Том 18. Закавказье. 1988 г.

"Будь я проклят"- обращение к российской армянофильской интеллигенции по случаю падения азербайджанской Шуши и Лачина 

Наверное, мне следовало бы радоваться вестям из Закавказья: чаяния карабахских армян, которым мы так воодушевленно сочувствовали, осуществляются, да еще так победоносно, собственным оружием.

"За взятием Ходжалы восстановлено воздушное сообщений с Матерью-Арменией за падением Шуши и Лачина создан наземный коридор прямой наземной связи с Родиной-Арменией, восстановлена ее территориальная целостность. Карабах практически очищен от пришлых на этой земле азербайджанских турков. Открыты двери для следующих побед: воссоздания курдской автономии между армянскими Карабахом и Зангезуром (и, по-видимому, в их составе). Бои за контроль над турецко-нахичеванской границей и принуждение Нахичеванской автономии к договору о добрососедстве и союзе открывает дорогу сначала к выходу последней из Азербайджана, а затем и включения этой древней армянской земли в лоно Матери-Армении.

А затем? А затем окрепшая и возросшая храбростью и воинскими умениями своих сыновей независимая Мать-Армения получит все права войти в мировое сообщество наций, как ее влиятельный член, способный осуществить самые смелые надежды и чаяния армян всего света. Опираясь на геополитические интересы Ирана в воссоединении отнятых у него Россией азербайджанских земель с Южным Азербайджаном в его составе и на интересы в том же самих азербайджанцев, можно добиться раздела бывшей Азербайджанской ССР с включением бесспорно армянских древних территорий рядом с Карабахом в лоно Матери-Армении и заключить вечный союз с Ираном. Опираясь на этот союз и в еще большей степени на возросший авторитет в мире Армении и ее влиятельных детей по всему свету, можно, наконец-то, приступить к решению главной задачи армянского народа: добиться мирового суда над виновниками геноцида армянского народа в начале XX века и принудить силой мирового сообщества или силой оружия извечных турецких агрессоров очистить, наконец-то, древние армянские земли вокруг библейского Арарата и древних столиц вплоть по всему Великому армянскому нагорью до синего Средиземного моря, как при Тигране Великом.

Когда осуществится эта вековая справедливость, наступит мир, придет час возвращения всех страдающих армянских детей на Родину и восстановления на этой исстрадавшей без настоящих хозяев земле древнейшей и культурнейшей христианской цивилизации Земли. На радость всех справедливых народов. Только тогда успокоится мятущееся кровной обидой армянское сердце. И тогда, может быть, наступит момент прощения врагов нации".

Вышеприведенный текст - не документ и не цитата, а лишь моя реконструкция мыслей армянских патриотов в момент их столь упоительных военных успехов. И кто мне возразит, что такие мысли для них невозможны или даже нетипичны? И почему бы нам, русским армянофилам, не радоваться этим успехам? Но что же тогда со мной творится? Откуда депрессия, почему трясутся руки как перед гибелью, откуда эта истерика, не позволяющая спокойно дышать?

С 1969 года, первого туристского путешествия в Армению, я числю себя в активных армянофилах. Созданные тогда звуковые диафильмы "Арарат", "Северо-армянские монастыри", "Армения-69", просмотренные и оцененные личной приязнью Сильвы Капутикян, были показаны многим сотням людей. На протяжении двух десятков лет наши диафильмы вливали в людей армянскую боль о вековечных мусульманских притеснениях, о великом геноциде и погибших в Турции столицах, армянскую мечту о возвращении Арарата.

В 1988г., услышав о карабахской забастовке, мы посетили Карабах и Ереван, и в двух новых диафильмах излили на слушателей всю ту же армянскую боль и мечту - отмщение. В тот год, конечно, мы были много сдержанней и, надеюсь, уже не допустили бестактностей по отношению к азербайджанцам. Но, может, именно установка на уравновешенность и объективность не понравилась друзьям-интеллигентам, и наши фильмы и тексты, направленные в органы печати, не получили ни малейшего отклика. В российском обществе уже действовал давно и прочно заведенный армянофильский стереотип.

И вот сегодня наступил час расплаты, но не своей, а азербайджанской кровью: полностью изгнанное из Армении азербайджанское население, разгром российскими войсками Баку, десятки жертв погромов с обеих сторон, сбиваемые над Карабахом азербайджанские вертолеты, уничтожение азербайджанских деревень, вплоть до физической ликвидации населения городка Ходжалы. И еще страшнее: падение одной из азербайджанских национальных святынь - Шуши, и уже за пределами Карабаха - Лачина. Боевые действия армянских героев в Нахичевани. Заступничество Турции и угрозы ей СНГ-вским маршалом Шапошниковым третьей мировой войной. "Процесс войны за Великую Мать-Армению уже пошел".

И не надо прятать голову в песок: большой частью своей сознательной жизни я к нему причастен, фактически стал одним из русских виновников убийства жителей Ходжалы и предстоящего уничтожения азербайджанской культуры Шуши. (В неизбежности уничтожения Шуши, если она останется под армянами, насмотревшись на отсутствие мусульманской культуры в Армении, я теперь не сомневаюсь). Годами пропагандируя армянскую историческую боль и месть, я подготовил победу сегодняшних армянских героев, смерть и унижение культуры ненавидимого ими народа.

Так будь я проклят за эту свою дурость и трусость, что не посмел осудить армянскую месть из чувства жалости к их страданиям в прошлом.

А кстати, за армянские страдания в прошлом, кто виноват больше всех? Разве не Россия с ее подзуживанием христиан-армян в Турции - то к революционным восстаниям, то к национальной борьбе? Кто завоевывал в 1915г. верховья Тигра и Ефрата и тем вызвал депортацию ненадежного для турецкой армии армянского населения, вылившуюся потом в гибель этих сотен тысяч? Кто выселил с Северного Кавказа сотни тысяч мусульман-горцев в пределы Турецкой Армении, превратив их во врагов армян, как пособников Российской империи? А сегодня, кто держал русский полк в Карабахе и держит русскую армию в Армении, фактически как заложников и пособников армянских побед и территориальных расширений? Разве не мы, со своим безоглядным и безусловным сочувствием армянской боли-мести?

Кто истинный виновник армянских погромов в прошлом и будущем? Разве не стоящие в стороне сострадальцы боли-мести? Кто пособник еще худших несчастий - нынешних армянских побед, которые способны сделать культурную пустыню не только из Азербайджана, но из самой Армении. Ибо люди, неспособные ценить и уважать соседнюю культуру, не способны оценить и развить культуру собственных крестьян, собственного народа, наполняя ее торжествующим фарисейством и фальшью. Нация победителей часто духовно гибнет, проникаясь чванством и имперской спесью и выжигая монументальными постройками собственные старинные кварталы. В Ереване это было видно еще задолго до военных побед.

Но в этом происходящем убийстве людей и культуры я виню не победительных армянских героев (они сами - лишь жертвы своей больной истории), а себя и других российских армянофильствующих интеллигентов, гнусных придурков, своею безответственностью сеющих в чужих краях смерть и разрушения.

Так будьте мы прокляты, от погибших не будет нам прощения! 24/V-92г. В.В.Сокирко




Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная.