|
Смотреть онлайн в браузере (качество 720) Смотреть на YouTube (качество 480) Все слайды на Яндекс.Фото |
1 | Хибины - один из доступных уголков Заполярья. Апатиты сделали эти горы обжитыми для нашей промышленности, а железная дорога позволяет легко добираться сюда туристам. |
2 | Хибины! Для Туристов это легендарный край горной тундры, ослепительного снега и корявых сосен, гранитных глыб и северного сияния, край знаменитой на полутона северной природы. |
3 | Желание побывать там появилось у нас давно, еще в институте. Зимой 1961 года спортклуб МВТУ проводил туристские сборы в Карелии и Хибинах в пору зимних каникул. |
4 | Мы были одной из групп, шедших по Карелии и прошли впятером около ста км от Кеми до Беломорска. |
5 | Вьется дорога то заснеженным озерам, вдоль порожистых рек, то таежным лесом... |
6-11 | (Песня "Снегом запорошен маленький вокзал...") |
12 | Путь к этой деревянной церкви, уединенной на одном из островов большого озера, указали нам в деревне Ушково. Она до сих пор является святыней для местных жителей. |
13 | Под иконами лежат деньги монетами и рублями, по углам висят разноцветные куски тканей. Все эти жертвоприношения лежат здесь никем не тронутые. Удивительная страна Карелия, удивителен Север, который до сих пор сохранил чистоту и суровость нравов. |
14-20 | (Песня "В ночь эту лунную снова и снова Тянет меня посмотреть на тайгу.") |
21-33 | (Песня "Полярный вальс") |
34 | А в Хибины мы попали только 4 года спустя. Кажется невозможным хоть разок не съездить сюда и быть обреченным только на слушание рассказов о далеком горном Заполярье и досадовать на заедающую тебя "текучку"... Потому и решились мы уехать поездом "Москва-Мурманск" на мартовские праздники, добыв, правдами и неправдами по пять отгулов. |
35 | Нашим проводником и руководителем был Коля. Без него вся эта затея была бы немыслимой. Только огромная любовь к этому краю могла толкнуть Колю, который бы был здесь уже пять раз, пойти в шестой раз с новичками. Ни ориентироваться в этих хребтах, ни выбрать путь для лыжни, ни поставить палатку в снегу и развести зимний костер мы без Коли не смогли бы. |
36 | Хибины для Коли - как любимая, на свидание с которой времени совсем не жалко. Такую власть приобретают эти места над чуткими к красоте людьми. |
37-41 | (Песня "Мне говорят, какой резон В твоих палатках на снегу?") |
42 | На первом же перевале Кукисвимчорре нас прихватила пурга, порывистый ветер и заметы на лыжне измотали нас. Группа растянулась, заставляя Колю метаться между передними, указывая путь, и отставшими, помогая им идти. |
43 | В первый же день Хибины показали свои когти... Холодная избушка под перевалом показалась нам райским местом, надежным убежищем от пурги. Первой опасности мы избежали... |
44 | А через день мы поднимались в ущелье Ложного Петрелиуса, где 4 года назад погибли четыре бауманца -замерзли в пургу... |
45-49 | (Песня "Третий день пляшут метели...") |
50 | Но до перевальных скал мы дойти не успели, т.к. начался такой бешеный порывистый ветер, что временами идти было невозможно, как будто Хибины сердились за новое непрошенное вторжение. И вот Коля кричит: "Хватит, возвращаемся"... |
51 | - Не надо, Хибины! Перестаньте злиться. Мы уважаем и остерегаемся вас, не лезем на рожон, умеем отступать!" |
52 | И горы, словно слышат наши мысли, перестают хмуриться, освобождаются от снежной пыли и ветров свои склоны, искрящиеся голубизной на солнце. |
53 | Два раза мы ночевали на геологической базе, которая стоит в центре Хибинской долины. Когда-то все эти горы принадлежали всего лишь одной семье лопарей, перегоняющих |
54 | с места на место своих оленей, а теперь здесь хозяйничают геологи, расширяющие апатитовые запасы для Кировского комбината. |
55 | И пустые избы, в которых мы ночевали, |
56-59 | и причудливо обмерзшие голубым льдом, под деда Мороза, буровые - все это их хозяйство... |
60 | Мы пробыли в Хибинах 8 дней, но за это время увидели их пасмурными и вьюжными, радостными и солнечными, как сейчас. |
61 | У нас было 9 перевалов. Кукисвимчорр, Сев. Росчорр, Умбо-озерийский и Чургорр мы прошли с рюкзаками, |
62 | А на перевалы Петрелиус (названного так по имени финна первоисследователя Хибин), Сев. и Южный Протамчорры мы делали выходы без рюкзаков. И только от Ложного Петрелиуса и Южного Росчорра пришлось отступить. На первом нас прихватила непогода, а на втором было так... |
63 | ...Вот мы стоим перед перевальным довольно крутым склоном. Глядя на эти сплошные снежные простыни, Коля нервничает. Из опыта ему известно, что снежное спокойствие ровных склонов обманчиво: при движении по ним снежный пласт может поползти вниз и вызвать лавину. |
64 | Может повернуть назад? Ведь он побывал уже раз в лавине и знает, чем она грозит... Но как обидно отступать. Дойти до перевала и не взобраться на него, когда - вот он - рукой подать и так не страшен с виду. |
65 | И все же Коля решается: оставляем лыжи внизу, на перевале идем пешком, склону в лоб, дабы лыжным серпантином не подрезать пласт. Ботинками выбиваем ступени и поднимаемся наверх, к чернеющим камням перевала. |
66 | Но вот передний останавливается: покров снега уменьшается и под ногой снежные ступени начинают ползти вниз - под ним - лед. Коля мучительно колеблется. Его можно понять: вся ответственность за наши жизни на нем, а в то же время как обидно не дойти до перевала каких-нибудь 50 м. И когда я торопливо пытаюсь выйти вбок, чтобы обогнуть проклятое место, подрезая тем самым склон, Коля решается. "Назад!" - кричит он. |
67 | -Ну что поделаешь? - Сползаем вниз. Конечно, Коля прав и в глубине души я даже благодарен ему за принятое решение. И все же ощущение досады не расходится... |
68 | Последний взгляд на неподдавшийся гребень и длинный пологий спуск вниз домой, к базе геологов...И совсем не страшно, что нас встречают ледяные стены ветхой избушки. Час работы с топором и пилой, и уже можно раздеться до рубашки и за горячим чаем, порассуждать о разных разностях, послушать песню... |
69-77 | (Песня Якушевой "Синие сугробы") |
78 | Хибины - самая высокая точка Кольского полуострова. Отсюда хорошо видны и Мончегорская тундра и озеро Имандра, и Ловозерийская Лапландия. |
79 | На Ловозере стоит поселок Ревда - столица оленеводов- -лопарей - исконных жителей этих мест. Коля имеет среди них хороших знакомых и пересказал нам интересную лопарскую легенду о происхождении |
80 | вот этого местного камня - гранита с красными каплями. Когда-то на лопарей напали великаны-людоеды. Долго шла великая битва, много пролилось лопарской крови, обагрив все Хибинские горы и с той поры черный хибинский гранит хранит в себе лопарскую кровь. |
81 | Мы не успели попасть в Ревду, но пообещали приехать сюда еще раз, может, летом. А сейчас остановились на ночевку перед Умбозером, поставив палатку уже при свете луны. |
82-85 | (Песня "Желтый цыпленок") |
86 | Наш поход кончился 6 марта. Поздним вечером мы подошли к ж.д. станции "Имандра". Прощайте, Хибины! Спасибо Вам зато, что Вы есть на свете, что Вы так близки от дороги и доступны каждому из нас. Спасибо, что показали нам, пусть немного, далекий Север, с его красотой и суровостью, о котором мы так много слышали, но ни разу до сих пор не видели. |
87 | До свидания Север, до новой встречи!!! (Песня "Люди идут по свету...) |
Для нас самих этот сценарий и сейчас интересен: вспоминаешь пережитое, молодость. Но только нам! А ведь не для себя ж мы тогда старались!
Удачи - гибельны, поражения - благодетельны. Мы много извлекли уроков из этой неудачи. Больше никогда не использовали столь широко туристские песни. Ведь каждая из них - законченное смысловое целое и их почти невозможно объединить единой сценарной связью. Песню можно иллюстрировать кадрами, но обычно содержание кадра противоречит, огрубляет смысл песенных слов. Нет, в диафильме можно использовать только многозначащую музыку. Пришлось быть требовательней к себе и при оформлении кадров, и при записи, а главное - мы отказались на будущее от чисто туристских бессодержательных фильмов. И за это "Хибинам" спасибо. Вместо чистой демонстрации увиденной экзотики и невольной этим похвальбы, мы теперь накладываем на природу совсем иные темы - сожаление об уходящей молодости и силах ("Фанские горы), ярость в преодолении путевых трудностей и бессилие перед охлаждением к нам друзей ("Кожа"), отношения жизни и смерти в альпинизме ("Джан-туган") и т.д. И чем меньше в фильме оставалось туристского чванства, чем больше мы занимались разбором собственных проблем, тем лучше он воспринимался зрителями.
Парадоксальный вывод: чем больше стараешься для зрителя, расписывая увиденные красоты, "выпендриваешься" - тем хуже тебя слушают. Но когда о зрителе забываешь, когда занимаешься интересным себе познанием и самопознанием - тогда это становится интересным и твоим друзьям...
Уже следующий за "Хибинами" фильм "Фанские горы" был написан именно для себя и стал первой удачей в "горных фильмах" (это название я употребляю, чтобы отличить "значимые" фильмы от обычной туристской тематики).
Тематикой "горных" фильмов будет занята следующая книга.