Том 15. Южная Россия

"Тамбовщина"

Смотреть онлайн в браузере (качество 720)

Смотреть на YouTube (качество 480)

Все слайды на Яндекс.Фото

  Смотреть на YouTube

  Смотреть онлайн в браузере

  Отдельные слайды



1. "Русское Черноземье"-1985г. ч. XI."Тамбовщина"

2. (карта)

3. "Земля и земства" - Державин, Баратынский, Чичерин...

4. Е.А.Баратынcкий (1800-1844) "Деревня"

5. Я возвращуся к вам, поля моих отцов,
Дубравы мирные, священный сердцу кров!
Я возвращуся к вам, домашние иконы,
О дом отеческий! о край всегда любимый!
Родные небеса! Незвучный голос мой
В стихах задумчивых вас пел в стране чужой;
Вы мне повеете спокойствием и счастьем...

6. Спокойный домосед, в моей безвестной хате,
Укрывшись от толпы взыскательных судей
В кругу друзей своих, в кругу семьи своей,
Я буду издали глядеть на бури света,
Нет, нет, не отменю свящ енного обета!...

7. Я с детства полюбил сладчайшие труды.
Прилежный мирный плуг, взрывающий бразды,
Почтеннее меча, полезный в скромной доле,
Хочу возделывать отеческое поле...

8. Мне дряхлого отца сыны трудолюбивы
Помогут утучнить наследственные нивы.
А ты, мой старый друг, мой верный доброхот,
Усердный пестун мой, ты первый огород
На отческих полях разведший в дни былые,

9. Ты поведешь меня в сады свои густые,
Деревьев и цветов расскажешь имена,
Я сам, когда с небес роскошная весна
Повеет негою воскреснувшей природе,
С тяжелым заступом явлюся в огороде,
Приду с тобой садить коренья и цветы.
О подвиг благостный! Не тщетен будешь ты:
Богиня пажитей признательней Фортуны...

10. B осенний ясный день я вам, друзья мои,
У брега насажу лесок уединенный,
И липу свежую, и тополь серебренный;
В тени их отдохнет мой правнук молодой,
Там дружба некогда сокроет пепел мой,
И вместо мрамора положит на гробницу
И мирный заступ мой, и мирную цевницу.

11. Лиля: Без энтузиазма мы приступали к знакомству с Тамбовской землей. Но ведь нужно хоть раз в жизни увидеть свою собственную страну, Россию, зачерпнуть из опыта ее земли и памяти ее великих сынов. И мы не обманулись.

12.Тамбовщина (история возникновения) в междуречьи Дона и Волги, стала осваиваться как часть России довольно поздно, с середины 17 века,

13. по мере отвоевания южной степи. Но и раньше сюда приходили русские с Рязани, но не как завоеватели, а как соседи изначальных финских племен мордвы и мещеры. Так что русское заселение начиналось в Тамбовщине мирным, естественным путем, каким в старые времена и была создана киевскими славянами Великороссия. Но близкая степь мешала мирной колонизации, и Российской эта земля стала только с приходом московских войск, с основания крепости Тамбова. Синтезом лесной мордвы, луговой мещеры, степных кочевников под гегемонией русских переселенцев и царской власти стала

14. Тамбовщина. Каким синтезом? Как отвечала эта девственная земля на приход наших предков? Как меняла и в чем еще изменит?

15. Проезжаем Мичуринск - бывший Козлов, второй по значению город в этой сельской области. И... не решаемся останавливаться в нем, узнав от попутчиков, что старинных зданий и церквей в нем сохранилось очень мало. Мы лишь прогулялись по его привокзальной площади

16. с памятником Мичурину и попытались понять. Бывшая засечная крепость - вдруг выдвинулa самым знаменитым своим горожанином не полководца-царедворца, а садовода, человека такого мирного и скромного труда. Но ведь это так по-тамбовски!

17. Тамбов По нынешним масштабам областных столиц, Тамбов нельзя назвать крупным городом. В нем менее 300 тысяч из полутора

18. миллионов жителей области. Но вид его с привокзальной площади - комфортен и современен. По этой широкой улице мы и

19. пошагали к недалекому центру над рекой Цной.

20. Областной исторический и художественный музей расположен в

21. бывшем Казанским соборе. Он стоит на месте старинной крепости, а рядом с ним сквер и Октябрьская площадь. Часы, проведенные в

22. музее, помогли чуть избавиться от вопиющего невежества в тамбовской истории, узнать о первых насельниках земли и первых губернаторах, поэтах и земских деятелях, революционерах и антоновском восстании.

23. 1636г. - год основания. Город на Цне возник после Смуты повелением царя Михаила, как крепость Белгородской засечной границы. Строил его стольник Роман Федорович Баборыкин, который и был тут первым воеводой "три лета", сводя на новую землю "людишек с Рязани, Коломны и иных мест".

