Том I. Партизанское кино. 1977г.

Д/ф " Хибины"

Смотреть онлайн в браузере (качество 720)

Смотреть на YouTube (качество 480)

Все слайды на Яндекс.Фото

Смотреть на YouTube

Смотреть онлайн в браузере

Отдельные слайды

1Хибины - один из доступных уголков Заполярья. Апатиты сделали эти горы обжитыми для нашей промышленности, а железная дорога позволяет легко добираться сюда туристам.
2Хибины! Для Туристов это легендарный край горной тундры, ослепительного снега и корявых сосен, гранитных глыб и северного сияния, край знаменитой на полутона северной природы.
3Желание побывать там появилось у нас давно, еще в институте. Зимой 1961 года спортклуб МВТУ проводил туристские сборы в Карелии и Хибинах в пору зимних каникул.
4Мы были одной из групп, шедших по Карелии и прошли впятером около ста км от Кеми до Беломорска.
5Вьется дорога то заснеженным озерам, вдоль порожистых рек, то таежным лесом...
6-11(Песня "Снегом запорошен маленький вокзал...")
12Путь к этой деревянной церкви, уединенной на одном из островов большого озера, указали нам в деревне Ушково. Она до сих пор является святыней для местных жителей.
13Под иконами лежат деньги монетами и рублями, по углам висят разноцветные куски тканей. Все эти жертвоприношения лежат здесь никем не тронутые. Удивительная страна Карелия, удивителен Север, который до сих пор сохранил чистоту и суровость нравов.
14-20(Песня "В ночь эту лунную снова и снова
Тянет меня посмотреть на тайгу.")
21-33(Песня "Полярный вальс")
34А в Хибины мы попали только 4 года спустя. Кажется невозможным хоть разок не съездить сюда и быть обреченным только на слушание рассказов о далеком горном Заполярье и досадовать на заедающую тебя "текучку"... Потому и решились мы уехать поездом "Москва-Мурманск" на мартовские праздники, добыв, правдами и неправдами по пять отгулов.
35Нашим проводником и руководителем был Коля. Без него вся эта затея была бы немыслимой. Только огромная любовь к этому краю могла толкнуть Колю, который бы был здесь уже пять раз, пойти в шестой раз с новичками. Ни ориентироваться в этих хребтах, ни выбрать путь для лыжни, ни поставить палатку в снегу и развести зимний костер мы без Коли не смогли бы.
36Хибины для Коли - как любимая, на свидание с которой времени совсем не жалко. Такую власть приобретают эти места над чуткими к красоте людьми.
37-41(Песня "Мне говорят, какой резон
В твоих палатках на снегу?")
42На первом же перевале Кукисвимчорре нас прихватила пурга, порывистый ветер и заметы на лыжне измотали нас. Группа растянулась, заставляя Колю метаться между передними, указывая путь, и отставшими, помогая им идти.
43В первый же день Хибины показали свои когти... Холодная избушка под перевалом показалась нам райским местом, надежным убежищем от пурги. Первой опасности мы избежали...
44А через день мы поднимались в ущелье Ложного Петрелиуса, где 4 года назад погибли четыре бауманца -замерзли в пургу...
45-49(Песня "Третий день пляшут метели...")
50Но до перевальных скал мы дойти не успели, т.к. начался такой бешеный порывистый ветер, что временами идти было невозможно, как будто Хибины сердились за новое непрошенное вторжение. И вот Коля кричит: "Хватит, возвращаемся"...
51- Не надо, Хибины! Перестаньте злиться. Мы уважаем и остерегаемся вас, не лезем на рожон, умеем отступать!"
52И горы, словно слышат наши мысли, перестают хмуриться, освобождаются от снежной пыли и ветров свои склоны, искрящиеся голубизной на солнце.
53Два раза мы ночевали на геологической базе, которая стоит в центре Хибинской долины. Когда-то все эти горы принадлежали всего лишь одной семье лопарей, перегоняющих
54 с места на место своих оленей, а теперь здесь хозяйничают геологи, расширяющие апатитовые запасы для Кировского комбината.
55И пустые избы, в которых мы ночевали,
56-59и причудливо обмерзшие голубым льдом, под деда Мороза, буровые - все это их хозяйство...
60Мы пробыли в Хибинах 8 дней, но за это время увидели их пасмурными и вьюжными, радостными и солнечными, как сейчас.
61У нас было 9 перевалов. Кукисвимчорр, Сев. Росчорр, Умбо-озерийский и Чургорр мы прошли с рюкзаками,
62А на перевалы Петрелиус (названного так по имени финна первоисследователя Хибин), Сев. и Южный Протамчорры мы делали выходы без рюкзаков. И только от Ложного Петрелиуса и Южного Росчорра пришлось отступить. На первом нас прихватила непогода, а на втором было так...
63...Вот мы стоим перед перевальным довольно крутым склоном. Глядя на эти сплошные снежные простыни, Коля нервничает. Из опыта ему известно, что снежное спокойствие ровных склонов обманчиво: при движении по ним снежный пласт может поползти вниз и вызвать лавину.
64Может повернуть назад? Ведь он побывал уже раз в лавине и знает, чем она грозит... Но как обидно отступать. Дойти до перевала и не взобраться на него, когда - вот он - рукой подать и так не страшен с виду.
65И все же Коля решается: оставляем лыжи внизу, на перевале идем пешком, склону в лоб, дабы лыжным серпантином не подрезать пласт. Ботинками выбиваем ступени и поднимаемся наверх, к чернеющим камням перевала.
66Но вот передний останавливается: покров снега уменьшается и под ногой снежные ступени начинают ползти вниз - под ним - лед. Коля мучительно колеблется. Его можно понять: вся ответственность за наши жизни на нем, а в то же время как обидно не дойти до перевала каких-нибудь 50 м. И когда я торопливо пытаюсь выйти вбок, чтобы обогнуть проклятое место, подрезая тем самым склон, Коля решается. "Назад!" - кричит он.
67-Ну что поделаешь? - Сползаем вниз. Конечно, Коля прав и в глубине души я даже благодарен ему за принятое решение. И все же ощущение досады не расходится...
68Последний взгляд на неподдавшийся гребень и длинный пологий спуск вниз домой, к базе геологов...И совсем не страшно, что нас встречают ледяные стены ветхой избушки. Час работы с топором и пилой, и уже можно раздеться до рубашки и за горячим чаем, порассуждать о разных разностях, послушать песню...
69-77(Песня Якушевой "Синие сугробы")
78Хибины - самая высокая точка Кольского полуострова. Отсюда хорошо видны и Мончегорская тундра и озеро Имандра, и Ловозерийская Лапландия.
79На Ловозере стоит поселок Ревда - столица оленеводов- -лопарей - исконных жителей этих мест. Коля имеет среди них хороших знакомых и пересказал нам интересную лопарскую легенду о происхождении
80вот этого местного камня - гранита с красными каплями. Когда-то на лопарей напали великаны-людоеды. Долго шла великая битва, много пролилось лопарской крови, обагрив все Хибинские горы и с той поры черный хибинский гранит хранит в себе лопарскую кровь.
81Мы не успели попасть в Ревду, но пообещали приехать сюда еще раз, может, летом. А сейчас остановились на ночевку перед Умбозером, поставив палатку уже при свете луны.
82-85(Песня "Желтый цыпленок")
86Наш поход кончился 6 марта. Поздним вечером мы подошли к ж.д. станции "Имандра". Прощайте, Хибины! Спасибо Вам зато, что Вы есть на свете, что Вы так близки от дороги и доступны каждому из нас. Спасибо, что показали нам, пусть немного, далекий Север, с его красотой и суровостью, о котором мы так много слышали, но ни разу до сих пор не видели.
87До свидания Север, до новой встречи!!! (Песня "Люди идут по свету...)

Для нас самих этот сценарий и сейчас интересен: вспоминаешь пережитое, молодость. Но только нам! А ведь не для себя ж мы тогда старались!

Удачи - гибельны, поражения - благодетельны. Мы много извлекли уроков из этой неудачи. Больше никогда не использовали столь широко туристские песни. Ведь каждая из них - законченное смысловое целое и их почти невозможно объединить единой сценарной связью. Песню можно иллюстрировать кадрами, но обычно содержание кадра противоречит, огрубляет смысл песенных слов. Нет, в диафильме можно использовать только многозначащую музыку. Пришлось быть требовательней к себе и при оформлении кадров, и при записи, а главное - мы отказались на будущее от чисто туристских бессодержательных фильмов. И за это "Хибинам" спасибо. Вместо чистой демонстрации увиденной экзотики и невольной этим похвальбы, мы теперь накладываем на природу совсем иные темы - сожаление об уходящей молодости и силах ("Фанские горы), ярость в преодолении путевых трудностей и бессилие перед охлаждением к нам друзей ("Кожа"), отношения жизни и смерти в альпинизме ("Джан-туган") и т.д. И чем меньше в фильме оставалось туристского чванства, чем больше мы занимались разбором собственных проблем, тем лучше он воспринимался зрителями.

Парадоксальный вывод: чем больше стараешься для зрителя, расписывая увиденные красоты, "выпендриваешься" - тем хуже тебя слушают. Но когда о зрителе забываешь, когда занимаешься интересным себе познанием и самопознанием - тогда это становится интересным и твоим друзьям...

Уже следующий за "Хибинами" фильм "Фанские горы" был написан именно для себя и стал первой удачей в "горных фильмах" (это название я употребляю, чтобы отличить "значимые" фильмы от обычной туристской тематики).

Тематикой "горных" фильмов будет занята следующая книга.

Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная.