предыдущая оглавление следующая

73.Пожелания членам Комиссии КСП заинтересованного человека со стороны

Отдельный круг Витиных интересов – Клуб самодеятельной песни (КСП). Проблемы Клуба как независимой от государства организации, представляются ему интересными, важными, сам КСП – своеобразной кузницей гражданственности.

1. Формулировка Зимина сути движения КСП правильна и хороша, но чересчур обща, абстрактна, и потому может быть не понятой и не принятой. Следовало бы говорить проще. Например: КСП находится в центре движения самодеятельной песни, вызванного к жизни растущей после 1956 г. потребностью людей в свободной жизни и творчестве, в неформальном свободном общении, т.е. является частью общего движения советских людей к духовному освобождению (если следовать терминологии партийных документов, то следует говорить "о процессе преодоления культа личности") и утверждает гуманистические и демократические идеалы в противовес системе взглядов, сложившейся в период культа личности. Большинство участников КСП, по-видимому, не признают такой (или Зимина) формулировки, но от этого она не становится неправильной (только неосознанной).

2. Однако важно конкретизировать частную роль КСП в общеосвободительном движении (в упомянутом смысле), что позволит, во-первых, избавиться от иллюзий гигантизма, от стремления собрать все самодеятельное творчество и самостоятельную мысль под маркой КСП, а во-вторых, сохранит найденные жизнью формы свободного творчества и неформального общения, чтобы уделять главное внимание их укреплению и развитию.

Та требовательность к качеству песен и постановок, которой отличались до сих пор слеты – очень нужная для КСП черта. Стремление повысить качество произведений, вплоть до профессионального, нужно всемерно поощрять и приветствовать, ибо только на базе произведений высокого класса и почти профессионального исполнения можно говорить о серьезном отношении к содержанию и о серьезном стремлении к влиянию на слушателей. Сначала базис – затем надстройка. Именно так, хотя для большинства слушателей КСП, по-видимому, надстройка идей важнее базиса качественного исполнения.

В этом плане требования Васина о внимании к качеству песен и постановок, требования Каримова и Гербовицкого о внимании к деловым вопросам организации слетов – разумны и заслуживают одобрения. И наоборот – любые предложения о всемерном расширении влияния КСП на иные формы самодеятельного творчества должны обсуждаться и приниматься очень осторожно и скептически, как дело новое, не проверенное практикой, и потому, возможно, - лишь уводящее от главного.

Сама жизнь уже продиктовала, что на слетах звучат песни, стихи, небольшие постановки. И хватит. Если будет появляться что-то новое (художники, создатели диафильмов и т.д.) – пусть появляется, ищет свое место в жизни, завоевывает аудиторию. Не надо зажимать, но не нужно и форсировать, уделять основное внимание, отвлекая его от испытанных КСП-вских форм.

Столь же осторожно следует подходить и к предложениям о расширении каналов популяризации произведений КСП (концерты в городах, публикация сборников и т.д. и т.п.). Такое расширение (с помощью технической базы "Горкома" - будем называть начальство горкома и сам горком таким общим словом ) подобно троянскому коню – фикция. Фикция, потому что эти каналы будут достаточно жестко контролироваться горкомом и его начальством. Никакой свободы, никакого неформального общения на предоставляемой им территории Горком не допустит. Смысл произведений КСП будет выхолощен, а люди разбегутся. Примеров тому тьма! Актив КСП может затратить все свои силы на неравную и безнадежную борьбу с цензурой, пытаясь завоевать для самодеятельного творчества городские залы и печатные станки, и в это время потерять свою собственную аудиторию (слет в лесу).

Было уже много попыток открыть самодеятельные клубы, театры, кафе и пр. организации – даже при содействии комсомольских работников. И все проваливались (задавливались). Надеяться, что тысяча первая попытка КСП может увенчаться успехом – наивно (успех возможен лишь в результате общегосударственных изменений). А с другой стороны, движение КСП в его нынешнем виде существует не один год и существует оно именно потому, что обладает независимой от Горкома материальной базой – лесной поляной слета. Поэтому за форму слета надо держаться как за главное и основное. Расширять ее и углублять, как свой главный дом родной. Только в лесу (и частных квартирах) имеются почти идеальные условия для неформального общения, а не в тех 2-3 комнатах и зале, которые сегодня выпрашиваются у Горкома.

Итак, "бойтесь данайцев, дары приносящих". Другое дело, что не следует этого бояться слишком сильно, не следует всегда и безусловно отказываться от этих "даров". Но при этом знать им цену, не соблазняться ими, не считать их главными, не распыляться, не тратить силы на освоение чужих территорий, забывая о своей собственной.

Поэтому формулировку Зимина в той или иной редакции следует конкретизировать указанием на главную и основную форму существования КСП – слет, ибо слет – это суть организационной деятельности КСП, основная материальная база свободного песенного творчества и неформального общения.

2. Наблюдается почти полное единодушие в вопросе о необходимости контактов КСП и Горкома. Но эту необходимость обосновывают по-разному. Многие считают, что контакты и официальное открытие клуба дадут новое поле деятельности и каналы для КСП. Это опасные иллюзии! На самом деле от открытия клуба лучше не станет. Наоборот, будет сложнее и хуже для свободного общения. Больше цензуры и самоцензуры, больше формалистики. Но не идти на контакт с Горкомом и на создание при нем клуба – тоже нельзя. (Преследование лидеров, преследование студентов, нешуточная угроза массового разгона: надоест "им" возиться – могут и слет разогнать, а главное: отпугивание потенциальных участников КСП).

Отсюда вывод: контакты необходимы, но они должны быть не главным, а второстепенным, формальным делом, отвлекающим внимание Горкома маневром. Но эти контакты не должны отвлекать внимание актива КСП от своей основной задачи – подготовки неформальных слетов и неформального распространения песен.

Если принять эту точку зрения, то непонятно: почему так много времени и сил уделяется контактам с Горкомом. И какое значение имеет, сколько комнат Горком выделит: одну или три. Неужели Вы рискнете взаправду поместить в эти комнаты свою фонотеку, библиотеку, свой архив – поместите их под угрозу "чистки" и уничтожения? Я бы этого не делал, а ограничился лишь хранением части дубликатов. И неужели в этих комнатах Вы станете обсуждать что-то серьезное? В присутствии "освобожденных работников"? Или представителей? Я бы этого не советовал.

Если же Ваша дружба с Горкомом по поводу трех комнат, финансов и т.д. – чисто технический прием, помогающий затянуть время и официальное открытие клуба – тогда она мне понятна. Если же эта тяжба идет всерьез, то мне жаль лидеров КСП. В отвоеванных трех комнатах они похоронят КСП.

Если утвержденное Горкомом положение о клубе и создаваемые по нему органы будут в дальнейшем играть формальную и второстепенную роль, а основная работа, как и прежде, останется за активом КСП (комиссией), Советом командиров и самими слетами, то движение КСП продолжит и укрепит свое существование на неопределенно долгий срок, пока одураченный Горком не начнет нового этапа давления. (Очень хорошо, что в "Положении" ничего не говорится об организации слетов.) Если даже это "Положение" и созданные по нему органы будут приняты всерьез и актив КСП ввяжется в неравную борьбу за определяющее влияние на правление, бюро и "утверждающие инстанции" – то КСП погибнет.

Создаваемый при МГК клуб и его формальная структура должна быть вывеской, спасающей дело вывеской – и не более. Так мне кажется.

Горком сможет сегодня задавить КСП, но не сможет навсегда "перевоспитать" и задавить всю самостоятельную мысль и самодеятельное творчество. В конечном счете, счете истории, именно последние "перевоспитают" Горком. Но для этого нужны годы и годы, возможно, не одного только нашего поколения. Поэтому для нашего времени Горком будет постоянно искать методы тотального контроля и "перевоспитания" людей, а КСП и другие движения – искать реальные формы и методы существования. Всякой появившейся вновь организационной формой самодеятельного движения Горком будет интересоваться на предмет "овладения" и "воспитания" и обязательно будет добиваться этого не мытьем, так катаньем (как сегодня с помощью создания клуба при МГК), но каждый раз самостоятельная мысль и творчество будут уходить из этих захваченных Горкомом организаций и переливаться в иные формы.

Пусть поэтому МГК создает клуб при себе, пусть тешится. Это должно лишь помочь проведению следующих слетов. А каждый новый слет – это уже хорошо, победа. Год за годом, качественнее и содержательнее. И конечно, нельзя уступать Горкому сразу во всем. Он сам боится своих "быстрых побед", боится формализации движения и оттока людей, боится, чтобы схваченные им под контроль группы вдруг не рассыпались и не утекли сквозь пальцы. А с другой стороны, на горком давит его не совсем умное начальство – так что тенденция к задавливанию и к отступлению – неизбежна. Но лучше, если это отступление будет протекать медленно, на заранее подготовленные позиции.

3. Что касается конструктивной работы, то КСП следует расширять свое влияние за счет привлечения:

а) "хвостов". В идеале на слеты должны попадать все желающие. Следует работать и изобретать средства преодоления возникающих при этом организационных и технических трудностей (возможно, через укрепление и профессионализацию технических групп и групп порядка).

б) местных клубов и групп. Поощрение их частных и предварительных слетов, разработка системы отборочных прослушиваний (конкурсов), и не только в вузах и школах.

в) турклубов. Туризм – это пограничная область КСП и чистой самодеятельности людей в отдыхе, а потому невольно связан с самодеятельным творчеством. Туризм – полноправный хозяин лесных полян, и связи с ним нужно укреплять.

Нужно организовывать новые неформальные слеты. Идея мини-слета – прекрасный пример уже появившейся новой потребности. Ее надо удовлетворять.

Нужно упорядочивать систему отбора песен и постановок – для слета, для песенных сборников на пленках, вырабатывать свою, отдельную от Худсовета, систему премий (по содержанию). Этим будет создаваться климат поощрения свободной мысли и творчества.

И наконец, следует работать над организацией больших слетов с точки зрения обеспечения на них максимальной свободы: отдельные костры – не нужно все костры сбивать в одну кучу под контроль Горкома, неофициальное поощрение незапланированных конкурсов и т.д., т.е. ставить присутствующих представителей Горкома перед фактом прорыва стихии. Это для них и для "народа" будет полезно.

Минимум страхов и запретов. Ведь даже Галича можно петь по-разному. У него ведь есть масса достаточно сложных и содержательных песен, к которым трудно придраться с цензурной точки зрения, но которые не поют только из-за фамилии автора или из-за того, что не знают. А жаль. То же с Кимом. Для Горкома же можно просто не называть авторов или называть псевдонимы, авторы, думаю, не обидятся, ведь не для славы и не для гонорара они писали свои песни и дарили их людям.

Вот вкратце мои пожелания. И еще одно: очень важно сохранить ваши архивы, протоколы ваших споров. Пусть даже КСП "воспитают", но протоколы сохранят историю, а фонотека – песни. И жизнь ваша – не пропадет. Правда, ребята, отнеситесь к протоколам очень внимательно. Лучше их хранить в нескольких экземплярах и нескольких местах (с односторонним поступлением, как говорит Зимин). От души желаю успехов. 1975 г.


предыдущая оглавление следующая
Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта sokirko.info доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.