Том 7. Украина. 1971-1977гг.

Диафильм "Украина - 1977"

Ч. III. "Центр - Хмельнищина и Руина""

Смотреть онлайн в браузере (качество 720)

Смотреть на YouTube (качество 480)

Все слайды на Яндекс.Фото

  Смотреть на YouTube

  Смотреть онлайн в браузере

  Отдельные слайды



1,2.

3. С использованием книги А.Ефименко "История украинского народа". 1906г. и стихов Т.Г.Шевченко.

4. В начало своего украинского маршрута, город Запорожье, мы приехали ночным поездом. Приехали с детьми. Какой-то шабашный автобус в третьем часу ночи доставил цыганствующую семейку на остров Хортицу, где среди раскидистых белых акаций она поставила палатку и заночевала.

5. Встала поздно и, позавтракав чем было, вышла на дорогу

6. в поисках знатока или "сичевого патриота", человека, который смог бы показать или рассказать, что осталось на Хортице от жилья и укреплении запорожского вольного войска, этого главного аргумента украинской самостийности.

7. о. Хортица Но мы никого не встретили и ничего не нашли. Взобравшись на железнодорожную насыпь, увидели только зеленое море приречного леса, в котором, видимо, и погибли недолговечные укрепления запорожских казаков.

8. А на турбазе пожилая женщина-инструктор объяснила, что ни в городе, ни на острове от запорожцев ничего не осталось. Только дуб в предместье. Точнее, какие-то остатки, наверное, есть. Но разве найдешь их в зарослях, а на восстановление денег не дают. Может, опасаются усиления украинского национализма... если начнется сюда паломничество.

9. г. Запорожье. Лишь два века существовала эта анархическая республика, на ничейной земле между тремя сильнейшими державами. Будучи чисто мужским братством, в беспрерывных походах и осадах, Запорожье нашло-таки способ для себя длительного существования, разместив свои семьи выше по Днепру

10. под Киевом. Вольная страна под анархистской защитой запорожцев стала впоследствии идеалом для всего народа. Там, в бывшей гетманщине, сегодня живут наши родичи,

11. туда лежит наш путь по Днепру.

12. Обратно в город мы возвращались плотиной Днепрогэса, затопившего почти все днепровские пороги.

13. Суда спокойно проходят шлюзом, и лишь после плотинного

14. слива сохранилось несколько седых камней, свидетелей былого. Ведь во все века русской истории днепровские пороги играли огромную роль, как самый больной контакт Леса и Степи, Запада и Востока, Европы и Азии.

15. Сейчас здесь Днепр широк и глубок. Раньше же эти камни высились грозными скалами, мимо которых водопадом проносилась вода Великого Пути из Варяг в Греки.

16. Суда приходилось обносить по берегу, т.е. по Степи, всегда принадлежавшей очередному племени кочевников. Обладая на порогах военным преимуществом, степняки грабили торговцев и даже уводили их в рабство. Вместо торговли господствовала романтика войн и насилия.

17. Так повелось здесь издали, как будто виноваты во всем именно эти зловещие камни. Торговцы и земледельцы здесь сами хватались за оружие, а себе в защиту призывали таких варягов грабителей, и в них перерождались.

18. На этих порогах был убит киевский князь Святослав, внук Рюрика и первый русский завоеватель Хазарии и Болгарии, властитель огромных степных пространств от Дуная до Кавказа и Волги. По облику и повадкам, он был типичным запорожцем, и хотя убит степными конкурентами здесь на порогах, но своей судьбой провозвестил русское будущее всего здешнего края.

19. Земледельческая Русь стала казацкой степью и татарским Востоком и подчинила себе огромную империю. Победив Азию внешне, она сама стала Азией внутренне.

20. С 14-го века Днепр уже потерял важное торговое значение. Зато в его порогах засело запорожское казачество, плоть от плоти нашей. Это сейчас стоит здесь город, а раньше, в сплошных зеленых тугаях, на островах, за бешеными струями, казацкие арсеналы и жилища были почти недосягаемы...

21. Мы идем к единственному сохранившемуся памятнику на Хортице - 700-летнему дубу, видевшему запорожцев.

22. По преданию, под его огромными ветвями они собирались советами: или выбрать нового кошевого, или решить, в какой отправиться поход. Ведь теперь не Степь приходила к порогам для грабежа, а наоборот, запорожцы отправлялись в набеги.

23. В 1594 году Лессота свидетельствовал: "В Запорожье всего три тысячи казаков. Живут они в кошах, т.е. в шалашах из хвороста, укрытых лошадиными кожами. Главная власть - войсковое вече, большое для всех и малое для старшин." Особенно подчеркивает Лессота их независимость. Казаки брали жалованье от московского царя за охрану его владений и считали себя вправе уйти на Дон, хотя государство их на Днепре. "Они совершенно свободно вели договоры о службе немецкому императору, заключали союз с татарским ханом, делали нападения на молдавские, татарские, турецкие владения".

24. Вера и происхождение призывали украинцев к защите земли от Юга, и потому они воевали главным образом с татарами и турками. Но то, что они жили за счет отнятия награбленного татарами, объективно заинтересовывало их в продолжение татарских набегов. В народных песнях, легендах запорожцы под дубом остались сказочно сильными и добрыми рыцарями, защитниками народной вольности и счастья.

25. Историческая же реальность была много сложнее.

26. По ДнепруОт Запорожья на саму Украину, вверх по Днепру, до Кременчуга и Черкасс мы плыли на "Ракете"...

27. Мы проплывали пустынные берега, шлюзы, городские кварталы Днепропетровска.

28. Ядовитые дымы металлургического и коксохимического комбинатов Днепродзержинска.

29. Днепр как будто превратился в огромную промышленную артерию, по которой выбрасываются в Черное море отходы современных технических колоссов.

30. Земля Украины оказалась богатой не только климатом и плодородием, но и железной рудой и углем. И вот волей партии и народа грохочущие гиганты съедают украинскую землю, коптят лазурное небо и подгаживают днепровскую воду.

31. А ведь еще со школы мы знали: "Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не зашелохнет, не прогремит, будто голубая дорога реет и вьется по зеленому миру. Нет ему равной реки в мире".

32. Сегодня такого Днепра фактически нет. Он умер. Есть только цепь водохранилищ, плотин и шлюзов. И тягостно плыть

33. среди широчайших водных равнин, едва примечая вдали низкий невзрачный берег. Как будто само море пришло сюда и затопило столько лет обижавшую его реку.

34.с ее порогами и казаками, теми самыми, с бритыми головами и чубами, что предавали разорению цветущие берега

35. Анатолии. И повествует Гоголь: "Малая Азия видела чалмы своих магометанских обывателей раскиданными, подобно бесчисленным цветам на смоченных кровью полях и плавающими у берегов... Запорожцы переели и переломали весь виноград. В мечетях оставили целые кучи навоза. Персидские дорогие шали потребляли вместо очкуров и опоясывали ими свои запачканные свитки. Весело плыли назад, к устью Днепра".

36. Свою добычу запорожцы продавали поджидавшим их здесь еврейским и прочим торговцам, а на выручку кормили не только себя, но и семьи. Гетманщина и Запорожье были связаны нераздельно.

37. Днепр был их отцом, Степь - матерью, а сами она воспитали всю Украину.

38. В Гетманщине под прикрытием запорожского заступничества сходились смелые и независимые люди со всей Западной Руси, Литвы и Польши. Опустевшая с Батыева завоевания земля снова наполнилась людьми. И хоть нелегко было женщинам растить детей, когда мужья и братья уходили в казацкие набеги, хоть и боялись они татарского полона и турецкого рабства, все же такая опасная, но вольная жизнь была украинкам больше по нраву, чем холопство у московских бояр или польских панов.

39. Правда, польские короли пытались повлиять на Запорожье и Гетманщину, организовать казаков. И даже установили им жалование за охрану южных границ. Начиная со Стефана Батория, казаки были сведены в 6 реестровых полков по 1000 человек в каждом и распределены - в Черкассах, Каневе, Чигирине, Корсуни, Умани. А во главе казаков был поставлен выборный гетман, только утверждавшийся в Варшаве. Фактически это была автономная земля.

40. Стихи Т.Г.Шевченко

Була колысь гетьманщина,
Та вже не вернеться;
Було колысь - панували,
Та бильше не будем...
Тий слави козацькой
Новик не забудем!
Украйно, Украйно!
Серце моё, ненько!
Як сгадаю твою долю,
Заплаче серденько!
Де подилось козачество,
Червони жупани?
Де подилась доля-воля,
Бунчуги, гетманы?

41. Де подилося? Згорило?
А чи затопило
Синэ море твой гори,
Високи могилы?

42. ЧеркассыСегодня в бывшей гетманской столице, а ныне областном центре, вместо Днепра можно увидеть только бескрайнюю

43. гладь водохранилища, подошедшего к самому центру старинного города.

44. Впрочем, от старинного города ничего не осталось даже в архитектурных влияниях.

45. Звание областной столицы заставляет Черкассы менять свои дома и улицы на стеклянно-бетонные коробки, потесняя, а иногда и уничтожая дореволюционные особняки потомков

46. русско-польской шляхты и еврейских торговцев.

47. Стираются следы веков, и о прошлом Черкассщины теперь легче судить вне города...

48. Автобус длинной дамбой переезжает Черкасское море, чтобы

49. через Яготин попасть в Переяслав-Хмельницкий. Когда-то торная дорога на Восточную Русь, по которой шло великое славянское переселение, ныне стало обычной дорогой по необычной дамбе, и мы катим по ней любопытными туристами...

50. Украинский музей деревянной архитектуры в Переяславе-ХмельницкомДревний Переяслав богат историческими памятниками, но, кроме того, он имеет на небольшом удалении от себя настоящее музейное село, где стоят десятки хат от первобытных языческих времен до совсем недавних, куркульских.

51. Хаты окружены огородами, которые смотрители возделывают, как свои собственные, что придает деревне еще больший эффект подлинности, а нам - праздничности.

52. Богато, чисто жили предки современных украинцев. Огромные хаты, выбеленные снаружи и убранные рушниками внутри, устланные пахучей травой, с бесчисленной утварью - они хоть кого расположат к восторгам и сентиментальности. Но ведь так оно и было! - Правда, не у всех и не во все времена. Не во все времена - вот это главное!

53. Когда украинский мужик не зависел от мертвящих поборов московского царя или от причуд жадной польской шляхты, он жил именно так, богато, на зависть всем соседям. Упорство в труде, щедрость земли, переимчивость чужих достижений - все это не могло не приносить обилия и довольства. И лишь опасности татарских набегов и запорожских неурядиц возмущали спокойное развитие этих мест...

54. Села жили тогда общинами, сами выбирали себе власть, судей. - Центральная площадь села! Площадь собраний как бы олицетворяла местную власть. Здесь же объявлялся сбор местного казачества в размере сотни или полусотни. Площадь была местом и торжища, ярмарки, и потому дома,

55. выходящие на нее, становились по обычаю торговыми рядами.

56. Однако, хозяйственный расцвет казацкой Украины не мог быть долговечным. Вслед за укоренившимися украинскими поселенцами, на эти земли начинают зариться польские шляхтичи, требуя от короля за свою службу - имений. И со времени Люблинской унии стали получать требуемое. Но как заставить работать на себя живущих на этой земле вольных людей?...

57. Сегодня польские пионеры с интересом смотрят на украинскую деревню. Возможно, некоторым из них приходится подавлять при этом некоторую неприязнь, воспитанную веками жестоких войн и взаимных расправ.

58. А началась эта братоубийственная рознь между поляками и украинцам именно с года Унии, когда была насильственно стерта граница между двумя родственными, но разными по культуре народами. Граница была снята, но образовавшаяся классово-национальная смесь дала убийственный взрыв, взрыв, затянувшийся на столетия.

59. Ведь шляхтичи, приезжая на пожалованные земли, начинали, прежде всего, строить себе и палаты, и дворцы, замки и крепости - как в Европе, но руками украинцев. А поскольку здешние мужики были ленивыми, т.е. избалованными

60. казачьей вольностью, и непривычны к подневольному труду, то следовало научить их силой. Пусть не сразу, но неуклонно. Нет, не будет так, чтобы "мужик жил пышнейше, нижли пан" - говорили паны.

61. И вот мужиков, прежде всего, переписывали в реестр, уничтожали общинное самоуправление и накладывали непосильные подати. А после разорения мужикам предлагалась фольварочная система, т.е. попросту говоря - коллективная барщина на барских полях, хлеб с которых шел в Европу на продажу. Прямо как в нашу коллективизацию.

62. Село! Село! Веселы хаты!
Веселы здалека палаты -
Бодай ви терном поросли!
Щоб люди й слиду не найшли,
Щоб и не знали, де й шукаты...
...Гуляэ князь, гуляють гости,
Ревуть палати на помости,

63. А голод стогне на сели.
И стогне вин, стогне по всий Украини.
Кара господова. Тысячами гинуть
Голодний люди. А скирти гниють.
А пани й полову жидам продають.

64. Вдумываясь в историю Украины, ее войн с Западом, видишь невиновность сторон, видишь трагическую неизбежность всего происшедшего: резни, революций, не раз превращавших украинскую землю в руины.

65. Конечно, Запорожская Сечь не могла не вмешиваться в происходящее закабаление Украины. Не могла не защищать своих родичей и своей православной веры. Постепенно она поворачивает оружие с Юга против Запада, раз за разом поддерживая восстания на Украине.

16-й век. Уже в 1591 году произошло восстание гетмана Косинского, в 1595 - восстание знаменитого Наливайко. Правда, последующие затяжные войны с Турцией и Россией прервали процесс закабаления и восстаний, но зато все начинается снова.

66. 17-й век1630 год - восстание Тараса Трясило. 1633 - восстание Сулимы, 1635 - Павлюка, 1637 - гетмана Остраницы. Все эти войны были неудачными. Западная техника и воинская выучка давали полякам многократное преимущество над вооруженными толпами крестьян. А от Запорожья помощь была еще не велика. Ведь многих казаков подкупала перспектива

67. королевской службы в реестровом войске и возможность самим выбиться в шляхту. Так и последняя польско-казацкая война 1638 года закончилась своекорыстным соглашением. Хотя почти вся Украина оставалась панской, но 6 тысяч реестровых казаков сохранили свое жалование. Шляхта могла праздновать победу и уж без опаски приступить к переустроению завоеванных земель на рабской основе. Но она ошибалась в своем самодовольстве! За последующие 10 лет народом был накоплен огромный запас ненависти.

68. И в 1648 году страна услышала о Хмельницком. Богдан был чигиринским сотником 50-ти лет, когда поднял восстание и стал фактически руководителем национальной революции.

69. Он был очень образован по тому времени. Учился в киевской братской школе, a потом в Иезуитском коллегиуме. Под его водительством казаки совершили два похода на Турцию. Два года он провел в стамбульском плену, много раз участвовал в казачьих депутациях на сейм и к королю. Богдан был богатым хозяином и осторожным человеком. Но в то время обнаглевшая польская шляхта перестала считаться даже с казацкой старшиной. Какой-то мелкий шляхтич Чаплицкий отнял у Хмельницкого и жену, и имение, а когда тот попытался на законном основании защититься и отомстить за оскорбление, то за польского шляхтича встал могущественный род магнатов Конецпольских. Хмельницкий был облыжно обвинен в государственной измене и бежал в Запорожье.

70. С прежней спокойной жизнью было покончено. Запорожье и вся Украина получили опытного и энергичного вождя. Его первым шагом было заключение военного союза с крымско-татарским ханством. Задача борьбы с поляками стала такой понятной, что необходимость этого противоестественного союза ни у кого из казаков не вызвала сомнения.

71. Именно союз с крымцами обеспечил быструю победу украинской революции над польским государством. Но этот же внешний союз и обусловил внутреннюю непрочность достигнутой победы. Украина так и не смогла стать на собственные ноги. Так, был ли прав Богдан, осуществив этот союз-измену? Опыт предыдущих восстаний свидетельствовал, что своей силой Украина освободиться не может. И потому этот шаг был одобрен народом. Но одобрила ли его история?

72. Обеспечив союз с крымским ханом, Хмельницкий стал слать по Украине зазывные листы - призыв к восстанию казаков и всех селян.

73. Видимо, не отставала в этой пропаганде и православная церковь. Ведь идеология всегда необходима победоносной революции. И хотя часть польской шляхты видела надвигающуюся бурю и готовилась к защите, но предотвратить ее уже ничто не могло.

74. В мае 1648 года произошла первая встреча части польских сил - с запорожцами и татарами - на Желтых водах в долине реки Тясмин. Поляки были уничтожены. Уничтожены коварно, после сдачи оружия и руками татар... Война пошла сразу же серьезно, на уничтожение.

Червоною гадюкою / несе река висти,
Щоб летили крюки в поля /Ляшкив-панкив йсти.

75. Оставшаяся часть польского войска отступила к Корсуни, к реке Рось, но не удержалась на этом рубеже, была окружена и попала в татарский плен...

76. В том же мае умер польский король, что, собственно, и завершило успех революции. Украина оказалась без панских войск, а Польша - без королевской власти.

77. Хмельницкий стал под Белой Церковью, сзывая к себе всех, способных носить оружие. И Украина поднялась. Как один - вплоть до Волыни и Подолии. С энтузиазмом принялась за очищение земли от панов и арендаторов, т.е. от поляков и евреев, и от их идеологических пособников - ксендзов и католических монахов.

78. Замки и крепости теперь их не спасали, ибо слуги и православные горожане раскрывали ворота для народной расправы. Поголовная смерть была единственным видом кары.

79. Кровь текла рекой. Все жестокости были превзойдены. Одних евреев погибло 250 тысяч. Просвещенной шляхты, наверное, еще больше. A с ними заодно гибло зачастую и православное дворянство. Под знаменем национального восстания свершалась революция социальная.

80. Как будто весь тот пот и жизни, которые польский Запад взял с украинских туземцев, чтобы выстроить здесь свою культуру, теперь был взят обратно кровью неудачливых панов - и за прошлое, и за будущее вперед. Тогда и родилась дьявольская народная поговорка: "Шляхтич та жид тильки печени добри".

81. При этом гибла и западная культура. Народ возвращался к отцовскому наследию, скидывая эту культуру, как лакейскую шкуру. Все сотни тысяч жертв, уничтожение культуры - можно ли их оправдать надеждой на укрепление украинской нации? На ее будущее? Даже если эта светлая цель была бы достигнута?

82. Но в том-то и дело, что эти жертвы не дали Украине ни доли, ни воли... А может, потому и не дали...

83. После следующей крупнейшей победы и позорнейшего поражения "всепольского ополчения" под Пилявцами Хмельницкий вступил в саму Польшу и встал перед ее ключом - крепостью Замостьем. Он был осторожен и не жаждал завоевания Польши. Тогда татарские загоны грабили и брали людей в рабство по всей Польше, вплоть до ее западных границ. Трезвый ум Хмельницкого подсказывал, что Украине трудно, невозможно стать самостоятельной в окружении своих великих соседей, и потому не надо спешить менять польское подданство на московское или турецкое ярмо, что следует добиваться автономии в пределах старого государства. И потому, дождавшись избрания на Сейме нового, угодного Хмельницкому короля, он подчиняется королевскому приказу и удаляется из Польши к удивлению и горю своих горячих соратников.

84. Триумфальным въезд Хмельницкого в Киев в конце 1648 года, изображенный знаменитым памятником, является одним из важнейших психологических поворотов в украинской истории. Ведь тогда-то и родилась украинская мечта о самостийности...

85. При звоне колоколов киевских церквей, выслушивая приветствия митрополита и духовенства, бурсацкие канты, посвященные "освобождению Руси от ляшской неволи". Хмельницкий, действительно, мог подумать о себе не как о подданном польского короля, а как о гетмане Божьей Милостью, монархе, а об Украине - как о суверенной стране, использующей противоречия между соседями и их военные силы.

86. Фактической же столицей Хмельницкого, вплоть до его смерти, становится - Чигирин, в 15 км. от которого в родовом селе Субботове он и похоронен.

87. Кстати, этот город основан князем Дмитрием Вишневецким, одним из первых деятелей украинского казачества, оставшимся в народной памяти, как казак Байда. А вот его потомок - Иеремия Вишневецкий, стал видным польским магнатом и самым способным противником Хмельницкого. Он прославился жестокостью своих расправ над украинцами. Так что украинки пугали детей именем "Яремы". Права народная мудрость: нет страшнее собственных отступников.

88. Чигирин сегодня - совсем небольшой, почти музейный город - так полон он Богдановой славой.

89. Над городом высился Богданова гора. На ней памятник великому гетману и рядом - каменный крест погибшим казакам. С этой горой и памятью о прошлом связано много

90. песен, легенд и стихов Шевченко. Недаром у лестницы, ведущей на гору, сидит каменный Кобзарь, поющий о прежней славе.

Слухайте ж, щоб дитям потим розказать,
Щоб и дити знали, внукам розказали,
Як козаки шляхту тяжко покарали
За те, що не вмила в добри панувать.

91. Для Шевченко Чигирин - святое место. Не только славы Богдана, но и как место сбора восставших веком позже гайдамаков.

Згадайте Богдана, / Старого гетьмана,
Будете панами,/ Та, як ми, з ножами,

92. З ножами святыми,/ Та с батьком Максимом
Сю нич погуляэм,/ Ляхив погойдаэм,
Та так погуляэм

93. Щo аж пекло засмиэтъся,/ Земля затрясеться,
Небо запалаэ.../ Добре погуляэм!"

94. Такова ядовитая погромная память этого маленького города. Ужасы Хмельнищины, через 100 лет их повторение гайдамаками - и всего этого мало. Шевченко зовет к ним вновь. И в следующем, уже нашем веке, на этой земле шествует новая революция, новые руины.

95. ...Но вернемся к событиям Хмельнищины. Зборовский мир был только передышкой. Восставшая Украина жаждала полного освобождения - не только от польских, но и от собственных панов.

96. А польская шляхта не могла примириться с потерей своих имений. И потому снова началась война. Но военное счастье теперь склонилось на сторону поляков. Собрав все свои силы, подкупив и нейтрализовав татар, они нанесли поражение украинскому казачеству под местечком Берестечком в 1651 году.

97. Мемориал в ПляшевоСейчас на поле битвы стоит монастырь, выстроенный в память о погибших казаках.

98. Ой, чого ти почорнило,/ Зеленоэ поле?
- Почорнило я од крови/ За вольную волю.
Круг мистечка Берестечка/ На чотири мили
Мене славни запорожци/ Свойм трупом вкрили...

99. Я знов буду зеленити,/ А ви вже николы
Не вернетеся на волю, / Будете орати
Мене стиха та, орючи,/Долю проклинати.

100. Собор-памятник построен в начале нашего столетия. Больше памятник, чем собор. И расписан для внешнего осмотра.

101. Трагедия украинского казачества, звезда которого так высоко поднялась, а с этого места стала клониться к упадку, даже столетиями позже волновала людей, любивших Западную Русь.

102. Ступени собора спускаются к огромному, как поле, кургану, насыпанному над костями тысяч людей, долгие годы лежащих здесь непогребенными. Что же случилось в этих местах?

104. А случилась решающая битва. Ибо в 48-м году судьба застала панскую Польшу врасплох, то теперь она напрягла все ресурсы ума и силы, ибо речь шла о жизни. Хмельницкий тоже не дремал. Ведь он уже хотел полной победы. Казацко-татарские силы были велики. Но когда в решающий момент татары отказались от поддержки, военное превосходство казаков зашаталось.

105. В тот страшный час Хмельницкий как будто потерял голову. Он бросил войско и помчался к татарам, то ли уговаривать их, то ли спасаться бегством. Снисходительная к нему современная история говорит о Богдановой самоотверженности и о коварстве татарского хана, продержавшего гетмана в плену как раз на время гибели казацкого войска.

106. Но поначалу оно и не думало гибнуть. Используя выгоды местности, где с двух сторон их окружали непроходимые болота, под предводительством полковника Богуна, казаки защищались хорошо укрепленным лагерем. После 10 дней боев Богун решил пробивать оборону, чтобы сохранить основные силы украинской армии. Он навел через болота мосты и начал методически выводить войска.

107. В память об этом исходе от главного собора-памятника ведет через курган-могилу к этой трехглавой церкви подземный склепный ход... Успешности исхода, однако, помешало социальное недоверие в самом казачестве. Обнаружив державшийся в секрете исход, беднота взбунтовалась и кинулась к мосту, позабыв о битве. Этим воспользовались поляки и, смяв оборону, ворвались в лагерь. Лишь немногие смогли спастись из той ловушки, которую казаки устроили сами себе - как из-за связи с татарами, так и из-за взаимного недоверия.

108. Не только здесь, но по всей Украине стали появляться массовые казачьи могилы.

109. По полям Украины потянулись вновь караваны невольников в Туретчину. В 1648 году татары уводили поляков по наущению Хмельницкого, а сейчас, по польскому разрешению, накинулись на украинцев. Стон и плач стояли от вчерашнего союзника.

110. Однако революция не загасла. Скоро Хмельницкий оказался в центре Украины, где началась затяжная партизанская война. Жители сжигали свои дома, как бы отрезая все пути к замирению. И потому поляки должны были пойти на мир с Хмельницким, правда, более выгодным им, чем прежде. Снова восстанавливались панские привилегии, число свободных казаков сокращалось, украинская автономия официально упразднялась.

111. Недавно возникшая мечта Богдана о своем самодержавии пока не осуществилась... Казалось - ну и что с того? Разве факт мирного договора, то есть признание фактической украинской власти не важнее бумаги о подданстве польскому королю? Разве официальное согласие с присутствием польских панов на Украине важнее их фактического усмирения? - Ибо теперь, в окружении вооруженного населения, паны быстро потеряли свою спесь и жадность.

112. Первый этап украинской революции закончился официальным поражением и фактической победой. Украина осталась в составе Речи Посполитой, но уже в качестве самостоятельной силы. Равноправие с другими землями еще не было закреплено законодательно, но ведь не все делается сразу! Конечно, польские паны пытались бы вернуть себе потерянную власть, но при твердой самозащите можно было упрочить украинскую автономию и без роковой помощи извне. Отказ от экстремистских мечтаний о полной самостийности и верность простым жизненным интересам могли бы привести к расцвету украинскую нацию в составе польского государства.

113. Во всяком случае, иностранные путешественники тех времен говорят, что, несмотря на все тяготы и опасности гражданской войны, украинские села буквально расцвели.

114. Так, летом 1654 года дьякон, сопровождавший антиохийского патриарха Макария, писал: "О, какая это благословенная

115. страна! Умы наши поражались при виде множества детей всех возрастов, которые сыпались, как песок.

116. Множество домашней птицы и животных, особенно свиней, огромные разнообразные посевы, сады и огороды, рыбные пруды и мельницы...

117. Но еще больше приводит в восторг дух народа. Многочисленные храмы, большей частью только что отстроенные, отличаются красотой своей постройки и живописностью своих икон. Казацкие живописцы заимствовали красоты нового стиля от франкских и ляшских живописцев, и теперь пишут православные образа, будучи обученными и искусными.

118. Прекрасное стройное пение вызывает восторженные похвалы. Общественные пекарни и странноприемные дома, распространение грамотности - после освобождения люди предались с большей страстью учению".

119. Таковы были первые результаты жизни народа в первые годы революционного освобождения.

120. За недолгое время своего пребывания на Украине мы три раза соприкоснулись со свадьбами. XX век, но привычки к гулянию и общению - прежние, и тяга к старинным обычаям тоже.

121. И вот современная невеста идет по улицам своего городка в присутствии многочисленной родни и знакомых.

122. Кланяется каждому встречному и прохожему, даже мальчишке, прося у них прощения и доброго пожелания на будущую семейную жизнь. Наша современница кланяется людям так же, как и сотни лет назад, когда без их помощи и участия невозможно было растить детей в украинских злых просторах.

123. Конечно, от старых обычаев осталось немного. Больше в памяти старых людей, но и сохранившееся свидетельствует о богатых возможностях развития украинских селян.

124. Такая возможность, казалось, наступила на первом этапе хмельницкой революции... Но не компромисса хотели паны, а полного господства. Не слушая собственного короля Яна Казимира, забывая о собственных обещаниях, они раз за разом пускались в контрреволюционные авантюры.

125. Не равноправия жаждала католическая церковь, а господства над православными "схизматиками". Попытки закрывать православные храмы или переделать их в католические - насыщали страну грозовым электричеством религиозных распрей.

126. И горьким запоздалым прозрением служит сожаление Тараса Шевченко, увидевшего, что и украинцев, и поляков в равной степени задавило русское самодержавие.

127. Возможно, именно здесь, в корсунском старинном парке на скалистых берегах Роси, у знаменитого шевченковского каштана, родились эти строки:

128. Ще як були ми козаками,/А Уний не чуть було,
Отам-то весело жилось! / Братались з вольными ляхами,
Пишались вольными степами,/ В садах кохалися, цвили,
Неначе лилий, девчата. / Пишалася синами мати,
Синами вольными... Росли, / Росли сини и веселили
Старий скорбний лита.../ Аж поки именем Христа

129.Прийшли ксьодзи и запалили / Наш тихий рай. И розлили
Широке море сльоз и крови,/ А сирот именем Христовым
Замордували, розпъялы...

130....Отак-то, ляше, друже-брате! / Неситий ксьондзи, магнати
Нас поризнили, розвели, / А ми б и доси так жили.
Подай же руку козакови / И серце чистоэ подай!
И знову именем Христовым / Возобновим наш тихий рай.

131,132. Не хотели украинской свободы и татары. Им, специализировавшимся на работорговле славянами, была выгодна эта междоусобица. На Украину они смотрели, как на человечий табун на откорме, из которого следует периодически отлавливать рабов на рынок.

133. Не того хотели и русские. Их цари мечтали о расширении царства, клоня дело к объединению на своем западе сначала всего славянского, а потом и остального мира. Веками вырабатывалась их тактика: разжигать у соседних народов стремление к независимости, обещать помощь единоверцам, а уж потом, надорвав их связи с прежним государством и не дав помощи, достаточной для победы, ждать, когда измученные восстаниями единоверцы сами просили русского подданства, добровольно просились в холопство.

134. Не хотели мира для Украины в составе Польши и православные идеологи, священники и монахи, не для того они поднимали народ на восстание за святую веру, чтобы уступить часть своей паствы проклятым католиком. Война с католиками до полного отделения - вот их принцип.

135. Не о том мечтала и казацкая старшина во главе с Хмельницким. Ее теперь устраивала только полная самостийность и самодержавие.

136. Даже украинские крестьяне и те не желали мириться с Польшей. Да они и вообще не хотели никакого государства, никаких господ, никаких налогов. И в любой момент были готовы подняться и уйти на Дон, к русским казакам, чтобы только не мириться с государственными тяготами.

137. ...Казацкая круглая церковь в Богуславе как бы парит над районным базаром, как бы освящает вольным духом казацких потомков.

138. Степи уже давно нет, распахана, разворочена, перегорожена. Вольница давно устоялась в оковах русского самодержавия, однако круглая церковь все еще стоит над базаром...

139. БогуславМы вошли в небольшой украинский городок Богуслав, наверное, почти не изменившийся со времен Хмельницкого.

140. Только значения тогда у него было много больше. Ведь здесь формировался один из 24 украинских полков.

141. Последующая история оставила его в забвении. И живущие в нем наши родственники искренне жалуются на тоску и убогость местной жизни.

142. Но не получают от нас большого сочувствия, т.к. мы с интересом знакомимся с жизнью города, столь типичного для широкой Украины.

143. Эти небольшие горбатые улочки с одноэтажными в зелени домиками вводят нас в пугливый мир нарождавшегося украинского горожанина, зажатого между казачьими грабежами, польской наглостью и еврейской конкуренцией.

144. О том, чтобы взять власть в свои руки и стать, например, вольным городом, о том, чтобы руководить политикой, и через короля скрутить своеволие польских панов и украинских атаманов - не могло быть даже мечты. В слабости городской культуры - одна из главных причин украинской трагедии.

145. Со всех сторон сюда приходили завоеватели и оседали в городах и замках, стенами отделяли цивилизацию от украинцев. А там, где украинцы все же зацепились за городскую почву, их раз за разом отрывало чувство родственности к деревенским повстанцам. Они продавали свое имущество и становились казаками.

146. И горьким парадоксом оборачивалась щедрость украинской земли, настоящей духовной пустыней. Очень редко природная талантливость пробивалась на этом ветру. К таким народным талантам принадлежал, например, Григорий Сковорода,

147. преподававший веком позже вот в этой Переславской бурсе и иных украинских "академиях".

148. Странствующий философ, деревенский проповедник... Из тех обрывков латинской учености, которые попадала с западного стола, он выработал цельное и оригинальное мировоззрение: Он был как раз из тех учителей и мудрецов, народных просветителей, которые способны заложить основы самостоятельной культуры.

149. Мы зашли в тенистый дворик старинной бурсы и дальше - под темные своды класса... Здесь пробивались первые всходы украинской интеллигенции. Но под жгучим солнцем и степными ветрами они быстро превратились в националистический и революционный чертополох.

150. Не всходило добром семя Григория Сковороды и других деятелей украинского просвещения. Неужели так было и всегда будет?

151. На Роси до сих пор пасутся городские утки и гуси. Богуслав до сих пор похож на большое село. Украинские города так и не смогли стать городскими, т.е. буржуазными по духу, не смогли оторваться от сельских идеалов и интересов. И потому не могли родить современной нации.

152-157.

158. Переяслав-ХмельницкийПрибрежные трубежские деревья закрывают общий вид древнерусского города с его церквями и собором.

159. Город здесь, на границе со Степью, стоял с незапамятных времен, и от победы над печенегами получил свое имя.

160. В память о нем русские, переселявшиеся на Северо-Восток, назвали новые города - Переяславлем-Залесским, Переяславлем Рязанским. А сегодня и сам древний Переяслав получил прозвище Хмельницкого, ибо именно здесь Украинская Рада по предложения Богдана приняла решение о переходе в подданство русского царя.

161. Мы приехали в Переяслав воскресным утром. Город туристов и музеев, объявленный символом братского воссоединения народов, предстал перед нами громадным базаром.

162. Но нас все же больше интересовали древние памятники. От начальных лет осталось совсем немного... А этот монастырь - Вознесенский, родился уже в конце 17-го века.

163. Рядом колокольня. Она постарше. На ее стене -

164. знаки гетманского достоинства - самостийная булава и православный крест. Вот предел мечтаний наших предков, вот ценности, за которые они дрались и на чем погорели. Лучше бы они боролись за одно солнце, за саму жизнь под ним...

165. Знаменитая площадь, на которой в 1654 году собралась казацкая Рада, совет от всех полков, городов и отрядов. Где Хмельницкий январским днем задавал Раде вопросы: "Под кого хотите: под татарского ли хана, турецкого ли султана, польского ли короля или нашего, русского, православного Царя-Надежду?"

166. А подговоренные выборные кричали нестройно: "Хотим под русского царя, и к черту ляхов!" А рядом уже стоял русский боярин и держал заготовленную грамоту: Русский милостивый царь-батюшка соглашался принять своих верных украинов, подтверждал им все вольности и никаких налогов! Т.е. все, что они хотели. И обещал помощь в придачу. Ибо прекрасно знала московская дипломатия: можно обещать сначала все, что угодно, а дальше видно будет.

167. Многие церкви Переяслава сохранились с тех стародавних времен. С ними можно разговаривать, как со свидетелями бурных событий, последовавших за так называемым братским воссоединением, которое ни Хмельницкий, ни казаки не принимали всерьез. Сколько раз они клялись в верности и Варшаве, и Стамбулу. Теперь поклялись Москве - ну и что с того?

168. И вот соединенные русско-казацкие войска совершают победное шествие в Польшу и Литву, почти поставив их на колени. Казалось, звезда Хмельницкого снова поднялась высоко, и расчеты его верны. Свое же подданство русскому царю он трактует, как формальность.

169. Однако совсем иное думала Москва. Хмельницкий ведет себя независимо - что ж, надо его проучить. Царь заключает мир с Польшей в 1656 году, - по разделу Украины! Даже не поставив в известность украинского гетмана. Ведь цари не спрашивают совета у своего холопа.

170. Мечта Хмельницкого о независимости снова оказалась под угрозой, теперь уже безнадежной. Старый гетман еще пытается выкарабкаться из западни, спасти свою державу, опираясь на помощь шведов и венгров, но под русским нажимом и угрозой ближних русских войск он смиряется, а через год, в 1657 году - умирает, оставив власть юному сыну Юрию.

171. Богдан Хмельницкий - исключительная личность в украинской истории. 9 лет он был правителем фактически независимой Украины, и потому благодарная народная память окружила его имя легендами. Однако, по иному она оценивает заключенный им союз с русским царем, с москалями.

172. Ой, Богдан, Богданочку! / Якби була знала, -
У колисци б задушила,/ Пид серцем приспала.
Степи мой запродани / Жидови, нимоти,
Сини мой на чужини, / На чужий роботи.
Днипро, брат мий, висихаэ, / Мене покидаэ.
И могили мой мили / Москаль розриваэ...
Ой, Богдане! / Нерозумний сину!
Подивись тепер на матир,/На свою Вкрайну.

173. Сегодня официальная пропаганда превозносит переяславскую акцию Богдана, как историческое событие. Необходимость удерживать украинцев в орбите самодержавной власти - вот главная причина раздутия этого мифа. На деле - это лишь памятник государственной пропаганде.

174. Истинные же свидетели - украинские церкви напоминают о том, что сразу после смерти Хмельницкого договор с русскими был расторгнут гетманом Выгодским, поддержанным всей старшиной и даже духовенством. Выгодский тогда сделал первую попытку вырваться из русского капкана.

175. Через три года после Переяславской Рады Украина снова вошла в состав Речи Посполитой на довольно свободных условиях Гадяцкого договора. Но эти же старинные

176. церкви могут поведать и о том, что попытки эти оказались запоздалыми,

177. что украинский народ за последующие десятилетия раскололся. Те, кто жаждал спокойствия под русским царем, переселился к России поближе, на левую сторону Днепра, те же, кто боялся восточного рабства, оставались на Правобережье, ближе к полякам.

178. Так, национально-освободительная война на Украине со смертью Богдана превратилась в гражданскую войну самых украинцев, левобережных и правобережных. Единого народа не стало, но мечты о цельной самостийной Украине сгладились не сразу.

179. Когда в 1667 году Польша и Россия заключили Андрусовское перемирие, т.e. окончательно договорились о разделе Украины по Днепру, гетман Правобережья -

180. Дорошенко решил призвать третью силу - турок для объединения Украины.

181. Турция давно следила за распрями в "Ляхистане" и готовилась урвать свой кусок добычи.

182. Летом 1672 года в Подолии появилась на соединение с казаками 300-тысячная янычарская армия во главе с самим султаном Махмудом. О польском сопротивлении не могло быть и речи. Все крепости сносились с лица земли. На всем пространстве стояло сплошное зарево. Носились клубы дыма...

183. По Бучацкому договору Подолия становилась Турцией, а гетманщина - формально, независимой Украиной под управлением Дорошенко и покровительстве Турции. Однако турецкая помощь, связанная со своеволием и грабежами янычар, оказалась еще тяжелее польской или московской. Никакие призывы и увещевания Дорошенко не помогали.

184. Народ покидал родные места и переселялся на свободные земли Левобережья. Пустели села, пустели города, местечки за местечками... Обозы с пожитками тянулись через Черкассы и Канев. "Истощенные, бесприютные и голодные, даже без лошадей, поиздыхавших от бескормицы,

185. они шли через Днепр на Восток. В 1674 году переселились на Левобережье уманский и брацлавский полки. В 1675 году - корсуньский полк. Ничего нельзя было сделать, когда сам народ покидал свою землю, предавал свою родину. Наконец, в 1676 роду к русским перешел и сам Дорошенко, отказавшись от гетманского звания и своей мечты. Он окончил жизнь в московской ссылке.

186. С переходом Дорошенко Украина снова объединилась с Россией, но в очередной раз царская Россия предала украинское единство: вместо помощи русские бояре фактически саботировали ее оборону от турок. А в 1681 году заключили Бахчисарайский мир, по которому все Правобережье от Киева оставалось за Турцией. По этому же договору оставшихся жителей центральной Украины согнали, а земли их сделали нейтральной пустыней. Столь удобно разрешился для трех соседних держав украинский вопрос!

187. Послереволюционная "руина" достигла апогея.

188. "Роскошные нивы заросли бурьяном. Нигде нет жилья человеческого, ни призрака стад, которыми еще так недавно славилась Украина. Одичавшие собаки вели ожесточенную войну за существование с волками. Расплодились козы, лоси, медведи, начали появляться даже дикие кони. Можно было видеть только безлюдные стены, покрытые мхом и поросшие бурьяном, служащие прибежищем гадов.

189. За 5 дней пути не встретишь ни души. Прекратилось движение, заросли дороги. Лишь немногочисленные караваны верблюдов под сильным турецким конвоем ходили меж Каменцем и Шарполем".

190. Таков конечный результат первой победоносной украинской революции через четверть века после ее начала.

191. г. КорсуньЕще один древний город центральной Украины, ведущий свое начало от Ярослава, а имя - от крымского Херсонеса, давшего Руси христианство.

192. Сегодня он пропагандируется в основном как музей корсунь-шевченковской битвы в последней войне, как выставка военной техники тех лет.

193. Нас же, как и других туристов, он привлекает к себе чудесным парком со старым замком на причудливых скалистых островках реки Рось...

194. 1648 год - никого ничему не научил

195. паны и конфедераты превращали украинцев в рабов,

196. кочмари выжимали хохлов досуха...

197. А украинцы - бунтовали!

198. Мы же при встрече с польским замком, выстроенным графом Вишневецким в 18 веке, вспомним время после Хмельнищины.

199. Когда никто ничего не забыл, но ничему не научился.

200. ГайдамачинаВместо казаков появилась на Украине гайдамаки, казацкие партизаны, открывавшие по весне войну с панами. И не было конца этой войне, даже когда в усмирении гайдамаков стали принимать участие русские войска. А два раза - в 1735 и 1768 году русским приходилось усмирять почти общенародные восстания правобережных украинцев.

201. Сегодня на Гетманщине нет памятников бушевавшей два века назад Колиевщины и ее вожакам. В главных пунктах этого восстания стоят лишь памятники последней войны

202. солдатам 1944 года, потомкам и наследникам Железняка и Гонты.

203. Колиевщина началась, по описанию Шевченко, по сигналу, с благословения православных священников и с захвата небольших городков вроде Лысянки и Звенигородки.

204. А потом поднялся весь народ, с каждым часом увеличивая повстанческие войска, убивая поляков и евреев везде, вплоть до укрепленной Умани. "Освященные" ножи селян принесли горя не меньше, чем современные бомбы и снаряды.

205. Горить Смила, Смилянщина / Кровью пидпливаэ.
Горить Корсунь, горить Канив, / Чигирин, Черкаси;
Чорним шляхом запалало, / И кров полилася

206. Аж у Волинь. По Полисси / Гонта бенкетуэ,
А Зализняк в Смилянщини / Домаху гартуэ
У Черкассах, де й Ярома / Пробуэ ниж свячений...

207. Улици, базари / Крылись трупом, плили кровъю.
- Мало клятим кари!/ Ще раз треба перемучить,
Щоб не повставали / Нехрещени, кляти души.

208. -Дайте ляха, дайте жида!! / Мало мени, мало!
Дайте ляха, дайте крови / Наточить поганых!
Крови море... мало моря...

209. Но хватит древних ужасов, хватит шевченковских стихов. Самое ужасное, что это же - стихи, это почти народные песни и думы, а мы все еще удивляемся, откуда взялось горючее для нашей новейшей истории.

210. Автор этих ужасных стихов - Тарас Григорьевич Шевченко, уроженец центральной Украины и великий национальный поэт, наиболее полно выразивший сумрачную душу украинского народа.

211. Гранитные и позолоченные памятники Тарасу Шевченко поставлены по всем городам Украины, наряду с памятниками Богдану Хмельницкому и Владимиру Ленину.

212. Шевченко стал между ними, как связующее звено...

213. Бедное сиротское детство в деревне Кирилловна, в самый разгар крепостничества на Украине. Рабство с раннего детства, и в то же время -

214. - буйные предания и песни родной земли. Образ Кобзаря, народного певца и яростного пропагандиста казацких восстаний, так крепко вошел в его душу, что стал главной жизненной задачей. Певец, призывающий к восстанию, к морю крови - это не Тарас, это сама древняя яростная народная душа в нем говорила.

215. А потом была учеба грамоте у пьянчуги-дьячка. А потом взяли в Петербург, и западное образование легло на бунтующее сердце. Добрые русские баре выучили и даже выкупили из рабства талантливого украинского юношу, но что он мог сделать со своим сердцем?

216. - И вырос из мальчика утонченный и самолюбивый художник и поэт, эстет по виду, большевик-разрушитель по глубинным стремлениям. Высшая культура, помноженная на вековую ненависть - страшное оружие.

217. Как только Тарас стал самостоятельным, почувствовал, что его главное призвание - в поэзии, и нашел единомышленников в Кириллово-Мефодиевском подпольном обществе, так и родились у него эти кровавые бунтарские строки, расплатой за которые стали тюрьма и ссылка.

218. Ожесточенно борется он и с либералами, которые не могут приветствовать народных расправ, посылая проклятья тем, кто "ни зважает Гонту".

219. Призывы к морю крови в нем сочетались с удивительной душевной нежностью и сентиментальностью. Сколько слез он пролил над судьбами украинских дивчаток, обманутых панами и москалями, сколь жалобно описывал судьбы сиротинок, как тосковал по родным зеленым садочкам. И может, эта чрезмерная чуткость и жалостливость и питали его яростный гнев, его ужасные призывы,

220. сделавшие его первым украинским поэтом не только для народа, но и для всех политиков на украинской земле - от большевиков до самостийцев и даже фашистов. Все клялись его именем, все жалели Украину и призывали покарать ее врагов.

221. г. КаневКанев выглядит ухоженным киевским пригородом, так часто сюда совершаются паломничества с Киева и со всей Украины, так важна могила Кобзаря для украинских патриотов.

222. На удbвление нам, Канев, основанный в 11-м веке, сохранил свой соборный городской храм.

223. Этот кирпич - почти ровесник городу.

224. Службы, конечно, нет. Ее заменил музей, "естественно", "по просьбе населения", под властную диктовку.

225. Но даже музей выхолощен. Напрочь освобожден от истории, от ее тягостных уроков. В нем - только собрание предметов декоративного творчества, объектов официальных похвал и восторгов. Но Бог с ним, с этим музеем!

226. Поднимемся по высоченной лестнице вместе со всеми к главной украинской святыне - к могиле Кобзаря на приднепровской горе... Великолепная гранитная лестница поднимается тяжелыми похоронными маршами,

227. чтобы выйти, наконец, наверх, полностью подготовить душу паломника к предстоящему таинству поклонения и клятвы.

228. Сохранился старинный дом, в котором когда-то Шевченко жил в усадьбе своих друзей.

229. Рядом огромный музей жизни и творчества, уступающий по масштабам лишь ленинским музеям.

230. Сохраняется первоначальный чугунный памятник.

231. Но вот и сам памятник, вознесший Кобзаря высоко-высоко, над всем украинским миром, над всеми украинцами, твердящими эти строки наизусть

233. Як умру, то поховайте / Мене на могили,
Серед степу широкого, / На Вкраини милий,
Щоб дани широкополи, / И Днипро, и кручи

234.Було видно, було чити, / Як реве ревучий
... Поховайте та вставайте,/ Кайдани порвите
И вражою злою кровъю / Волю окропите.

235. И мене в симъй великий, / В симъй вольний, новий,
Не забудьте помянути / Незлим тихим словом.

236. Вся Украина, вся страна твердит эти "незлые" строки о потоках вражьей крови. Чья же это кровь? Где эти враги? Почему жив и все возвращается этот культ? Почему он не умер? Когда же станет иначе на ласковой Украине?

237. - Не знаем, не знаем, не знаем.

238. г. КиевВот мы и добрались до столицы Украины, до ее современной и будущей истории. Великолепна панорама древнейшей столицы всея Руси,

239. раскинувшейся на зеленом днепровском берегу вокруг храма Софии.

240. Ближе к берегу видна Киево-Печерская Лавра и Выдубецкий монастырь. На поклон к киевским праведникам и угодникам издавна ходили все православные...

241. Киев церквей и монастырей оказался главной идеологической твердыней украинцев в их противостоянии Польше, но не против православной Москвы. Со времен татарского разора Киев не был в центре украинской истории. Она текла южнее - в Гетманщине и Запорожье. Но духовному вождю и не пристало быть в центре вооруженных восстаний. У него иное предназначение.

242. Здесь, в резиденции киевского митрополита работала и первая славяно-греко-латинская академия. Здесь западная образованность обращалась на дело защиты православной веры. Здесь переводились на украинский язык и казацкие нравы плоды западного просвещения, превращаясь в адскую горючую смесь бурсацкой вольницы. Опасности какого обучения учителя понимали, но они не могли поступить иначе.

243. Ибо запад был рядом и угрожал поглощением. Поблизости от Крещатика, когда-то крестившего древних киевлян, строились католические соборы, грозившие превратить православных не столько в поляков, сколько в холопов и рабов.

244. Не удивляйтесь странности этих кадров, это фотографический брак, результат наложения европейских кадров - на азиатские.

245. Но мне, правда, кажется, что это наложение хорошо выражает деформированность киевского развития...

246. Запад наступал по Крещатику в блеске технических знаний и интеллектуальной культуры, военной организации и завидной по красоте жизни.

247. Православие могло отразить это наступление только усвоением приемов и оружия противника, только обучением. Но как сегодня марксистская пропаганда, борясь с буржуазной идеологией, на самом деле сама перерождается в ревизионистскую ересь, так было и раньше. При этом византийские православные кубы церквей приобретали барочные главы, а в православии возникала украинская ересь.

248. Православные храмы в Киеве довольно сильно отклонились от древнерусских образцов, но своего имени и содержания своего православия они не потеряли. Здесь был передовой рубеж. И этот рубеж русского православия и польского католицизма воспитывал мечту о самостийности Украины.

249. Сегодня старый Киев сложен в основном из многоэтажных домов конца прошлого и начала нынешнего веков, с пышными лепными украшениями и бледно-зеленой или синей

250. по белому раскраской - излюбленными на Украине сочетаниями.

251,252. Сохранившееся - результат недолгого успокоения в гигантском теле имперской России, когда казалось, что правда на стороне отрицателей украинской самобытности. "Нет Украины, есть лишь русские в Малороссии". Но как долго продлится это успокоение?

253. И думается нам, чем больше будут усилия русифицировать Украину, лишить ее польских корней, западных привязанностей, тем упорнее будет ее отпор, тем ужаснее конечная реакция... Древняя казачья кровь все бродит в современной самостийщине. Запорожские легенды просвечивают киевские стены.

254. Несладко ходишь по городу, думая об этих вещах...

255-256.

257. Государственный университет в Киеве производит гнетущее впечатление, главным образом, из-за плотоядно-кровавого цвета стен. Говорят, он был одним из возбудителей революционной анархии на Украине в 1905 году, храня традиции киевских академий и бурс. В наказание и позор царь повелел выкрасить университет красной краской.

258. Однако никто не умер от позора, а напротив, возгордился, продолжая и сегодня выполнять царскую волю и утверждая студентов в кровавом радикализме. Уроки истории снова не пошли впрок.

259. Из красных стен выступают черные памятные доски о революционных подвигах. Мы же вспоминаем о расстрелах в подвалах, об арестах на улицах, о голоде при урожае, о Бабьем Яре.

260. Но это мы - приезжие, а здешние люди, погруженные с детства в поэтические думы кобзарей о морях крови, наверное, неспособны ужасаться этим черным доскам.

261. Красна до черноты украинская история, и потому безрадостно ее будущее.

262. Но нет, не мирится душа с таким прогнозом. Ведь здесь жил Григорий Сковорода. Ведь с Украины вышел великой демократ Короленко. И их нравственная и правозащитная традиция живет в современных украинских диссидентах. Мирное отстаивание своих коренных прав, отбираемых местными и пришлыми насильниками - наверное, это единственный выход из украинской трагедии, единственная альтернатива.

263. Уже 30 лет, как нет на Украине казаков. Последними были бендеровцы. Как перестали греметь выстрелы, так богатеют и самоосвобождаются люди. И каждый такой мирный год укрепляет наш оптимизм, нашу надежду на будущее этой многострадальной страны.

264. Русские украинского происхождения, мы были в Киеве гостями, и не могли не думать об украинских уроках, о выводах из украинской истории - для всей России. Не ждет ли и ее такая затянувшаяся кровавая судьба?

265. Не могли не бояться: хватит ли у нас у всех энергии и открытости, чтобы противостоять этим кровавым традициям?

266. Давайте не терять надежды!




Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная.