С.О. О реминисценции экономического романтизма" (заметки на полях статьи Буржуадемова)
предыдущая оглавление следующая

В.Абрамкин, К.Буржуадемов, Т.М.Великанова, А.Гринева, В.Грин, В.Н., В.Никольский, С.О., Е.П., Г.С.Померанц, М.Ростиславский, К.Светлов, В.В.Сокирко

Жить не по лжи

(сборник откликов-споров на статью А.И.Солженицына)

Выпуск 1 (1977 г.)

С.О. О реминисценции экономического романтизма" (заметки на полях статьи Буржуадемова)

Хитрая штука - жанр рецензии. Формально вроде бы только обсуждаешь чужие мысли, а на деле пользуешься случаем, чтобы выложить свое. Очень удобно - и высказался, и претензии насчет неполноты, недосказанности и пр. принимаешь уже совсем по другому счету: само понимаете, рецензия, не монография... Не случайно великие публицисты так любили жанр "Анти-". В традициях этого канонизированного приема любит работать и Буржуадемов. Грех его упрекать, но все-таки его концепция станет выглядеть намного убедительней (для читателей, конечно), если автор возьмет на себя труд более систематически изложить свои взгляды, не ограничиваясь полемическими заметками, а попытается проработать, проследить до конца парочку своих основных логических цепочек. Как правило, такая системная проработка помогает и уточнению, усилению собственных позиций.

А мы пока возведем авторскую хитрость в квадрат и укроемся за жанром заметок на полях рецензии: дескать, с нас уже совсем никакого спроса... Но если серьезно, мы готовы целиком нести ответственность за смысл наших замечаний, а все эти предварительные извинения могут оправдать лишь их недостаточную аргументированность. Еще жанр заметок позволяет нам опустить все, с чем мы согласны (а согласны мы со многим) и ограничиться лишь критическими выкриками.

Сперва отдельные постраничные замечания:

- стр. 8 - Оценка пораженческой позиции слишком проста и однозначно негативна. В определенных условиях тактически гибкое пораженчество может отнюдь не консолидировать режим, а послужить толчком для глубоких изменений, в частности, для переоценки официальных и официозных ценностей, т.е. стимулировать моральную реконструкцию общества.

- стр. 9 - Квалифицированный работник на Западе тоже имеет реальные возможности выбора и перемены работы.

1. О праве на увольнение "плохих или излишних рабочих" - изолированно, без изменения остальных компонентов общественных отношений, оно может привести лишь к произволу, дать формальный инструмент для сведения счетов с неудобными (неудобными не для работы, а для благополучия дорвавшихся до кормушки групп) фигурами. Этот механизм может работать функционально только тогда, когда руководитель заинтересован в подлинном, естественном, а не фальшивом, показном благополучии своего предприятия. А сейчас он не ориентирован на "дело" в социальном смысле.

2.О пользе "левого" сектора. В принципе все верно, но в условиях нелегальности он приобретает уж больно уродливые формы, порой даже искажающие его смысл. Нужны: а) "регламент правил игры" на рынке; б) механизм защиты интересов потребителя. А главное даже не в этом - необходимо воскресить и внедрить в массовое сознание идею оплаты по труду, которая сейчас живет лишь в идеологии. А это уже будет моральной революцией.

3. Идея о позитивной роли фальсификации отчетной и плановой информации, как инструменте для разрушения сковывающих хозяйственную жизнь государственных кандалов.- В принципе согласен, но с теми же, по-моему, довольно кардинальными оговорками. А именно, в авторской конструкции стирается грань между желанием урвать и желанием действительно "хорошо сделать", "снять пенку", "выдавить сок". А это едва ли не ключевое различие между западной и азиатской системами хозяйствования и управлениями. Советский человек ориентирован на второй путь, во-первых, существующим режимом, во-вторых, азиатской российской традицией.

Стр. 13 - Полностью согласен, но это означает переворот всей общественной морали, а он в наших условиях, увы, должен начинаться с "головки". Но всякое движение в этом направлении гибельно для режима. Он не сможет существовать, не будучи единоличным "хозяином-барином" всего. Почему - думаю, понятно. Во всяком случае, лица, связавшие свои жизненные планы именно с данным порядком, понимают это прекрасно. Не случайно Архипелаг беспощадно выпалывает любые ростки НЭПа и борется с ним, как со своим смертельным врагом. А это-то он умеет.

5. - Чтобы дать НЭПу шанс, надо выбить моральную почву из-под ног Архипелага, что предполагает ценностную, моральную реконструкцию общественного сознания. Так что в данном случае начать надо не с экономики, а с морали. И "Жить не по лжи" - как раз путь к моральной реконструкции. Так что в главном А.И. прав.

В целом позиция Буржуадемова очень соблазнительна и потому заслуживает и требует более основательной проработки.

6.Общество настолько развращено, растлено так называемой "социалистической моралью", что НЭП либо не приживется, либо тоже приобретет уродливые формы (как, например, в наших восточных республиках). НЭП, замешанный на диком симбиозе феодальной и социалистических этик - страшная штука. Нужна "протестантская этика" или ее современная альтернатива.

Еще одно осложняющее обстоятельство - на Западе протестантская этика уже умерла, ее сменила этика гедонистская, потребительская, а последнее десятилетие пускает ростки что-то совсем новое (об этом надо особо), мы будем отставать на 2 цикла. А как это возможно в наш век, когда мир стал так тесен и взаимообусловлен?

7. Мораль эпохи первоначального накопления капитала, к которой, по сути дела, призывает нас автор, при всей ее перспективности для будущего - довольно жестокая штука по отношению к живущим в условиях ее господства. Может быть, можно как-то спрямить колею? Хотя, с другой стороны, о последствиях попыток перескока мы тоже кое-что знаем.

8. Лозунг в заголовке столь же хорош, сколь и абстрактен. Главное - механизм его реализации. А тут многое сомнительно. В нашей стране для стремящихся к обогащению есть другие санкционированные обществом каналы, более легкие, чем частное предпринимательство с сопутствующим ему неизбежным риском. Эти каналы работают вовсю, а их контролируют и используют как раз люди, ориентированные на личное обогащение, завоевание положения и пр., но другими путями и средствами. Игра идет по иным правилам. Поэтому, когда время от времени с луны сваливаются дельцы такого типа, на которых ставит автор, их либо уничтожают, либо покупают. А и то и другое у нас умеют.

9. Нет разных несовместимых моралей ГУЛАГа и туземцев. Мораль едина, различаются лишь позиции в системе. Так что в данных исторических условиях нужно начинать с реконструкции морали всего общества. В этом - главном - А.И.Солженицын прав, как и возможно ли вообще - вопрос другой. Но об этом не на полях...

В.Никольский Мысли по поводу...

предыдущая оглавление следующая
Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта sokirko.info доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.