24. Долгие века до русских река Цна была меридиональной границей между финскими аборигенами - мордвой с востока, мещерой с запада.

25. С севера их поджимали рязанские колонисты, с юга - степные грабители. Засечная линия изменила ситуацию, отключила во многом степняков и отворила пути с севера, заключила под русских и мордву, и мещеру,- последнюю до полного исчезновения.

26. Покровский собор В послепетровское время Тамбов оказался в глубине империи и, конечно, потерял военное значение. Но ему повезло, и взамен уездного захолустья судьба в виде указа Екатерины назначила ему с 1774 года быть центром наместничества,

27. а еще через 20 лет - губернии. Под властью полномочных царских наместников и губернаторов, и начала формироваться эта земля.

28. Одним из первых тамбовских губернаторов был лучший екатерининский поэт и видный государственный деятель Гавриил Романович Державин. Уроженец Казанской деревни, потомок древнего дворянского рода Державы, "Гавриил-губернатор тамбовский", при исключительной честности и преданности державе, был необыкновенно трудолюбив и талантлив. Потому даже в тот беспутный век он прошел без всякого блата тернистый путь от солдата до управителя сената, министров финансов и юстиции... Путь же обычного екатерининского вельможи-хапуги вызывал у него только насмешливое презрение.

29. Что мне суетиться, /Вьючить бремя должностей,
Если мир за то бранится, /Что иду прямой стезей?
Пусть другие работают, /Много мудрых есть господ:
И себя не забывают, /И царям сулят доход.
Но я тем коль бесполезен, /Что горяч и в правде черт,-
Музам, женщинам любезен/ Может пылкий быть Эрот.
Стану ныне с ним водиться,/ Сладко есть, и пить, и спать;
Лучше, лучше мне лениться, /Чем злодеев наживать.
Полно быть в делах горячим, /Буду лишь у правды гость,
Тонким сделаюсь подъячим, /Растворю пошире горсть.
Утром раза три в неделю /С милой музой порезвлюсь;
Там опять пойду в постелю /И с женою обоймусь. 1798

30. Почему же он был иным? - Природнейший русак, до последней клеточки преданный престолу, Державин и привлекал к себе царей своими способностями и усердием, и отталкивал их непоколебимой и горячей честностью, нежеланием закрывать глаза на беззакония царевых фаворитов, прощать слабости кому бы то ни было, даже царям. Обычная история: таланты не могут ужиться при самодержцах - именно потому деспотизм осужден.

31. Державин пробыл тамбовским губернатором всего два года и был вынужден уйти из-за происков своего непосредственного начальника - генерал-губернатора Гудовича. Но за два года он сделал для города и земли так много, что надолго она запомнила его добро и ответила в веках рождением и воспитанием честных и талантливых людей.

32. Вот одно из первых его донесений: "При обозрении моем губернских тюрем в ужас меня привело гибельное состояние сих несчастных. Более 150 человек, а бывает, говорят, и до 200, повержены и заперты без различия вин, пола и состояния в смердящиеся и опустившиеся в землю, без света, без печей, избы, лучше сказать скверные хлевы... согревает их одна теснота, а освещаeт между собой одно осязание"... Державин тут же начинает строить новое помещение для

33. острожников, а чтобы дело шло быстрее, он посылает судейских чиновников самим посмотреть, как страждут люди. Те, понимая, что послать в острог их могут не только для краткого осмотра, работают много поспешнее.

34. Его дом стараниями супруги стал местом общественных собраний, концертов, даже школою арифметики, грамматики, танцев. Сам

35. Державин учредил в Тамбове клуб и пансион для дворянских детей - народное училище, построил театр. С помощью Новикова завел и первую типографию, и официальные ведомости... Он начал работы по улучшению условий

36. судоходства по Цне и улучшил содержание улиц. Его мечтой было замостить Тамбов и тем избавиться от грязи, и он неутомимо накапливал камень для мощения улиц - но не успел. Камнем его воспользовались только 40 лет спустя. Пусть поздно, но и это начинание не пропало.

37. Характер и жизнь Гаврилы Романовича для нас загадка. Откуда могла родиться такая наивность силы, чтобы даже в условиях самодержавия, бюрократизма и лихоимства - не сломаться, а прожить жизнь с пользой для Державы и славой для Державина. На закате лет он подводит итоги:

38. Державин "Признание"
Не умел я притворяться /На святого походить,
Важным саном надуваться /И философа брать вид.
Я любил чистосердечье, /Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье /Были гением моим.

39. Если я блистал восторгом, /С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я - Богом, /Вне себя я Бога пел.
Если звуки посвящались /Лиры моея царям, -
Добродетельны казались /Мне они равны Богам.

40. Если за победы громки /Я венцы сплетал вождям,
Думал перелить в потомки /Души их и их детям.
Eсли где вельможам властным /Смел я правду брякнуть вслух,
Мнил быть сердцем беспристрастным /Им, царю, отчизне друг.

41. Eсли ж я и суетою /Сам был света обольщен, -
Признаюся, красотою /Был плененным, пел и жен.
Словом, жег любви коль пламень /Падал я, вставал в мой век,
Брось, мудрец, на гроб мой камень, /Если ты не человек.1807.

42. Державина пример служил и другим управителям. Рассказывают, что в следующем столетии губернатор Гамалея также мог много хорошего устроить в Тамбове, используя свою немалую, почти самодержавную власть. У него был обычай виновных купцов не карать сразу, а вызывать для отеческого внушения и увещевания о необходимости жертвовать средства на благоустройство города. И средства собирались немалые. И купцы исправлялись и оказывались благодетелями, а город избавлялся от грязи, заводил больницу и гимназию, библиотеку

43. и семинарию. И росла в уходе тамбовская молодежь. Может, не случайно, что от двух Чичериных, бывших у Державина председателями гражданской и уголовной палат, вышли в будущем знаменитые

44. философ-юрист Борис Николаевич Чичерин, его племянник нарком ин. дел Георгий Васильевич Чичерин, литературовед Алексей Владимирович Чичерин...

45.Богат Тамбов талантами. Создатель оперы "Аскольдова могила" Верстовский, композитор-пианист Рахманинов, поэт

46. Жемчужников, писатель Сергеев-Ценский... А сколько иных, забытых талантов прошло через тамбовские классы...

47. Забытый католический костел. О нем мы ничего не знаем, да и увидели через тамбовские яблоневые сады случайно. Кто были его устроители и прихожане? Кого воспитывал и возвышал он духом? - Наверное, ссыльные поляки, или служилые немцы, которые тоже внесли в тамбовскую землю немалый духовный вклад - не меньше, чем в остальную Россию. И как плохо, что мы их забываем, открываем для себя лишь случайно...

48. Памятник Лермонтову, воспитанному соседней, Пензенской землей. Но Тамбов стоял на пути в Москву и Петербург, и потому Михаил Юрьевич бывал здесь, может, чаше, чем в самой Пензе. Ему принадлежат

49. скучающее описание города, известного по стране не только грандиозной торговлей (оптовой) зерном и скотом, сколько скандально азартной карточной игрой съезжавшихся помещиков и богатеев. По свидетельству Брокгауза, Москва о том знала, и потому отправляла в Тамбов игральные карты возами.

50.Тамбов на карте генеральной /Кружком означен не всегда.
Он прежде город был опальный; /Теперь же, право, хоть куда.
Там есть три улицы прямые, /И фонари, и мостовые;
Там два трактира есть: один /Московский, а другой - Берлин.

51. Там есть еще четыре будки, /При них два будочника есть,
По форме отдают вам честь, /И смена им два раза в сутки;
Там зданье лучшее острог... /Короче, славный городок!

52. Но скука, скука, Боже правый /Гостит и там, как над Невой,
Поит Вас пресною отравой, /Ласкает черствою рукой.
И там есть чопорные франты, /Неумолимые педанты,
И там нет средства от глупцов /И музыкальных вечеров;
И там есть дамы - просто чудо! /Дианы строгие в чепцах,
С отказом вечным на устах. /При них нельзя подумать худо,
В глазах греховное прочтут /И вас осудят, проклянут.

53. Вдруг оживился круг дворянский, /Губернских дев нельзя узнать;
Пришло известье: полк уланский /В Тамбове будет зимовать,
Уланы, ах! Такие хваты!... /Полковник, верно, неженатый;
А уж бригадный генерал /Конечно, даст блестящий бал.

55. У матушек сверкнули взоры, /Зато несносные скупцы,
Неумолимые отцы /Пришли в раздумье: сабли, шпоры -
Беда для крашеных полов... /Так волновался весь Тамбов.

56. И вот однажды утром рано /В час лучший девственного сна,
Когда сквозь пелену тумана /Едва проглядывает Цна,
Когда лишь куполы собора /Роскошно золотит Аврора,
И тишины известный враг,- /Еще безмолвствовал кабак

57. Уланы, справа по шести, /Вступили в город. Музыканты,
Дремля на лошадях своих /Играли марш из Двух Слепых...
Услыша ласковое ржанье /Желанных вороных коней,
Чье сердце, полное вниманья, /Тут не запрыгает сильней?

58. Забыта жаркая перина.../Малашка, дура! Катерина!
Скорее туфли и платок! /Да где Иван? Какой мешок!
"Два года ставни отворяют"... /Вот ставня настежь. Целый дом
Трет стекла тусклые сукном, /И любопытно пробегают
Глаза опухшие девиц /Ряды суровых, пыльных лиц.

59. ...Но полк прошел. За ним мелькает /Толпа мальчишек городских,
Немытых, шумных и босых...

60. Ну а дальше следует известный рассказ об ухаживании улана за тамбовской казначейшей и как он выиграл ее у старого мужа в карты... Значит, был и такой Тамбов, и такие, далеко не державинские нравы.

61. Но прошли лермонтовские времена азартных игр и дворянских собраний. Прошли и времена надежд Чичерина-дяди на мирные преобразования, на движение страны к трудовой и гражданской самостоятельности - через земства и городские думы (власть земель).

62. Прошли и предреволюционные времена, когда разочарованная интеллигенция и деловые люди обратились к искусству, символизму, мистике.

63. Прекрасным памятником тех настроений стоит дворец известного богатея и промышленника Сапожкова. Сегодня он стал кардиологическим центром и санаторием. Цветами и поэтическими строками

64. на плакатах здесь лечат не только сердце, но и душевное настроение.

Баратынский

Мой дар убог и голос мой не громок, /Но я живу, и на земле мое
Kому-нибудь любезно бытие: /Его найдет далекий мой потомок

65. B моих стихах. Как знать? Душа моя /Окажется с душой его в сношеньи
И как нашел я друга в поколеньи, /Читателя найду в потомстве я.

66. Из многочисленных тамбовских храмов остались единицы. На расчищенных площадях воздвигнуты революционные памятники. В саму революцию Тамбов не был прославлен народным буйством, скорее,

67. наоборот - мелкобуржуазным упорством... как будто державинские уроки и чичеринские заветы тамбовская почва не желала отдавать.В 1918 году Тамбов испытал восстание эсеров, партии с девизом: "В борьбе обретешь ты право свое". Но власть в городе они могли удержать лишь несколько дней, зато подготовленное эсером Антоновым крестьянское сопротивление длилось не один

68. год и утихло, лишь когда, одумавшись, красная Москва пошла навстречу крестьянам и заменила произвольную продразверстку законным продналогом. Конечно, Антоновщина была задавлена, зато

69. земля победила и страна вступила в период НЭПа. Во время войны Тамбов, слава Богу, не испытал оккупации, но как прифронтовой город был переполнен базами снабжения и

70. госпиталями. Об этом мы узнали по многочисленным памятным доскам на старых домах. Тамбов даже устроил у себя музей военной медицины.

71. Период войн и революций пощадил старый Тамбов. Но зато сейчас реконструкция, т.е. снос деревянной и церковной старины в угоду

72. горделивым замыслам архитектурных компрачикосов добралась-таки и до своевольного Тамбова.

73. И вот уже пустынным кажется берег Цны вокруг ставших редкими и потому "охраняемыми памятниками

74. архитектуры" (5-6 церквей из 30 дорев. храмов).

75. Старый Тамбов своею плотью-домами уходит в небытие, в одну только память. Так постараемся, чтобы она была прочнее. Не так уж велика наша история, и опыт жизни

76. старого Тамбова еще будет всем нам очень нужен, а его поэты не дадут нам забыть о радости земли.

77. Баратынский Век шествует путем своим железным,
В сердцах корысть, и общая мечта
Час отчасу насущным и полезным /Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья /Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья, /Промышленным заботам преданы.

78. ...Последний сын аттической природы /Возник поэт, идет он и поет...

79.Воспевает, простодушный,/Он любовь и красоту,
И науки, им ослушной, /Пустоту и суету:
Мимолетные страданья, /Легкомыслием деля,
Лучш е, смертный, в дни незнанья /Радость чувствует земля!

80. Райцентр Рассказово по дороге на Инжавино

81. Усадьба в старинном КараулеВ 12-м часу ночи мы доехали попутным молоковозом от Инжавина до старинного, еще от степных времен села Караул и заночевали прямо напротив усадебного дома Бориса Николаевича Чичерина. (1828-1904).

82. В первый раз нас познакомил с его взглядами и судьбой Валерий Каленский, правовед и американист. Ну, а собственное чтение его книг полемики с марксистами, воспоминаний, заставило полюбить этого благородного и проницательного человека, сделало знакомство почти

82а. личным. В его книгах мы услышали мысли единомышленника - конструктивного, житейски мудрого, независимого - как от правительства, так и от толпы, но строго лояльного к высшей власти, западника и либерала. Вся энергия и таланты его были отданы не только науке, в которой он достигал необычайных успехов - в истории, философии, социологии, даже в математике и химии, но к пробуждению самодеятельности русских людей.

83. Он начинал со смелого участия в заграничных изданиях Герцена, когда была еще надежда на возможность совместной работы всех честных людей на благо России - от революционеров до консерваторов. Продолжил укреплением традиции личного достоинства и уважения к работе в годы своего профессорства и воспитания московского студенчества, в годы участия в правительственных

84. комиссиях и проектах, в земском управлении Тамбова и на должности выборного головы Московской городской думы.Но усилия его закончились разочарованием. Не поступаясь своим достоинством ни перед бюрократами самодержавия, ни перед демагогами журналистики, он уходит и с места профессора московского университета, и с должности московского головы и поселяется

85. в любимом Карауле. По рождению Борис Николаевич был помещиком, потомком древнего боярского рода от итальянского выходца Афанасия Чичерони, прибывшего в Россию еще при Иване III в свите Софьи Палеолог. Его отец Николай Васильевич был одновременно и богатым тамбовским откупщиком, оставившим сыну Караул и 1600 десятин земли, и другом поэта Баратынского и писателя Павлова. Борис Николаевич достойно продолжил своих предков. Потерпев неудачу в преобразованиях большой родины, он взял цель и задачу по силам.

86. p. Ворона - "Я мог, наконец, исполнить свое заветное желание: жить независимым помещиком и отцом семейства... Круглый год жить в деревне, заодно с природой, и это имело для меня неизъяснимую прелесть... Утренняя свежеть вселяет бодрость и готовность на всякое дело. Мысль движется ясно и живо; умственный

87. труд спорится... Тут начинаются и любимые мои садовые работы: посадка, порубка, проведение дорожек, начертание клумб... Затем, после утренней усталости и сытного обеда, наступает длинный

85. вечер с чтением вслух. И поэзия, и история, и старые романы, и воспоминания - все чередой проходит перед умственным взором и дает все новые наслаждения. Мирно проходит день и мирно он кончается сладостным сном, обещая повторение за повторением..."

86. Больше дворцовой усадьбы Чичериных нас поразили эти почти крепостные стены английского вида. Оказывается, это хозяйственный двор, выстроенный рачительным владельцем. В эпоху пореформенного всеобщего сельского разорения, крестьянского, а еще больше дворянского, эти капитальные постройки удивительны. Ведь супруги Чичерины, хотя и были богаты, но не

87. баснословно. Включая жалованье и книги Б.Н., они могли рассчитывать только на 7-8 тысяч рублей годового дохода (от всех имений), что только в 50 раз больше заработка средней крестьянской семьи, и вести на эти все же небольшие деньги аристократический дом, приемы гостей, большое хозяйство.

88. Задолго до всех нынешних теорий реконструкции и роста развивающихся стран, на опыте своем и своих соседей, Б.Н. сформулировал принцип необходимости развития "на собственных ногах", хотя и был ярым западником: "Кто делает улучшения в долг, тот идет прямо к разорению

89. Вот мой сосед Козлов. Я был хозяин заурядный, неопытный, без капитала, посвятивший этому делу только малую часть своего времени. Он же работал как вол, с утра до вечера, все смотрел сам, без устали скакал по железным дорогам, стараясь нажить деньгу, не пренебрегая никакими средствами, а между тем, я сохранил неприкосновенным свое состояние, а он разорился. Предприимчивость, хотя и подбитая энергией и практическим смыслом, повела только к крупным убыткам, а вследствие того и к долгам.

90. Возможно улучшение пашни, постепенная замена сохи плугом, постепенное же улучшение овцеводства, единственно выгодной у нас отрасли скотоводства - вот и все, что я старался достигнуть, да еще

91. расширение табаководства, что выручало в дурные годы. Дело на табаке ведется расчетливо... с малолетства. Это приучает к дисциплине и труду. И крестьянам, и мне эта отрасль дает отличные доходы. В голодные годы, мне говорили, в прежнее время родители кормили детей, а теперь дети кормят родителей".

92. Село Караул А вот еще: "Меня крестьяне знали с детства, и я всех знал в лицо и по именам... Ко мне обращались при всех невзгодах: у одного нет лошади, у другого коровы, а дети просят молока, у третьего развалилась изба. С небольшими средствами можно всем помочь, когда знаешь и видишь, что эта помощь идет на дело.

93. Жена со своей стороны всех лечит, знает всех баб и детей, постоянно ходит по избам. Мы много лет живем, как родные семьи. Я полюбил русского мужика, хотя весьма далек от того, чтобы видеть в нем идеал совершенства. Подобные мечты могут питать лишь те, которые никогда не прикасались к нему близко.

Конечно, встречаются трогательные черты нравов. Так, у нас в селе существует обычай одарять сирот втихомолку. Но рядом с умилительными чертами, рядом с типами женщин, в которых невозмутимая кротость украшается таким чувством достоинства, которое сделало бы честь любой аристократке - сколько явлений противоположного

94. свойства. Сколько взаимной зависти, сколько неуживчивости и ссор ведут к постоянным разделам, какое неуважение к родителям, недоверие к разумному слову при бессмысленном доверии ко всякому проходимцу... Рядом со смышленностью непонимание самых явных своих интересов, рядом со строгим соблюдением внешних

95. обрядов полное незнание и непонимание самых элементарных истин религии, при наружном добродушии - дикая грубость, которая делает не только мужика, но и бабу в минуту общего увлечения, готовыми на всякие зверства. За них никак нельзя поручиться, что они величайшему своему благодетелю в порыве исступления не свернут голову".

96. Кроме трезвого взгляда на психологию, Б.Н. замечательно глубоко судит и о социально-экономическом состоянии русских крестьян: "Благосостояние крестьян, которое поднялось в первые годы после освобождения, затем пошло под гору. Важнейшие тому причины: семейные разделы, пьянство и неумение держать деньги в руках. Против разделов средств не было никаких. Когда бабы ссорятся, братьям волей-неволей приходится расставаться, хотя это и ведет к нищете. А с освобождением сила баб возросла... Кабак составляет, может быть, еще большее зло, против его существования в Карауле мы долго ратовали и, наконец, успели убедить крестьян его

97. закрыть... Но у мужика деньги уходят не на одно вино: он просто не умеет их беречь. Века крепостного состояния в соединении с размашистостью русской натуры, привели его к тому, что у него так же, как и у барина, они уходят сквозь пальцы... Народонаселение растет, земли на всех становится все меньше, притом она выпахивается, а капитал, который должен восполнить этот недостаток, не увеличивается: что же из этого может выйти, кроме общего обеднения? Это мы и видим на глазах...

98. А коренное зло тому - общинное землевладение.

Предвидение Пока крестьянин не привык думать, что он сам должен устраивать судьбу свою и своих детей, никаких нужных экономических привычек у него не может образоваться, ведь собственность составляет основание всякого общественного быта. Мудрено ли, что у крестьян все понятия о праве перепутываются.

99. Но зато увеличились затраты на дома, на керосин, на разноцветные наряды из фабричных ситцев... Но если потребности увеличиваются, а доходы уменьшаются, то что доброго может из этого выйти? Куда мы идем? При существующих условиях экономическое развитие России представляется в довольно безотрадном свете.

100. Нашим потомкам придется, по всей вероятности, пройти через тяжелые времена. А может статься, и на нас падет эта кара?...

101. Умер Борис Николаевич в 1904 г., за год до первого революционного разлома, до исполнения своих мрачных ожиданий. Не удалась ему и семейная гармония... В младенчестве умирают двое первых детей - дочь и сын, а еще позже - сокрушительным ударом стала смерть от дифтерита 6-летней Улиньки: "В третий

102. и последний раз я взял на руки маленький гробик и понес его в церковь, а оттуда на семейный погост, где он был опущен в землю с другими детьми и где нам будет дано успокоиться непробудным сном. Опять, и на этот раз окончательно, мы с женой остались

103. одни на земле. Этот удар сломил меня, с тех пор я уже не поднимался. Всякие надежды на счастье, всякое стремление к деятельности исчезли. С тех пор мы несем жизнь, как наложенный на нас крест. Можно жить счастливо, не имея детей, но остаться на старости лет без детей, это едва ли не самое тяжелое, что может постигнуть человека на земле.

104. Все, что я видел вокруг себя, не могло ни ободрить, ни утешить меня. Наравне с семьей, а может, и больше, я люблю Отечество. Но в каком положении оно находится? Независимые и образованные

105. Россия на рубеже ХХ в. люди исчезают... все раболепные, низкопоклонные, бездарные лезут наверх и приобретают силу... Самые нелепые меры принимаются властью, не имеющей ни мысли, ни совести, а опошлившееся общество не только не поднимает против них голоса, а, напротив, готово им рукоплескать. И чем дальше мы идем, тем гуще и безотраднее становится окружающая нас тьма. Что готовит нам будущее - известно одному Богу...

106. Но (при своей прозорливости) Чичерин оставался и слабым человеком с сильнейшей потребностью и желанием иллюзий. И в 1887г., отмечая полувековой юбилей чичеринского Караула, он созывает на пир крестьян и держит к ним речь: "Теперь я стар и удручен горем. Детей у меня не осталось. Вероятно, недолго мне придется с вами пожить, но кто бы ни были мои наследники, я желаю одного: чтобы они жили с вами в мире и любви, как жил мой отец, как жил мой брат, как жил и я. И если через

107. 50 лет, Бог даст, хозяин в Карауле будет кто-нибудь из нашего рода, я завещаю, чтобы здесь присутствующие и дети их пришли к нам и чтобы через 50 лет было такое же угощение в память прошлого и всех прежних владельцев Караула. Пью чарку водки за процветание Караула, за сохранность добрых сердечных отношений между караульскими помещиками и караульскими крестьянами

107а. из рода в род" И вспоминает Чичерин: "Крестьяне были тронуты моей речью. Потом пошли в школу и все облобызались. Потом еще долго сидели в саду на скамейке, любуясь чудесным видом, рекою... Потом пришла вся деревня похристосоваться со старым

108. помещиком, лобызаниям не было конца... Красива караульская церковь, с высокими куполами. Это было одно из самих поэтических впечатлений моей старости"

Тяжело возвращаться от воспоминаний старого Чичерина, от разрушающейся кураульской церкви и заброшенного факельного кладбища, где даже могилы не хранятся - к его дому...

109. Ведь завещанное им угощение через 50 лет крестьянам - не состоялось - да и не мудрено. Ведь этой датой оказался 1937 год.За год до неe умер последний человек, который мог бы стать владельцем Караула, и не стал им - нарком Чичерин.Сейчас в караульском дворце - детский дом - в довольно бедном состоянии. Идет ремонт, и детей увезли, а устроенный в трех комнатах музей наркома закрыт, и потому нас даже внутрь не пустили, с каким-то злым удовольствием: Отсюда и автобусы ни с чем уезжали... Нам досталось только заглянуть в окна первого этажа, чуть поговорить с усталыми воспитательницами и

110. заснять мемориальную доску и памятник - конечно, только наркома. Про дядю здесь еле вспоминают... А ведь отношения этих талантливых людей были очень непростыми, любящими - но горькими. О них хорошо пишет уже третий, современный нам Чичерин

111. Алексей Владимирович, литературовед и внучатый племенник Б.Н. Он гостил в Карауле, знал жену B.Н. и наркома. Он был одним из

112. молодых устроителей караульского музея - картинной галереи - сразу после революции и до 1927 года, когда в преддверии соц.преобразований не только Караул, но и многие иные памятники, не говоря уж о церквях, сняли с охраны и обрекли на разор. Так вот он пишет:

"С детства Георгий воспитывался у дяди. Воспитывал Борис Николаевич не только своим обликом-душой, но и всем, что наполняло созданный им дом. Кроме превосходных произведений Пальмы, Веронезе, Веласкеса, Тропинина, Боровиковского..., тщательно подобранных гравюр, книг была особая комната - любимых героев... был там Гете,

113. был там Моцарт - ясный и лучезарный. Но совсем иначе видел Моцарта Георгий Васильевич, он видел в нем и мире боль и страдания. Отвергая портрет гармоничного Моцарта, Г.В. отвергал и не менее гармоничный дом, в котором висел этот портрет, отвергал Караул с его картинной галереей, лесами, лугами, оранжереей, блистающей белизной маслобойней и пр. и прочим. Все более острым становился

114. спор между дядей, яростным критиком марксизма, и юным марксистом. После смерти дяди Г.В. отказался от наследства, жил в эмиграции страшным пуританином, меньшевиком, был поглощен политической борьбой и ... музыкой, всегда в нем звучавшей. Да, дядин Караул был сломан, но в самой духовной структуре ленинского наркома оставалось влияние "милого дяди Бори" - и знание европейских языков едва ли не лучше русского, и необыкновенная эрудиция в истории и философии, и сильнейшая любовь к искусству, к музыке, а главное - подвижничество и трудолюбие.Такие-то люди и делали культуру после революционного слома.

115. Но вот последнее наше воспоминание о Карауле - ковер опавших яблок в разгороженном (как парке) саду рядом с усадьбой Б.В. - бери, сколько хочешь. Мы наелись и набрали почти на весь поход. Нигде больше такого изобилия не видели. Плоды еще живых чичеринских традиций. И говорили за этот такой живой и такой вкусный тамбовский коммунизм большое спасибо Борису Николаевичу и всем своим предкам, всей старой и доныне живой России.

117. ИнжавиноРайонный центр в 12 км от Караула - это просто большое и разбросанное тамбовское село со зданием райкома и редкими городскими зданиями. А начиналось оно с помещичьей усадьбы декабриста

118. Лунина. Ныне на ее месте лишь бензозаправочная станция и пустырь. От Лунина ничего не осталось, кроме памяти и случайных экспонатов начала прошлого века в местном музее.

119. Музей недавно переехал в новый дом, небольшой и деревянный, но уютный благодаря его смотрителю. Его любовью и энтузиазмом, наверное, и держится очаг исторической памяти на реке Вороне. Он-то нам и рассказал, где была лунинская усадьба, и что железная дорога в Инжавино была проведена благодаря настояниям Б.Н.. А главное, только он немного объяснил нам суть антоновского

120. восстания после гражданской войны. Правда, и здесь, как и в Тамбове, мы не увидели фотографии самого Антонова, но зато увидели фото чекиста Калюжного, захватившего и расстрелявшего на месте Антонова и его брата. Видели мы и фотовитраж из ленинского факсимиле записки к помощнику Троцкого: "Тов. Склянский! Что у Тухачевского? Поймали ли Антонова?" - А ведь Антонов, наш, инжавинский, здесь родился, - неожиданно проинформировал нас хозяин музея. - Родители были из ремесленников...

121. отец сапожничал. А потом они уехали в Кирсанов, там он и учился... Бедовый парень был, разбойный, а потом попал в революцию к эсерам..." - и так спокойно все это нам объяснил, так не похоже на деланное возмущение смотрительницы из Тамбовского музея: "Какие еще фото Антонова? Разве можно - этого паразита и врага?", что сразу возбудило симпатию к нему. Стараясь не спугнуть доверие старика, запоминали его немногословный рассказ.

122. Последний для нас тамбовский город Кирсанов В соседнем районном центре, и вместе с тем старинном русском городе, мы появились через несколько часов, проделав путь от Инжавина дизель-поездом, пешком и автобусом. Взяв билеты, чтобы ехать дальше в Пензу, пошли осматривать город.

123. Говорят, что город на пересечении скотопромышленного тракта и реки Вороны был основан крестьянином Хрисанфом (Кирсаном). При Петре I здесь был железоделательный завод, но, после петровой смерти, закрылся завод, как и большинство из петровских нововведений. Однако город из переселенных и превращенных в рабочих крестьян выжил - торговлей скотом и многочисленными ремеслами, и даже стал уездом.

124. Типичный уездный город Тамбовщины имел три училища, монастырь, пять церквей, богадельню, больницу и 8 тысяч жителей.

125. 17 км южнее за Вороной была когда-то родовая усадьба Баратынского - "Мара" - сейчас на ее месте "колхозное поле".

126. Много работал здесь и неутомимый на ниве земского самоуправления Борис Николаевич Чичерин и его сподвижники (Они закладывали семена законных прав и земского порядка)...

127. А в годы разлома земля ответила упрямством тамбовских мужиков, ответила Антоновщиной.

128. Антонов А.С. (189...-1922) Он недоучился в кирсановском училище из-за революции 1905-7 годов, а потом за участие в эсеровском вооруженном подполье был отправлен в Сибирь. После февральской революции вернулся на Тамбовщину революционным борцом

129. и героем. Видимо, он примыкал к левым эсерам, и после Октября занимал посты в Тамбове, но потом по партийной воле перешел на должность начальника милиции в уездный Кирсанов. Переход на низкую должность при большей ее самостоятельности позволил готовить оружие и при массовом подъеме крестьянского недовольстве поднять восстание.

130. Пока шла трудная борьба большевиков с белогвардейцами, Тамбовщина оставалась в целом нейтральной, зеленой. Тамбовские леса были переполнены дезертирами, с которыми молча мирилась слабая пока Сов.власть. Но когда белые были разбиты и победоносные армии были направлены на "внутреннего врага", на усиление продразверстки и развертывание "системы трудовых армий", Тамбовщина перешла к вооруженному восстанию. У Антонова была настоящая армия (в 50 тысяч чел.), тоже называвшая себя красной и советской с командирами и даже комиссарами - но полностью крестьянская, ибо уходили в нее целыми селами...

131. Памятник погибшим в гражданскую войну революционерам в Кирсанове мы чтим, как памятник всем погибшим в эту окаянную войну, где перепутывались все понятия и нормы справедливости и правды. Красные мужики в качестве "антоновских бандитов" в течение почти двух лет боролись, опираясь на массовую поддержку.

132. Ведь почти в каждом городе и даже в частях ЧОН у антоновцев были добровольные информаторы, а любая деревня выдавала им свежих лошадей, пряча их от карательных отрядов Котовского, Уборевича, Тухачевского... И только когда был объявлен конец грабительской продразверстке и переход к законному продналогу, когда мужики

133. получили возможность вернуться к своим домам и церквям, к самостоятельной жизни, пошла на спад антоновщина. И был схвачен и убит сам Антонов. Тамбовская земля вытребовала НЭП Значительна и трагична, символична его судьба. Он был разбит и убит, но главное объективное требование шедших за ним тамбовских мужиков было услышано и выполнено - и благодаря этому вся страна получила НЭП и политику смычки с крестьянами, благодаря чему выжили все мы.

134. Но Ленин и не мог по-иному поступать тогда. Уничтожая оппозиционера, как вооруженного соперника за власть, он тут же воспользовался его уроками для устроения земли.

135. Трагична и по-своему благородна роль оппозиции, даже сугубо мирной... Что же говорить о революционных временах? Как ужасен этот закон гибели инакомыслящих, закон идейного и прямо-таки физического пожирательства. И когда только кончится его действие?

136. ...Вечером мы уезжали в город Белинский Пензенской области, покидали Тамбовщину. Мало мы побыли, но успели немного полюбить эту упрямую землю. И все пытались понять, почему все же "тамбовский волк нам товарищ"! Автобус уносит нас, но в памяти

137. и на пленке уже осталось наше утро на реке Вороне перед домом Бориса Николаевича. Целый век прошел от времени его жизни и трудов здесь. Сколько обидных слов и забвения досталось его памяти...

138. Наступают другие времена, прочищается от предвзятости зеркало памяти. Вот мы и пришли сами, и вас с помощью слайдов привели к его дому и мыслям. Неистребимо живой оказалась Чичеринская земля!

До свидания, тамбовская земля!




Лицензия Creative Commons
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная.