воспользовавшись дружбой с монголами, временно объединивших Азию, генуэзцы восстановили древний торговый путь в Индию и Китай, где Тана была самым приближенным к степи
93. портом... Ровные грани тесаных камней. Мы узнаем в строителях Таны наследников Эллады. Их восприемниками стали татары и турки.
94. В 16-м веке роли переменились: в степи начали господствовать русские казаки, а Азов стал приграничной крепостью, защищавшей Турцию от казацких набегов.
95. С помощью европейских инженеров турки строят и поддерживают здесь первоклассную крепость, пушками контролировавшую все течение реки, запирают Дон от воровских челнов и стругов.
96. Это приземистое прочное кирпичное здание - пороховой погреб крепости и ее арсенал. Строился французским инженером. Сейчас здесь музей, где рассказывают об осадах и взятии крепости войсками Петра I и размещена победная диорама - чтобы наглядней представить, как русские солдаты в петровских, европейских мундирах побеждают немногочисленных защитников европейской твердыни.
97. Но на деле это был только эпизод. Лишь через 80 лет после Петра, в 1774 году, Азов окончательно вошел в состав России.
98. С интересом слушали мы увлекательный рассказ экскурсовода о многолетнем "сидении казаков" в Азове. Оказывается, еще в 1637 году
99. донцы совместно с запорожцами-черкассами сами штурмовали ненавистную азовскую крепость, так мешавшую их грабительским набегам на Малую Азию, вырезали всех жителем до одного, Азов стал столицей донского вольного государства - не на дни и недели, а на годы. Казацкие семьи поселились в европейских зданиях и стали жить независимой жизнью между двумя империями, ...защищаемые расстояниями и своей отчаянной храбростью. Но как воспользовались казаки этим победным шансом - для укрепления своего буферного независимого положения? -
100. А никак. С еще большей дерзостью продолжали грабить турецкие берега, привозя женам и перекупщикам добычу и даже живой полон рабов, сам Стамбул приводя в ужас. Терпеть это грабительское государство никак нельзя было, и турки раз за разом посылают войска для изгнания донцов, но те, пользуясь негласной поддержкой и снабжением Москвы, отбивают штурмы.
101. В 1641 году под Азов был прислан целый флот и султанское войско, во много раз превышавшее силы казаков и их семей, однако казацкие семьи поклялись умереть, но не уходить из крепости - и многие месяцы осадных боев ничего не дали!...
102. Потрясающая сила духа! Но проявиться у нас она могла только, когда борьба идет не за свою жизнь и свои права, а за Россию... Но вот московский царь отказался помогать донцам, уступая требованиям турок, да и побаиваясь донской силы - и казаки в 1643 году снова ушли в плавни, а Дон опять, на полтора столетия, стал турецким.
103. Так, в преддверии казацкой революции Хмельницкого на Украине, религиозной реформации раскольников в России, был упущен последним политический шанс на создание вольного русского государства - из-за его
104. разбойного характера и отсутствия всяких внутренних традиций правильной мирной жизни.
105. Когда Азов вошел-таки в отстав Российской империи, успели вырасти уже Таганрог на море и Ростов на Дону, так что прежней столице досталась роль заштатного городка, посада на земле Войска Донского.
106-108. ........ (песня Розенбаума)