Том 12. Белоруссия и другое.1982г.

Диафильм "Рассказы о лете-1982"

Смотреть онлайн в браузере (качество 720)

Смотреть на YouTube (качество 480)

Все слайды на Яндекс.Фото

Смотреть на YouTube

Смотреть онлайн в браузере

Отдельные слайды

Примечание:  Первоначально этот д/ф состоял из трёх частей. Первая часть выделена в д/ф "Харьков", вторая -   в  "Дустлик - 1982"

145.Рассказ 3. Авторы: - Сокирко В., Л., Г., А. и А. и  Сулимовы В., Л., М., В. и О.

Путешествие с детьми по Белоруссии и Литве 2.7-8.8.1982г.

146.3 дня у Днепра Давно нам знаком украинский Днепр, но вот белорусский Днепр мы увидели впервые в областном старинном Могилеве, едва ли не в его центре.

147. Здесь даже дети легко его переплыли. Отдохнув

148. и посетовав на спрятавшееся солнышко, мы опять пошли в город.

149. Кто пошел, а кто - поехал. С утра до ночи, от одной поздней стоянки до другой,

150. от Смоленска до Могилева, от Витебска то Двинска, ну и так далее. И все на маминой крепкой шее с таким счастливым голосом: "Оленька, тебе хорошо? - Холосо.- Ну, и слава Богу..."

151. Но не будем выдавать тайны родительских отношений, и чью шею двухлетняя Оленька пока больше любит.

152. И вообще, не начать ли нам с еще более раннего Днепра, еще более узкого и мелкого - в центре древнейшего города Смоленска. Поднимемся к стенам старой крепости и послушаем, что записали в своих дневниках 11-летние Маша и Вова и 14-летняя Галя, что расскажут 8-летние Алеша и Аня.

153 Маша: Первый день прошел трудно, но интересно. Я проснулась в тесном поезде. Купе было открытое, поэтому бегали друг к другу, после завтрака объявили, что подъезжаем, и стали собираться. Мы вылезли из поезда и направились к камерохранилищу,

154. оставив себе самые необходимые вещи, и пошли осматривать город. Подошли к церкви святой Варвары, а рядом был собор Петра и Павла. Папа не щадил кадров. Потом мы смотрели еще одну церковь.

155. Галя: Потом мы без мам направили свои стопы к еще одной церквушке,

156. осмотрели все вокруг, сфотографировались на память и побежали догонять маму и тетю Лиду с Оленькой.

157. По дороге осмотрели остатки церкви 12 века - ничего привлекательного - и вскоре подошли к древнему центру города, к красивейшему Успенскому собору.

158. Мы замерли,ошарашенные его грандиозностью и пышностью.

Вова: Еще много видели церквей - я их перечислять не буду. Больше всего мне понравился Успенский собор. Я его, наверное, раз десять сфотографировал.

159. Такая она была красивая, невиданной красоты.

160.Маша: Он стоял на холме и был окружен рвом и оврагами. Нас впустили вовнутрь. Как там было красиво!! Мы слушали экскурсовода, затаив дыхание. Но вот наступило время выходить

161. из прекрасного собора. Мы сели перед ним на лавочку и перекусили смородиной.

162. Вова: Затем мы ходили по городу, набрели на столовую, сытно пообедали, и опять рванули в путь. И зашли в книжный магазин. Папа купил философскую книгу - Лейбниц "Сочинения".

163. Наконец, подошли к крепости, я ее фотографировал. Стал думать, как на нее залезть. Наконец, придумал, и стал оттуда снимать разные виды.

164. Маша: Шли у кремлевской стены. Дядя Витя забрался на стену. Все остальные последовали за ним. Поползав по стене, мы отправились к Днепру и накупались вволю.

165. Галя: Папа забрался наверх фотографировать и дразнил нас сверху. Долго мы не знали, с какого бока приступить к стене, но после больших усилий залезли.

166. Оттуда открывался замечательный вид на Смоленск. Весь город в зелени и вообще - чудесный городок. Спустились со стены, оцарапав руки и ноги, не без происшествий.

167. Стена очень старая, и потому один кирпич, когда я ухватилась за него, вдруг выскочил. К счастью, я успела ухватиться за другой. И благополучно опустилась.

168. Вот что записала на память мама Лида: Мы бродили по городу налегке, без рюкзаков, с Оленькой на плечах.

169. Под вечер съездили в Талашкино, к теремку у церкви... Олечка вела себя хорошо, болтала безумолку, радовалась прыгающей лягушке и терпеливо сидела у нас с Володей на шее под пленкой.

170. А вот что пишет мама Лиля: Нам еще хотелось в Талашкино, посмотреть на труды "Мирискусственников". Здесь, в Талашкино, подолгу работали Коровин, Рерихи, Врубель, Репин, Нестеров и особенно много - Малютин. Надо вспомнить и хозяйку - художницу Тенешеву, тратившую деньги своего мужа-генерала на эстетическое воспитание и школу крестьянских детей.

171. Однако в приступе дождя было трудно с удовольствием смотреть все постройки, и главную среди них - церковь святого Духа, в создании которой участвовал Рерих. .Под дождем возвращались из Талашкино. И приятно было идти в обнимку под одной пленкой с Лидой.

I72. Зато уехать из Смоленска в Хиславичи вечером нам не удалось, и ночевали мы на берегу днепровской старицы выше города в Красном Бору. Все было, как положено:

173. палатки, костер, утреннее купание двух Вов. И только Витя был очень тихим. Ему надо было вести группу, а делать это он не мог.

174. Витя: Ну что ж, первый день двухсемейного похода прошел удачно. Погода стояла чудная, а дождик в конце был даже нужен для разнообразия. Вот только план мы не выполнили и не выехали в Белоруссию. Значит, завтра потеряем большую часть дня на дорогу.

175. Дети вели себя неплохо, активно бегали, и было даже радостно отставать иногда от них. А главное, очень удивил их живой интерес. В них как бы перелилась и наша любовь к старине, и уважительное отношение к кирпичной кладке, к прочности предков, особенно живое после азиатской шабашки. Сейчас дети спят, нo скоро-скоро они проснутся и распахнут глаза-локаторы.

176.д.Хиславичи Из туристских воспоминаний следующего дня самым ярким осталась русская церковь в Хиславичах рядом с древнейшим городищем над днепровским притоком Сожем,

177. тихость улочек и светлость пения старушек на похоронах. Словоохотливый сельский батюшка объяснял, какой хорошей дочерью церкви была усопшая, Царствие ей Небесное, и как она завещала именно ему отпевать ее, а уж он долг свой выполняет и вечную память сохранит...

178. Печальное событие, но вокруг - столько света, и не страшна эта смерть. Прекрасная и естественная, в окружении любви близких

179-180. и,особенно, дорогих детей и внуков, этих самых живых росточках, тянущих к свету нашу общую родовую жизнь.

181. Два дня над Западной Двиной Потек Днепр на юг, через Украину в Турцию, а мы поездом перебрались на север, на Двину, несущую свои воды через Латвию к Европе.

182. Три вечера и ночи на красивых берегах в Витебске, В.-Двинске, Друе.

183. Уставшие от ходьбы и впечатлений, и счастливые от здоровья и полноты бытия, от нашей сродственности этой земле, ее замечательной культуре.

184. Всего три ночи и два дня - один в бегах по Витебску и Полоцку, другой - в лодке и пешком по могучей реке,... но мы надеемся, что они запомнятся детям и избавят их от равнодушия.

185. Маша: Витебская стоянка была в 20 минутах от города на высоком берегу пол липами. Проснулись полвосьмого, быстро оделись

186. и собрались, а позавтракали у вокзала в диетической столовой.

187. Лиля: Освободившись от рюкзаков, понеслись по утренне -пустынному городу на зеленых даже в городской черте берегах красавицы Двины.

188. Сразу за мостом - открытый археологический раскоп фундамента дома с деревянной мостовой. И опять я поразилась толщине культурного слоя - это ж надо было, столько наследить, намусорить.

А вот что запомнил Вовочка: "Наконец-то мы приехали в Витебск. Первое, что увидели, это раскопки какого-то древнего города. Там я нашел какую-то глинистую штуку, а на ней были чьи-то детские отпечатки пальцев".

189. Нам посчастливилось иметь короткий, но очень содержательный разговор с дворничихой. Она благожелательно сообщила, что городу больше тысячи лет, что основан он самой Ольгой. И посетовала, что древняя Благовещенская церковь недавно стала руинами. Посетовала и добавила: "Все о победах трубим, с Ивана Грозного на чужое заримся, а своего не бережем, красоты не понимаем.

190. Галя: Снова встали рано, потому что до 11 часов надо было осмотреть город. В Витебске мы видели городскую ратушу,

191. дом генерал-губернатора, в котором останавливался Наполеон,

192. и вообще побродили по гостеприимному городу.

193. Поражает обилие зелени. Повсюду цветы: розы, гвоздики...

194.Полоцк - Верхнедвинск И снова железнодорожный переезд до Полоцка, а к вечеру автобусом - до Двинска. Кадры Полоцка ушли в историческую часть фильма, поэтому покажем лишь

195. тихий Верхнедвинск, с обычной в Белоруссии парой: костелом и

196. православной церковью, который мы увидели мельком

197. перед поиском стоянки на берегу Двины.

198. Вова: Потом мы взяли вещи и поехали до Верхнедвинска. В песках еле поставили палатки и долго возились с костром.

199. Затем еще заигрывались в песке, прыгали, бегали, носились. А мама меня ругала за то, что я не помогаю папе разжечь костер.

200. Потом мы поужинали и легли спать. На этом день похода кончился.

201. Витя: На закате солнца встали на отдых у быстротекущей реки. Встали, как цыгане, а лучше сказать, как крестьяне после трудового, но такого богатого дня. Да - усталые, но с детским гомоном и счастливые...

202. Галя: На следующее утро мы поехали в небольшую деревушку Леонполь. Сначала автобусом в Новики, от остановки же пошли по-настоящему, с рюкзаками. Было прохладно, но потом все стали раздеваться.

203. Через Двину нас перевез старик, взявший за перевоз три рубля.

Лида: Под рюкзаками мы шли два км до лодочной переправы, где лодочник содрал с нас по 40 коп. с каждого и был еще недоволен, что мы не платили за рюкзаки...

204. Лиля: Есть в этом некогда богатом селении усадьба польских графов Лопатьинских, правда, сильно запущенная. Хорошо, что у нее нашелся хозяин: минский институт культуры. И сейчас студенты-стройотрядовцы ремонтируют для себя.

205. Но есть там, конечно, и достояние белорусских мужиков - деревянная церковь, предельно простая: высоченный сруб с крестом.

206. Хорошо, что хоть теперь их вражда прекратилась, и эта земля соединяет естественно запад и восток.

207. Галя: Следующим пунктом путешествия в этот день был город Друя. Нo оказалось, что до него нельзя было доехать, можно только идти 20 км по берегу Двины или вернуться к переправе, a оттуда на шоссе.

208. Мы решились на первое. Надули резиновую лодку, которую несли с собой, сложили туда наши рюкзаки, посадили туда папу с веслами,

209. а сами пошли пешком по берегу. Сначала шли хорошо, загорали, пели песни, Оленька даже уснула в своем рюкзачке. Потом началось распаханное поле, пошли кусты, часто попадали заросли крапивы выше головы, трава стегала по ногам. Очень быстро все устали.

210. Аня начала ныть, Алеша давно уже забрался в лодку.

Маша и Аня: Мы дошли до берега реки и сделали небольшой привал. Женщина, подоив рядом корову, дала нам парного молока, когда мы пошли опять, мы увидели, что Алешка и Вовка в лодке. Тогда я и Анька сочинили про них маленькую песенку:

Мальчики едут, девочки идут -
Стыд-позор, стыд-позор,
Девочки будут сильными, мальчики будут хилыми,
Стыд-позор, стыд-позор.

211. Затем мы попросили дядю Витю, чтобы он повез и нас тоже. Еще чуть-чуть провезя мальчишек, он высадил их и посадил нас. О, как было хорошо на прохладной воде, когда на берегу стояла невыносимая жара. Как хорошо!

212. Галя: Но, пройдя еще немного, мы решили все же переправиться на другую сторону Двины, потому что очень устали, и выйти на шоссе... А надо сказать, что Двина здесь широкая и с быстрым течением, так что, когда плывешь против течения, то моих сил не хватало, и я не двигалась с места... Сначала папа перевез Машу, Аню и Алешу. Мы все волновались, ведь Алеша почти не плавает, но все обошлось.

213. Потом, возвращаясь назад, у папы переломилось весло и утонуло. Он нырял за ним, но не поймал. Так мы остались без весла, и пришлось грести палкой... Ехать было страшно. Того и гляди, на середине реки опрокинется лодка или воды зачерпнет, но все кончилось хорошо...

214. Лида: Далее наш путь лежал до шоссе, и 3 км мы топали по солнцу с рюкзаками. Витя уговорил меня на некоторое время отдать Олечку. Но, как он только водрузил ее себе на шею, она залилась таким ревом, что долго выдержать я не могла... Она все тянула ко мне руки, и успокоилась лишь, когда снова оказалась у меня. Но спасибо Вите, все же я передохнула немножко, и дальше пошла по шоссе быстренько.

215. Лиля: Мягкий автобус подбросил нас к границе Латвии, до развилки на городок Пиедруя. Здесь-то Лида и почувствовала себя иностранкой, свободно перешедшей границу, скажем, Франции и Швейцарии.

216. Но недолго мы побыли в Латвии,

217. только полюбовались ее действующим костелом.

218. Осмотреть костел нам помешали злые собаки, с бешеным лаем носящиеся по его двору. Если не считать собак, городок был тих и к нам обидно равнодушен.

219. Паромщик с добрым лицом всего за полтинник вернул нас в Белоруссию, в Друю.

Галя: А папа потом говорил нам: на одной стороне реки Латвия, Европа, а на другой - Белоруссия, а между ними ходит добрый паром.

220. Белорусская Друя оказалась маленьким городком с единственным двухэтажным зданием, да и то - окна на втором этаже заколочены. Здесь мы очень вкусно поужинали в столовой,

221. оставили детей на лужайке с дядей Володей, а сами пошли смотреть огромный, почти разрушенный костел кармелитов.

222. Он стоит, как барышня в широком платье, а внутри разросся целый лес.

223. Лиля: Здесь, в Друе, мы славно прогулялись после ужина к красивому, но, увы, недействующему (что значит, - не Латвия) костелу

224. со скромными, но изящными волютами.

225. На другой же улице - неизбежный оппонент католичеству - православная церковь, но в еще худшем состоянии - и обвалившейся крышей,

226. настоящим садом внутри здания со славными карнизами.

227. Как печальна эта запущенность. Как несправедлива. Пусть хоть дети к ней не привыкают.

228. Заночевали мы в скверике меж домов на высоком берегу Двины, где пасутся городские козы

229. с видом на костел в Латвии. И наша художница Машенька его рисовала с натуры. А я вспоминала наш длинный день. Как много вместил в себя, как много оставил детям воспоминаний.

230. Хождение к Двине, обратно, по жаре и с рюкзаками - и вдоль нее по жаре и высокой траве. Три переправы через Двину, одна - через ее приток с жутко крутыми глинистыми берегами, положившая конец нашему продвижению вдоль Двины. Свою усталость и преодоление, чтобы не отстать; свой физический труд, на котором держался в этот день наш маленький отряд, детям не забыть. Он вошел в их мышцы силой и в их подсознание начатками коллективистской нравственности.

231. Менее я уверена, что они будут помнить многих славных людей, что встретили мы в этот длинный день - местных жителей в утреннем автобусе, беспокоившихся, как бы нам короче пройти к реке; селянина, показавшего путь через свой огород; приехавших гостить и уступивших нам очередь на перевозе, женщину, подарившую детям по кружке парного молока; еще двух женщин, звавших отдохнуть на хуторе;

232. паромщика со светлым лицом, и двух поварих, накормивших нас недорого и незабываемо вкусно. Но и мы не будем лениться наминать детям, что нравственное здоровье несет в первую очередь физический труд. Потому что только на своем примере нам это не доказать. Пусть учатся на опыте всех встреченных ими добрых людей. Ведь они - будущее не только наше, но и всех людей тоже.

233. Три озерных дня (Браслав - Богино- Нарочь)

234. Галя: Утром автобусом отправилась на Браслав. Проезжали деревушки с интересными названиями - "Рубеж", "ЯЯ"...

235. Потом была еще Слободка, а в ней громадный роскошный собор в позднеготическом стиле, с двумя башнями и множеством украшений.

236. Когда мы его увидели из окна автобуса, так и ахнули, поражаясь его величавостью и красотой.

237. И вот мы в Браславе. Он старше Москвы и звался 900 лет назад

238. Брячиславлем, лежит между двумя озерами: Дривято и Новято. Мы позавтракали в столовой, закупили на поход хлеба, оставили детей на берегу озера с Оленькой и побежали смотреть древний костел и

239. церковь. Но сначала поднялись на Замковую гору с древним городищем,

240. откуда открываются замечательные виды вокруг.

241. Потом спустились к костелу. Он необычайно своеобразен.

242. Стены сложены из больших, гладко отесанных валунов. Женщина объяснила, что ходят сюда не только поляки, но и белорусы.

243. Сквозь решетку входа мы увидели внутреннее убранство костела.

244. Зрелище поразительное. Окна составлены из витражей, и через них проходит приятный ласковый свет. В костеле цветы, скамеечки... Невольно сравниваешь его с мрачной церковью в Полоцке. После костела же на душе становится легко и приятно.

245. Недалеко православная церковь, но внутрь взойти мы не можем. Мама пошутила: "Вот она, православная суровость!" Издали церковь очень симпатичная и ярко сверкают на солнце ее и высокой колокольни маковки.

246. Потом мы вернулись на берег, забрали детей и побежали на автостанцию.

247. Маша: Приехав автобусом в Опсу, мы валялись на траве, а взрослые ушли отправлять телеграммы.

248. Когда все собрались, пошли на берег озера обедать, но сначала начали купаться. Вова поплыл на другой берег. Мама очень волновалась, а папа пошел ему навстречу.

249. Когда они пришли, все сели обедать лапшей. Мама говорила, что она удалась на славу! Тетенька, которая полоскала белье,

250. принесла нам парного молока. Мы от души поблагодарили ее. А потом все занялись, кто чем хотел

251. Потом сoбpaлись и, пройдя немного, оказались у барского дома. Взрослые пошли смотреть, а мы играли в прятки.

Галя: Чуть отдохнули, пописали дневники, и пошли смотреть усадьбу графов Плятеров, где сейчас располагается интернат.

252. В сильно запущенном парке много старинных построек. Дом красив издали, с прекрасным подъездом из камня, с большими воротами и дорожками,

253. но вблизи видишь выбитые стекла, трещины и грязь, штукатурка обсыпалась.

254. Зато к воде спускается, как и раньше, каменная лестница, и очень живо можно представить себе, как тут было сто лет назад.

Витя: Здесь я не упустил случая поцапаться с Галей, умеряя ее романтический пыл. Говорил, что сто лет назад она уж точно была бы не графиней,

255. а крестьянкой вон на тех полях или, в лучшем случае служанкой... А женщины сердились и от меня отворачивались.

Господи, а надо ли мне так смеяться? Поможет ли? Предохранит ли детей такая насмешка oт высокомерия и барства, пусть не графского теперь, а интеллигентского?

256. Лида: В самом местечке Опса, у костела мы разговаривали с верующей старушкой, настоящей полькой. Она сокрушенно поведала, что костел отдан под мастерские, а у них вот нет места, где можно душу свою приложить. На чем свет ругала Сталина и жаловалась: "Ленин бы так не позволил с людьми обращаться...

258. Витя: А мне было совестно смотреть на сердитую старушку. Может, в своей польской молодости она была богата и красива, была близка к графской усадьбе, и Гале следовало бы именно ее порасспросить, как было раньше, и к чему все пришло.

259. Впрочем, старушка говорит иное: жизнь сейчас хорошая, только вот с верой поступают плохо... Все из-за Сталина. И я молчу, хотя знаю - с Ленина начались гонения на церковь, а как раз Сталин в войну сделал шаг к примирению с верой... Но, может, старушка и права.

260. Лида: У автобусной станции, узнав, что Дрисвятах леса нет, решили ехать на Далекие, а потом и на Богино.

261. Далекие - в этой деревне неожиданно увидели деревянный костел, действующий и красивый, очень простой архитектуры.

262. Лиля легко разговорилась с местными мужчинами, которые оказались поляками. Они рассказали, что деревня эта польская, в ней нет и десяти белорусских семей. По воскресеньям сюда из Видзы приезжает ксендз, играет на органе и ведет службу.

263. Но эти поляки оказались совсем другими. И странно было слушать, что, по их мнению, Сталин войну выиграл, а во всем виноват Берия,

264. и что польская "Солидарность" доведет до братоубийственной войны.

265. Галя: Потом мы взвалили рюкзаки и пошли 7 км до деревни Богино. Пекло солнце, тучами набрасывались оводы. Но по дороге встречались заросли малины, и мы часто останавливались и ели, а папа подгонял и каркал: "Разврат! Разврат!"

266. Витя: Дети постепенно втягивались в ходьбу, но, понятно, что им было непривычно и тяжко идти под рюкзаками. И потому на маршруте я следил за ними и подгонял, уговаривая идти впереди мам. Галя и Алеша шли ровно. Вова мог идти сильно, но часто упрямился, и мне приходилось поминать его развитую индивидуальность. Девчонки держались вместе и откровенно отставали, зазевывались на цветочки-ягодки.

267. И все же дети были не в обиде, свет от преодоления трудностей им остался - ну и хорошо!

268-269.

270. Галя: Спали мы больше обычного. Позавтракали

271. и взрослые пошли смотреть церковь в Богино.

272. Увидели типичные для Витебской области круглые наличники, вверху рельефные зубчики.

273. Потом вернулись, надули лодку, сложили туда все рюкзаки, кроме двух, посадили в нее Аню, Машу, папу и тетю Лиду, а сами пошли по берегу до деревни

274. Устье 5 км. Идти было сперва легко. Солнце пряталось, на небе собирались тучи, дул сильный ветер. Иногда через лесные поляны мы видели озеро и нашу лодку на нем".

275. Маша: Взрослые собирали вещи, а мы играли в прятки. После игры я,

276. Аня, мама и дядя Витя поплыли по сумрачному озеру. Когда плыли, было немного страшновато. Небо и воды свинцовые...

277. Аня: "Здравствуй, бабуля! Я пишу тебе письмо. Мы в походе. Я живу хорошо. С нами есть еще одна семья. Мы много ездим на автобусе. Нам очень хорошо в походе. Однажды мы с Машей, Вовой и дядей Володей и еще с тетей Лидой прошли 12 км, а потом на лодке. И еще видела много церквей. До свидания, бабуля. Твоя Аня".

278. Лида: Мы положили начало водному пути. Вчера Витя выточил себе из доски весло, а я гребла металлическим. Картина перед глазами была просто потрясающей. Стальное небо, свинцовое озеро, и каждый раз иные берега по мере нашего продвижения и постоянно меняющегося освещения...

279. Витя: Через полтора часа приблизился берег, утихла волна, и наши законные страхи перевернуться отступили назад. Мы жадно зарыскали глазами по берегу в поисках Устья и своих,

280. но они пришли через 10 минут после нас. Добрались до сломанного моста и высадились, обсуждаемые деревенскими старушками: "Это чудо какое, на такой махонькой резинке перевезти столько груза, да еще детей не пожалеть".

281. Все сразу полезли купаться, а мальчишкам я разрешил кататься на пустой лодке перед мостом, чтобы сбить желание самостоятельной гребли. Обедали тут же, на берегу, парным молоком и хлебом с луком.

282. А потом в гребле пробовали себя и девчонки.

283. Галя: Пообедав, мы отправились в путь дальше по маленькой и мелкой речушке Диснейке. Теперь вместе с папой сели в лодку мальчишки и я - грести.

284. Речка вся заросла травой, почти без течения, и очень виляла и за каждым поворотом удивляла нас новыми сокровищами: то поле кувшинок,

285. то белые лилии, то утка начнет мельтешить перед лодкой, уводя нас от своих деток.

286. Алеша: Один раз мы видели большое гнездо, из которого вылетели 4 аиста, а папа крался по берегу, чтобы нас фотографировать

287. и помогать проходить мостки и всякие опасные моменты.

288. Галя: Потом я устала, и отдала весло Алешке, а сама любовалась видами и пела песни.

289. Лиля: Полчаса срок - и замена экипажа! Я провела на лодке три экипажных срока. Как сказала Маша, на лодке интересней, зато на берегу - ягода...

290-291.

292.Витя: Большую часть этого пути Володе пришлось идти берегом. Но он находил здесь не меньше интересного и поучительного. Правда, последние километры пути, уже по деревне Козяны, под холодным вечерним ветром ему пришлось идти в плавках (остальная одежда была в лодке) с Оленькой на руках, и встречные люди долго изучали этого нового йога.

293. А потом мы долго ждали у реки за автостанцией,

294. потому что наш женский экипаж безнадежно и торопливо увяз в извивах деревенских камышей, невольно изводя нас неизвестностью. Но, наконец-то, они прибыли, и тут же обиделись.

Лиля: Мы старались, спешили, гребли изо всех сил, а тут такая встреча, - списать на берег, не оправдали доверия! Вот еще!

295. Да и место для стоянки оказалось не очень удачное: открытое, продуваемое . И все же вечернее взаимное неудовольствие не могло зачеркнуть этого насыщенного ходового дня.

297. Володя: Холодная ночь. Холодное утро. Костровым был Витя, дал пять минут на сборы. Только чай с конфетами. Автостанция за церковью. 8-часовый автобус на Поставы.

298. Поставы - НарочьКостел. Красный. Красивый... Превращен в почтовый ящик... Молодой православный храм рядом. Краеведческий музей, я там не был, но детям понравилось. Два книжных магазина - купил книгу о Толстом.

299. 12-часовый автобус на Нарочь. Костел, вот этот. Автобус на санаторий к озеру.

Галя: Через полчаса нас встретил город Нарочь.

300. Еще с дороги увидели громаднейший костел. Его башенки как будто покрыты чешуей.

301. И сзади еще одна, которая почему-то мне напоминает Спасскую башню московского Кремля в миниатюре. Апсида состоит из пилястр, а наверху зубчики в три ряда.

302. После обеда доехали до озера Нарочь в сосновом лесу. Сразу набросились на землянику, которой здесь оказалось довольно много.

303. Дневку провели прекрасно. Играли в разные игры, вымыли головы и я, наконец-то, выспалась.

304. Лиля: Озеро красивое, мало заросшее, песчаное, с ключевой холодной водой. Эх, если бы тут побольше нам тепла и солнышка!

305. Но все же мы искупались под бодрый Витин барабанный марш: "Трам-тара, тара"

306. Лида впервые за поход специально пошла по грибы. И хоть местные уверяли, что грибов нет, сушь, все же пяток маслят и козлят

307. украсили нашу праздничную кашу. А сейчас она гуляем с Витей, обсуждая написанное им на шабашке "кредо"...

308. Перед ужином был концерт, а мы приготовили к завтрашнему дню рождения Ани и Алеши подарки: книжки, две банки сгущенки и, будь, что будет, игральные карты.

309. Маша: Вечером мы решили устроить концерт: песни, стихи, готовили акробатические номера. Взрослым концерт понравился. В конце показывали сцены, а потом поставили палатки, поужинали и залезли спать.

310. Витя: На следующий день, соблазнившись курортным Мяделем, уехали в Минск, но до сих пор жалеем, что не посетили мемориальные партизанские базы на восточном берегу озера. Ведь наши дети так мало знают о последней войне.

311. Ведь они не задерживаются вниманием на привычных фильмах, книгах и рядовых памятниках. Молодое сознание спасительно отбрасывает надоедливость военно-патриотической пропаганды. И это правильно, но как бы "не выплеснуть и ребенка" - горькую и трудную память о воевавших здесь дедах, о погибавших народах.

312. За три года войны умерщвлено 80% евреев, четверть белорусов. Едва ли не каждая белорусская деревня была базой партизан, и по законам немцев - под ежедневной угрозой уничтожения.

313. Но что мы знаем о настоящей, а не парадной войне. О войне не только с фашистами, но и с русскими и белорусами, из ненависти к Сталину угодившими на службу к Гитлеру. О борьбе не только с немцами, но и со своими мародерами, насильниками, бериевцами; о сопротивлении не толькоc явными врагами, но с собственной трусостью перед начальством, малодушием, жалостью к себе, ленью, несамостоятельностью?

314. В Белоруссии воевал и незаметный ст.техник эскадрильи и дед наших детей, мой отец, очень неумелый рассказчик. Но мне его рассказов о военных трудовых буднях - сутками, без продыху,

315. хватило для создания трудового идеала, к которому я тянусь всю жизнь и которому обязан всем, что имею.

316. А этой весной в Харькове один ветеран рассказал поразивший его фронтовой случай: перед строем отец отказался от награды, потому что знал, что ему была положена другая, он сказал генералу: "У меня есть сын, он спросит - за что, отец, ты получил эту медаль? - Что я ему отвечу - по ошибке?"

317. Редчайший случай, но ошибка была исправлена, и через месяц отец получил свою "Красную Звезду". А я сейчас получил пример, как и в той войне наши отцы хранили свою честь и достоинство.

318. И пусть хоть от меня дети об этом узнают.

319.4. Четыре дня вдоль белорусского Немана

320. Потратив следующий день на переезд к Минску

321. и едва взглянув на него, к ночи мы прикатили электричкой в

322. Столбцы здесь, у дороги, не дойдя 200 м до Немана, под дождичком, остановились. Контраст с ночевкой у Нарочи был разительным! Всю ночь громыхали поезда, комары, холод. Хуже не придумаешь...

323. Галя: После полубессонной ночи, встали мы не очень веселые. Оделись и побежали умываться на Неман, который течет здесь небольшой речушечкой. Папа говорит, что теперь будем смотреть города вдоль него...

324. Лиля: В два последующих ненапряженных дня в нашу память и сердца вошли Несвиж и Мир, Новогрудок и Дятлово, и, наконец, Слоним. Слайды с этих ключевых для белорусской истории городков стали основой исторического диафильма.

325. Уступили мы только горячей просьбе детей рассказать им немного о Мирском замке. - Мир

Галя: С утра лазили по замку, ходили по крепостным стенам. Их высота 13 м. Немного кружится голова. Интересно было представить замок цветущим: множество слуг и гостей. Смех и веселье.

326. В ХХ веке замок опустел. Внизу, в комнатах жутковато. Так и кажется, что войдет сейчас какой-нибудь рыцарь в доспехах. Мрачные своды, сырость, таинственные подвалы и тупики, развалины, и один князь в маленьком отремонтированном клочке дворца, а вокруг ходят тени минувших столетий...

327. Алеша: Сверху все было очень хорошо видно. И озеро...

328. Аня: Очень жаль мне было расставаться с такой крепостью. Но мы приедем еще раз.

329. И снова: пошли-поехали. Оленька так полюбила автобусы, где можно с удобством расположиться на маминых руках,

330. что засыпала в них мгновенно, потом даже в городских, в неудобный час.

Непереполненные автобусы полюбили и старшие дети. Быстро, удобно

331. и все видно . Тут же сон, перекусы, дневники, книги и...

332. даже неудовлетворенные картежные страсти. А на остановках неожиданные подарки -

333. костелы... и церкви...

334-335.

336. Отдохнули только здесь, у знаменитой в Белоруссии Жировицкой Лавры, несколько веков бывшей оплотом особой греко-римской униатской веры...

337. Алеша: Монастырь находился oколо остановки, и мы зашли в него. Но тут вдруг пошел сильный дождь. И мы помчались спасать свои рюкзаки. Но дождь только пошалил, и мы отправились искать стоянку.

338. Когда мы уже выбились из сил, вдруг заметили какой-то ручей. Оказывается, это был священный родник. Мама сказала, что на той поляне мы заночуем.

339.. Я пошел собирать хворост, но вдруг заметил грибы. Как называются эти грибы, я не мог понять, и тогда позвал Вову на помощь. Вова сказал, что это "свинушки". Грибы были такие большие, что нам хватило и на вечер, и на утро...

340. Лиля: Утром, окутанные влажными парами, монастырские здания выглядели задумчивыми и даже угрюмыми.

341. Пустынны монастырские дворы, не слышно споров, да и вера слабеет,

342. и только возвращающиеся c обедни монахини возбуждают детское удивление и крайнюю любознательность.

343. Как же удивительно им было встретиться с животворным источником, до сих пор привлекающих верующих и болящих. До сих пор!

344. Каменное обустройство источника - духовный подвиг лишь одного человекa - местного счетовода. Хороший, видно, был человек - добрый и работящий. Ребятишки бегали к источнику очень часто и вели себя там тихо. Хватит ли им на жизнь святой воды, запасенной в детстве? "

345.Гродно

346. Галя: Последний белорусский город и столицу польского сейма Гродно мы смотрели целый день.

347. Много времени провели в историко-краеведческом музее Верхнего Замка

348. Много ходили просто по городу, разыскивая среди его старых зданий, отмеченные путеводителями.

349. Лиля: Спать же мы поехали в лесопарк под городом над рекою Неманом и под высокими соснами,

350. среди малины поставили свои палатки.

351. Здесь, в конце похода по Белоруссии, можно было с облегчением и радостью сказать, что прошел он удачно, а наша семейная дружба выдержала испытание и упрочнилась.

352.Поразительно доброжелательный мягкий характер Маши, встретившись с Анютиным легкомыслием, сделал девочкам их общение приятным. Отношения мальчишек складывались труднее, не без конфликтов. Но общие игры, особенно карты до самозабвения-забывания своего гонора, вполне примиряли их.

353. Взрослые отношения бывают всегда сложнее, но у нас основной труд по притирке характеров и привычек взяли на себя Володя с Лидой. Спасибо им за это. Нам, закостеневших в своих традициях, не пришлось поступаться ни одной из них.

354. А вот Володя поступался и привычками, и потребностями. Дай Бог, чтобы Вовочка, для которого папа - высший авторитет, научился уживчивости, как достижению этичности.

355. Ну, а для Лиды у меня просто нет достойных слов. Вы видите ее, несгибаемую под рюкзаком и Оленькой. Но вам не досталось увидеть ее, идущей легким шагом впереди, не услышать ее радостного

356. и как будто беспечного голоса, сдержанно напряженного на организации и снятии бивуака, голоса утреннего и вечернего. И не влияло на это: спала ли Оленька в эту ночьили нет, спала ли она сама в тепле или замерзала, отдав теплые вещи членам своей семьи.

357. И никогда не забыть мне ее, бегущую с Оленькой на плечах к нам с Витей, караулившим рюкзаки, чтобы передарить нам часть своего времени на осмотр Новогрудка.

358. 5. Пять дней в Литве и на море

359.Вдоль литовского Нямунаса

360-361.д.Мяркине

362Музей Румшишкес

363.Каунас

364. В Каунасе мы ночевали в доме своих старинных друзей Аушры и Витаса и их детей - Руты и Симаса. Пользовались их автомобилем и широким гостеприимством, ели литовские кушанья на белых скатертях и спали на белых простынях. Контраст с нашей походной жизнью был разительным.

365. Каунас обрадовал и даже смутил цыганствующих вместе с нами детей каким-то необычным характером.

366. Ухоженность, комфорт, чистота, вынесенные на тротуар непроезжей Лайнес Аллее столики кафе,

367. говор без единого русского слова. Цельный большущий старый город, никогда не виданные черти в музее и на улице,

368. насыщенные художественные музеи и, наконец,

369. фонтаны, свободно отданные им для отдыха, такого нужного от увиденного. И мы благодарны были детям, что они счастливы

370. в дорогом нам городе. И может, захотят и сами стать когда-то настоящими хозяевами своего города.

371.г.Клайпеда Одна ночь в поезде, и вот мы на Балтике, в Клайпеде. Но, прежде всего, бежим покупать обратные билеты на Москву.

372. И, лишь успокоенные покупкой, едем смотреть город,

373. старый немецкий Мемель,

374. и его музеи.

375. Морской музей - Аквариум, устроен в бывшем немецком форте.

376. Маша: В музее нам очень понравились морские котики, гигантские черепахи, разные рыбы....

377.Витя: И, конечно же, в этот день мы встретились с дюнами и холоднющим Балтийским морем, с янтарным песком, из которого можно строить

378. песчаные замки.

379. Алеша: Мы сразу начали строить. Первый раз была попытка, но вода смыла одну стену, и осталась только одна, как в Гродненской замковой церкви.

380: Витя: Дети строили свои замки, наверное, с еще большим увлечением, чем мы столовую в Средней Азии - и как хорошо, что их фантазию не стесняли заботы ни о прочности, ни о деньгах.

381. Галя: На Куршской косе мы совершенно неожиданно встретились с тетей Наташей, окончательно склонившей нас к переезду в Палангу

382-383. для общих прогулок и бесед.

384. Затаив дыхание, мы слушали прекрасную сказку про Егле - королеву ужей в парке дворца с янтарным музеем.

385. Лиля: Но вот проникновенных и обобщающих бесед на пляже у нас не получалось. Расплавляющее мозги солнце ради загара, томительная дрема над книгой и дневником, физическое расслабление и объедаловка - по контрасту с бодростью похода делала из нас каких-то духовных инвалидов.

386. И только усилием воли мы сгоняли с себя лень, заставляя тело нестись к морю, к детям, строящим свои замки,

387. и вместе с ними маршировать в холодной бодрой воде под командные кличи: "Трам-тарарам-тарарам-там-там!

388. Только общение с детской и морской бодростью и возвращало нас к жизни.

389. Счастливой жизни вам, наши дорогие путешественники, строители и хранители нашего будущего!

390. Оконцовка И вот мы снова в Москве, снова на работе в своих институтах, снова посылают нас в деревню и на стройки.

391. Опять встают вечные вопросы, как усвоить культуру и добро предков?

392. Как уничтожить зло и безделье в своей жизни? Нынешней?

393. Как помочь детям в нашей с ними жизни будущей? (Конец

Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная.